Эдвард Радзинский
Городской комитет по образованию и науке
Лицей №1 при ПГТУ
Учебно-исследовательская работа.
«Властители дум» Эдварда Радзинского.
Выполнила:
Хусаинова А. М. , 207кл.
Научный руководитель:
Фомченко Е. В.
Пермь 2000
Оглавление
Введение: Эдвард Радзинский: «штрихи к портрету» 2
Глава 1: «Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю»
(герои Э. Радзинского в поисках Истины) 6
Глава 2: «Идти до конца в своей Вере»
11
Глава 3: «У собаки есть хозяин, у волка есть Бог» (свобода подлинная и
свобода мнимая)
14
Заключение: «Люди как люди»
20
Список использованной литературы 23
Эдвард Радзинский: «штрихи к портрету»
Обо мне сложилось представление как о «вещи в себе». Я просто живу вне среды по принципу: «Войди в келью, чтобы услышать мысль свою». По нему я и живу, так мне легче. Я стараюсь не давать вовлечь себя в какие бы то ни было коллективы, команды, полки, стаи и стада. Стараюсь быть один. Один на один с историей. Только так можно общаться с ней.
Э.С.Радзинский.
Эдвард Радзинский…Когда на экране появляется этот странный человек с венчиком медно-рыжих волос, оторваться от него не возможно. Он умеет заставить слушать и слышать себя. Даже те кто, не испытывает к нему симпатии сознают, что у него особый дар, которому научится нельзя. Так кто же он: писатель, драматург, историк, телеведущий?
Творческий путь Эдварда Радзинского начался в конце 50-х – начале 60-х
годов. Тогда многие вступали в конфликт со Временем, они стали писать
«странные» истории. Некоторые пишут и по сей день, это все еще ответная
реакция на «прекраснодушный» идеализм «новой» страны с ее жестокостью,
несправедливостью, утробностью. Так изменилось ли что-то?
Период «розового мира» закончился для писателя уже в конце 60-х годов.
Даже в его первых пьесах, историях любви, видится какая-то червоточина. В
основе его любовных историй лежит печальная подоплека: «встреча героев, их
заклинания: «Верь мне! ты все сделаешь! Ты все сможешь!» – все в начале
происходило как бы по ту сторону реальности, конец всегда был обусловлен ее
жестокими законами» [4,23].
Но время шло, а жизнь в России не менялась. В душе молодого писателя зародилось неверие в возможность изменений. Поэтому его первые пьесы половинчаты, недосказаны. «Но Радзинский пошел по своему, сугубо индивидуальному пути» [4,25].
Он не гнался за земной популярностью. Его путь – это постепенное исследование, поиск выхода, который, как оказалось, в самой Истории. Он, размышлял над историческими событиями, случайностями, закономерностями, выходит на прямой контакт с прошлым, настоящим и будущим. А за портретами легендарных исторических личностей вырисовываются контуры современников и потомков.
Мы видим Историю, исторический опыт России, но почему-то он проходит мимо нас. Мы все углубляем разрыв между прошлым и будущим. Когда мы начнем осмысливать Историю? Радзинский начал…
Свою первую пьесу на современную тему, на «злобу дня» он написал в 19
лет, ее поставил ТЮЗ. Но теперь его начали волновать вопросы, которые
невозможно было осветить в «современной пьесе» (вопросы из категории
«вечных»). Тогда он обратился к пьесе исторической. «История дает нам
величайшие примеры, поучительнейшие биографии героев, исторических
личностей. История это бесценный урок, прекрасный и горький, но всегда
помогающий живущим лучше понять себя, мир и свой век. В этом смысле
исторические произведения современны [9,5]. Он начал писать пьесу «Беседы с
Сократом». Радзинский взял Сократа, потому что от него ничего не осталось:
он ни чего не говорил, что было бы достоверно известно, и ничего не
осталось: он ни чего не говорил, что было бы достоверно известно и ничего
не записывал. Писатель просто взял за основу форму: «пророк уничтожает
себя, потому что его мысль не может остановиться. Жрец, исповедуя пророка,
начинает ненавидеть его за эти изменения. Поэтому жрецу надо пророка убить,
чтобы обожествить» [1,3]. Но пьесу сделали политической, никто не верил что
эта пьеса историческая. А ведь она была написана о Сократе. Эта была пьеса
о человеке, который познал любовь ко всем людям и понял, что «разум без
любви мертв» [14,114].
