Авиценна - великий медик
Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина,
он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке -
Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело-
века,великого ученого средневековья, и еще более интересны
отношения и высказывания в его адрес различных представите-
лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн
Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго-
маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть
неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру-
гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой
комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это
"незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне-
дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф-
шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения.
Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу-
жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так
называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе
Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма-
териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо-
вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет.
В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется
брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать
весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством
ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов
,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших
ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил
его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам
решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ
Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля.
Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк-
рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло-
томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять
универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение
исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи-
лось к медицине.
В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-
- 2 -
на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я
проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все
начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По-
том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс-
нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида,
а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд-
ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле-
мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную
часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал-
ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай
теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе
объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады-
вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким
путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности.
Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау-
чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины,
юность его души. Душу то он выдержал, а ум...
Учил я его стрелять из лука,
А когда у него окрепла рука,
Он выстрелил в меня...
Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.
В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас- сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медици- ны. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встре- че Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произ- вели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно
- 3 -
полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень
скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в
Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания мо-
лодого ученого не только результат его исключительной ода-
ренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного тру-
да. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя
чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни
одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кро-
ме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диа-
лектику, физику и математику настолько, насколько вообще
доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристоте-
ля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту кни-
гу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо пос-
тигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному ба-
зару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец
предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием"
Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я
прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже
наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркива-
ется исключительная настойчивость молодого ученого в дости-
жении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных
рынках которой можно было свободно приобрести такое уникаль-
ное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике"
Аристотеля.
В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель
Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и
в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем
Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта биб-
лиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средне-
векового Востока. В ней хранились уникальные произведения
древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением
и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой
библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в
его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по
разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная,
что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это
уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из
его мудрых загадок.
- 4 -
17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, ги-
бель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Си-
не эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему
на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смот-
ри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом
трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она
морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится
с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более шире
мир, о дружбе их сложат немало поэм:
Мы на правде сошлись и расстались
И вот на прощание
Понял Я нрав человека:
Его драгоценность - Молчание.
(Маарри.)
В 999 году Бухара была завоевана караханидами. Ибн Си-
на, преследуемый завоевателями, в 1905 году покинул Бухару.
Добирается до Ургенча - столицы древнего Хорезма. Здесь в то
время жили многие замечательные ученые: историк и философ
Абу Райхан Беруни, философ, медик и математик Абу Сахл-Маси-
хи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и др...Совместная работа
Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совер-
шенствованию знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми
плодотворными. Но вернемся к 999-1905 годам к этим истокам
плодородия. Ибн Сина не уехал из Бухары потому что в Бухаре
было много раненых, больных, но и трупов - от войны, просто
замечательный период в овладении и совершенствовании знаний
по анатомии медицины. По прибытии в Хорезм он начал работать
над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые
принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона"
есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил
точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаме-
нательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет!
Как же Ибн Сине удалось превзойти Галена?
Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн
Сина взял нож, препарировал и описал "...Мышц, движущих
глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и
у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сто-
рону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу.
- 5 -
Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет
мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучегла-
зию..." Много надо было вскрыть трупов и передержать в руках
препаратов, чтобы написать такое, он не только открыл мышцы
глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сет-
чатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зре-
ния, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена!
И это в 25 лет! Он описал даже операцию по удалению катарак-
ты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкос-
тями, чего тоже нет у Галена ."Первая оболочка - снег (хрус-
талик), вторая - расплавленнле стекло (стекловидное тело),
третья - яичный белок (влага передней камеры)" А описание
сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки
эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расшире-
нии натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь. "О
костях - "Позвонки спинного хребта - основа, на которой те-
ло построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, под-
вешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ"
которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей че-
репа, например, - броня мозга, которая его закрывает и пре-
дохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не
из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то
она не распространится на весь череп. Кроме того в одной
кости не может быть различия в отношении твердости и мягкос-
ти, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные
между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в
первой трети жизни..."
В 1017 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым
противником всякой прогрессивной мысли и науки. Поэтому Ибн
Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и пос-
ле долгих скитаний в песках карашумов добрался до границ
совресенного Туркменистана и остановился в городе Абиверд
(Биверд). Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Ма-
сихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через
пески. Через некоторое время перешел в Нисо (недал. от совр.
Ашхабада), затем Нейсапур (тер. Ирана), Горган (Джорд-
жан),где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его
верным учеником. На чужбине Ибн Сина претерпел много лише-
- 6 -
ний. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу
и практическую деятельность - писал книги, лечил больных,
занимался с многочисленными учениками. К этому этапу жизни
Ибн Сины можно отнести такое его произведение как " Что вижу
Я ныне?"
В упадке и честь и ученость,-
И в прошлом осталася мысли людской утонченность,
Сегодня не видят к тому же в достоинствах проку,
Возносят невежд и легко предаются пороку,
И мир предстает мне обителью знати и черни,
Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.
А может быть, сам он - мертвец, преисполненный гнева,
Червей этих жрет, ублажая голодное чрево?
Мир сгинет в грехе
Иль, как праведник, встанет из праха?
Поведать могу ли Я предначертания аллаха?
Когда против рока пойти Я решался в гордыне,
Страницы: 1, 2