Буржуазные реформы Александра II.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость про-ведения и других буржуазных реформ - в области местного управле- ния,суда,образования,финансов,в военном деле.
1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях",вводившее бессословные выборные ор-ганы местного самоуправления - земства.Они избирались всеми сос-ловиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Земства несли ответственность за народное образование,за народное здоровье,за своевременные поставки продовольствия,за ка-чество дорог,за страхование,за ветеринарную помощь и другое.
Все это требует больших средств,поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,облагать население повинностями,образовывать земские капиталы.При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни.Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным,но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получило столь широкое распространение,что многими было понято,как переход к представительному образу правления,поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне,и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",по кото-рому в 509
городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,избираемые на
четыре года.Городская дума избирала свой пос-тоянно действующий
исполнительный орган - городскую управу,состо-явшую из городского головы
и нескольких членов.Городской голова был одновременно председателем и
городской думы и городской упра-вы.Право избирать и быть избранным в
городскую думу имели право только жители,обладающие имущественным цензом
(преимущественно владельцы домов,торгово-промышленных заведений,банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).
Таким образом,основная масса городского населения была уст-ранена от участия в городском самоуправлении.Компетенция городс-кого самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов,устройство базаров и т.п.).
Одновременно с земской реформой,была подготовлена и судеб-ная.Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных.Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,гласный суд с участием присяжных заседате-лей,адвокатурой и состязательностью сторон.Присяжные заседате-ли,участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого,мере наказания же определяли сами судьи.Решения,принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными,в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате.Решения окружных судов,в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае,если было совершено нарушение законного порядка судопроиз- водства.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.Состав мировых судей избирался на уездных земс-ких собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных"- адвокатуру,а также институт судебных следователей.Пред-седатели и члены окружных судов и судебных палат,присяжные пове-ренные,их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом.После этого они не могли быть уволены или устранены от долж-ности на какое-то время,а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления,но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск.При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе.По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности,и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения,но бед-нейших из них,так как те,кто побогаче могли откупиться,наняв за себя рекрута.Такая форма воинской повинности легла тяжким бреме-нем на плечи бедных слоев населения,потому что срок службы в то время был 25 лет,то есть кормильцы,уходя из дома,покидали его практически на всю жизнь,крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону,призываются все молодые люди,достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число но-вобранцев,и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).Призы-ву не подлежали единственный сын у родителей,единственный корми-лец в семье,а также если старший брат призывника отбывает или от-был службу.Взятые на службу числятся в ней:в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе,во флоте - 7 лет действи-тельной службы и 3 года в запасе.Для получивших начальное образо-вание срок действительной службы сокращается до 4-х лет,окончив-ших городскую школу - до 3-х лет,гимназию - до полутора лет,а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом,мы можем сделать вывод,что новая система предпола-гала не только военное обучение солдат,но в то же время проводил-ся ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).
Военные расходы,вызванные Восточной войной,а также выкупная операция,затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета.Правительство брало кредиты за границей,прибегало к внутренним займам,выпускало кредитные билеты.Все это привело к тому,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.
Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер,одна из которых - отмена винных откупов.
При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в
определенном округе за некоторую сумму.По новому порядку вино могло
продавать любое лицо,но все вино,поступавшее в продажу облагалось
"акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же акцизом были обложены
соль,сахар,табак.Были увеличены некоторые таможенные пошлины.Главным же
средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети
железных дорог.В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз,и почти
также увеличился ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных
предприятий замет-но увеличилось,а также число фабрик и заводов.Появились
кредитные учреждения - банки,во главе которых стоял Государственный банк
(1860 год).
Россия начала терять характер патриархального землевладель-ческого государства.Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни.
Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые
стеснительные меры в отношении учебных заведений,принятых императором
Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы,они
стали доступны для вольнослушателей,как мужчин,так и женщин.Однако
новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам,после чего
свободу университетов пришлось несколько ограничить.В 1863 году был издан
устав,согласно которому профессорская корпорация получила
самоуправление.Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на
порядок в университете,что являлось поводом для частых "студенческих
беспорядков".Под влиянием таких настроений граф Д.А.Толстой решил
осуществить реформу средней школы.В начале царствования императора (при
министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех
сословий.Гимназии же были двух типов:классические,с изучением древних
языков и реальные,соответственно без них,но с преобладанием
естествознания.Граф Толстой,поддерживаемый М.Н.Катко-вым в 1871 году
составил новый устав гимназии,одобренный госуда-рем.Классическая гимназия
была сделана единственным типом общеоб-разовательной и всесословной
средней школы,выпускники которой имели право поступления в
университет.Реальные гимназии заменили "реальными училищами";цель их была в
том,чтобы давать образование людям всех сословий,но приспособленное к
практическим потребнос-тям и к приобретению практических познаний.Этой
реформой было создано полное преобладание классической школы.Но граф
Толстой упустил из вида несколько моментов,а именно:из-за отсутствия дос-
таточного количества преподавателей латыни и греческого язы-
ка,пришлось выписывать специалистов из-за границы.Естественно,их
преподавание не нравилось студентам,так как первые не знали ни русского
языка,ни русской литературы.
Таким образом,несмотря на то,что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма,она не вошла в нравы нашего общества.
Одновременно с реформой мужской средней школы,реформирова-лась и женская.До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы,в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.
Но,несмотря на усилия,народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
Заключение.
Последствия реформ Александра II.
Итак,мы рассмотрели основные преобразования и реформы,прове-денные
Александром II. Основная реформа его царствования - осво-бождение крестьян
- в корне изменила порядок,существовавший до этого и повлекла за собой
все остальные реформы.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность,в города хлынул поток рабочих рук,открылись новые сферы для предпринимательства.Между городами и уездами восстано-вились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости,выравнивание всех перед су- дом,создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности.А чувство этой свободы пробудило желание развить ее.Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Мне хотелось бы закончить словами А.А.Кизеветтера о правлении
Александра II:
"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования."
Список использованной литературы:
1. С.Ф.Платонов "Лекции по русской истории",Москва, издательство
"Высшая школа",1993 год.
2. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",Санкт-Петербург, фирма
"Стройлеспечать",1993 год.
3. С.Ф.Платонов "Собрание сочинений",т.1.
4. В.А.Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт",1993 год.
Страницы: 1, 2