Пьесу долго не выпускали. Сначала был процесс Синявского и Даниэля, потом скандал с Сахаровым и Солженицыным. «И каждый раз в стране оказывался кто-то, кто претендовал для властей на роль Сократа» [1,3]. С этого момента писатель осознал, что наше общество не стоит на месте, а движется с быстротекущим временем. Теперь История становится главной героиней его произведений, он начинает ходить в архив и писать романы.
Так что же есть для писателя История? В одном из интервью он сам
ответил на этот вопрос: «История для меня – совершенно пленительная вещь. В
ней я встречаю людей, которые меня вдохновляют. Их деяния часто потрясают,
порой ужасают, но в любом случае смертельно интересуют» [3,124]. В
исторических героях Эдвард Радзинский видел черты своих современников.
Изучая человеческие поступки, он понял, что основной урок Истории в том,
что люди не извлекают из Нее ни каких уроков. Это неопровержимо.
Моя задача – доказать это на примере героев Э. Радзинского: Сократа,
Нерона, Сенеки, несгибаемого Лунина, загадочной княжны Таракановой,
Сталина. Все они принадлежат к разным эпохам, но, тем не менее, все они в
чем-то похожи, потому что за время своего существования человек изменился
менее всего. И всю Историю человечества можно определить словами из Анатоля
Франса: «Люди жили, люди страдали, люди умирали».
«Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю»
(герои Э. Радзинского в поисках Истины)
А рядом со мной (Сократом) всегда находился человек, который меня обличал и мучил. Понимаешь, стоило мне произнести любую истину, которая так ясна нам с тобой (Сократу и Продику), как он тотчас ее опровергал… Я ведь тоже думал, что главное – быть богатым, пользоваться почетом, выпускать свои книги. Но как только я произносил это вслух, он бросался на меня с бранью и приводил тысячу примеров, когда быть богатым, пользоваться почетом, выпускать свои книги оказывалась стыдно! И что самое ужасное, я ни когда не мог от него избавиться.
Э.С.Радзинский.
Стоит убить глаголющего истину, и тотчас людей охватывает любопытство к его вере и уважение к ней. Потому что нет ничего прочнее и притягательнее того, за что пролита кровь.
Э.С.Радзинский.
Истина… Что это такое? Одна ли она для всех? Или у каждого она своя?
Эти вопросы мучили и продолжают мучить людей на протяжении тысячелетий. На
протяжении всей своей жизни человек ищет Истину, человеческая жизнь это
путь поиска истины. Кто-то идет по этому пути прямо, никуда не сворачивая,
кто-то, дойдя до середины пути, поворачивает обратно, а кто-то вообще
пытается свернуть на другую дорогу. Таковы и герои Радзинского: все они
находятся в поисках Истины, на пути к Ней, или бегут от Нее, за что им
потом придется жестоко поплатиться.
Среди героев Радзинского лишь немногие познают эту Истину, и живут,
находясь в согласии с ней. Большая часть героев отходит от истинного пути,
бежит от Истины, но Она – беспощадна. Она рано или поздно настигает героев
Радзинского. Истина, по мнению автора, заключается в том, что нужно любить
людей, потому что без любви сердце превратиться в льдинку. Это понимает
Сенека в финале пьесы «Театр времен Нерона и Сенеки». И поэтому он впервые
в жизни кричит: «Я учил тебя любви» [14,113]. Но Нерон ответит ему: «Любовь
– это солнце, а ты ледяной старик» [14,133].
Сенека, величайший моралист, воспитал величайшего убийцу. Почему же так получилось? И Радзинский отвечает на этот вопрос своей пьесой. В Сенеке не было Любви, он не познал Истины, в Нероне он видел лишь орудие своей будущей Власти! Он не заметил в маленьком мальчике человека. Он молча одобрял убийства.… Так что же должно было получиться в итоге?
Еще один пример уже из нашей современности – Сталин. Ведь он, Хозяин,
Вождь, тоже был человеком. Он любил друзей своего детства, до конца жизни о
них заботился, посылал деньги. Он любил свою мать, с которой был в
бесконечной переписке. Но эту Истинную Любовь в нем убила одна большая
Страсть – Власть. Он отошел от Истины. «Так уж устроен человек, что иногда
он бежит от Истины, не стремиться к Ней, утешая себя формулой «счастье в
неведении». Играя на этой казуистике человеческой психологии, можно многое
обрести – почет, богатство, уважение и более того превратить свое бегство
от Истины в ценное занятие» [13,110]. И это оказалось правдой.
Умение любить восхищает нас в княжне Таракановой – обманщице,
выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны и сестру Пугачева. Во имя любви
она готова забыть целый мир и себя самое. Она «всегда грешила во имя любви»
[14,329]. И, несмотря на это, она симпатична и нам ,и автору. В отличие от
нее Екатерина Вторая лишена этой любви к людям, она использует их как пешек
в шахматной игре. Она, как и Сенека, «ледяная». За это расплачиваются ее
верные слуги – братья Орловы. «Но законных наследников нету …. Нас было
пять братьев – и не одного законного наследника. Ни у кого. Видать за
грехи, матушка…. Исполнили мы твои поручения» [14,356]. Истину Орловы
понимают лишь к концу жизни, поняли они, что «шутить часто изволили»
[14,352]. Но, увы, Истина поздно пришла к братьям: умерла жена Григория,
отравился он сам, сошел с ума Алексей…
Но есть у Радзинского и герои, которые поняли Истину, шли за Ней и
проповедовали Ее, пытались донести Ее до людей. Это мудрец Сократ и
декабрист Лунин. Сократ всю сою жизнь посвятил исследованию человека,
пытаясь понять, чем ему руководствоваться в повседневной жизни. И он понял,
что самым главным в человеке должна быть любовь к другим людям, что нельзя
отвечать Злом на Зло, ибо «Зло всегда порождает Кровь» [14,59]. Это он и
пытался донести до сознания людей. «Сократ мечтал, что в результате этих
бесед вы (люди) наконец то станете различать главное: стыдно заботиться о
выгоде, о почестях, о разуме и душе забывать» [14,25]. Люди не поняли
Сократа, они осудили его, обвинив в неверии в Богов. Это не удивительно,
ведь «общество всегда было дубинкой для инакомыслящих, и в нем единицы,
которые вели его и которые получали от него многочисленное количество
оплеух, а часто и смерть. Это относится не только к сложным – «мировым»,
«вечным» - вопросам бытия, но и ко всей повседневной жизни, к бытующим
представлениям. Но, отгораживаясь от «мирской суеты» и делая предметом
своего заинтересованного внимания весь окружающий мир, философия преследует
благороднейшую цель – объяснить мир, найти Истину, научить людей не просто
«глазеть», а «видеть» [13,114]. Но даже Сократ, познавший Истину, скажет:
«Единственное что я знаю, - это то, что я ни чего не знаю» [14,64]. Он
призывает все и всегда призывать сомнению, ибо мир подвержен изменениям.
Поэтому его так и пугает то, что его Первый Ученик ищет «истинного
Сократа». Он понял, что его Ученик «безумен», у него «страшные глаза –
глаза жреца, а не философа» [14,65]. Его Ученик так и не понял, что Добро
обращается в Зло в тот момент, когда за него пролита Кровь. Он приносит в
жертву «истин о добре» живых людей. Это показывает, что Сократ так и не
смог объяснить людям суть Добра и Зла, они так и не поняли Истины. Но
Сократ знает, что убившие глаголющего Истину спустя какое то время высекут
эту Истину на камне и будут следовать ей.
Другой герой, понявший, что «Зло всегда порождает Кровь», -
несгибаемый декабрист Лунин, осужденный, как и Сократ, за преступление,
которого не совершал. Он находиться в тюрьме за участие в тайном обществе,
из которого вышел, поняв, сто нельзя приносить жертву на «алтарь Добра». Он
пишет исповедь, чтобы эту истину поняли и познали другие люди. Он знает,
что его записи будут уничтожены, но прежде… прочтены. А прочитанное будет
передаваться из уст в уста, ибо «кровь человеческая всегда вопиет!»
[14,427].
Страницы: 1, 2