Авиценна - великий медик

Авиценна - великий медик

Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина, он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке -
Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело- века,великого ученого средневековья, и еще более интересны отношения и высказывания в его адрес различных представите- лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн
Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго- маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру- гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это
"незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне- дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф- шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения.
Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу- жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе
Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма- териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо- вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет.
В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов
,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ
Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля.
Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк- рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло- томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи- лось к медицине.

В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-

- 2 -

на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По- том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс- нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд- ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле- мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал- ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады- вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности.
Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау- чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины, юность его души. Душу то он выдержал, а ум...
Учил я его стрелять из лука,
А когда у него окрепла рука,
Он выстрелил в меня...

Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.

В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас- сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической медициной, а много наблюдал и занимался практической медици- ны. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встре- че Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произ- вели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно

- 3 -

полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в
Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания мо- лодого ученого не только результат его исключительной ода- ренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного тру- да. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кро- ме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диа- лектику, физику и математику настолько, насколько вообще доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристоте- ля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту кни- гу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо пос- тигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному ба- зару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием"
Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркива- ется исключительная настойчивость молодого ученого в дости- жении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных рынках которой можно было свободно приобрести такое уникаль- ное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике"
Аристотеля.

В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель
Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем
Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта биб- лиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средне- векового Востока. В ней хранились уникальные произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная, что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из его мудрых загадок.

- 4 -

17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, ги- бель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Си- не эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смот- ри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более шире мир, о дружбе их сложат немало поэм:
Мы на правде сошлись и расстались
И вот на прощание
Понял Я нрав человека:
Его драгоценность - Молчание.

(Маарри.)

В 999 году Бухара была завоевана караханидами. Ибн Си- на, преследуемый завоевателями, в 1905 году покинул Бухару.
Добирается до Ургенча - столицы древнего Хорезма. Здесь в то время жили многие замечательные ученые: историк и философ
Абу Райхан Беруни, философ, медик и математик Абу Сахл-Маси- хи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и др...Совместная работа
Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совер- шенствованию знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми плодотворными. Но вернемся к 999-1905 годам к этим истокам плодородия. Ибн Сина не уехал из Бухары потому что в Бухаре было много раненых, больных, но и трупов - от войны, просто замечательный период в овладении и совершенствовании знаний по анатомии медицины. По прибытии в Хорезм он начал работать над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона" есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаме- нательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет!
Как же Ибн Сине удалось превзойти Галена?

Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн
Сина взял нож, препарировал и описал "...Мышц, движущих глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сто- рону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу.

- 5 -

Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучегла- зию..." Много надо было вскрыть трупов и передержать в руках препаратов, чтобы написать такое, он не только открыл мышцы глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сет- чатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зре- ния, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена!
И это в 25 лет! Он описал даже операцию по удалению катарак- ты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкос- тями, чего тоже нет у Галена ."Первая оболочка - снег (хрус- талик), вторая - расплавленнле стекло (стекловидное тело), третья - яичный белок (влага передней камеры)" А описание сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расшире- нии натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь. "О костях - "Позвонки спинного хребта - основа, на которой те- ло построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, под- вешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ" которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей че- репа, например, - броня мозга, которая его закрывает и пре- дохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то она не распространится на весь череп. Кроме того в одной кости не может быть различия в отношении твердости и мягкос- ти, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в первой трети жизни..."

В 1017 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым противником всякой прогрессивной мысли и науки. Поэтому Ибн
Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и пос- ле долгих скитаний в песках карашумов добрался до границ совресенного Туркменистана и остановился в городе Абиверд
(Биверд). Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Ма- сихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через пески. Через некоторое время перешел в Нисо (недал. от совр.
Ашхабада), затем Нейсапур (тер. Ирана), Горган (Джорд- жан),где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его верным учеником. На чужбине Ибн Сина претерпел много лише-

- 6 -

ний. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу и практическую деятельность - писал книги, лечил больных, занимался с многочисленными учениками. К этому этапу жизни
Ибн Сины можно отнести такое его произведение как " Что вижу
Я ныне?"

В упадке и честь и ученость,-

И в прошлом осталася мысли людской утонченность,

Сегодня не видят к тому же в достоинствах проку,

Возносят невежд и легко предаются пороку,

И мир предстает мне обителью знати и черни,

Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.

А может быть, сам он - мертвец, преисполненный гнева,

Червей этих жрет, ублажая голодное чрево?

Мир сгинет в грехе

Иль, как праведник, встанет из праха?

Поведать могу ли Я предначертания аллаха?

Когда против рока пойти Я решался в гордыне,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты