Маргарет Тэтчер
Содержание
Стр.
Введение 2
1. Тетчеризм» в политической жизни. 3
2. Тетчер – выходец из мелкой буржуазии. 3
3. Прагматизм Тетчер, отход от негативной линии к СССР. 4
4. Контакты с советским лидером. 5
5. Диалоги Тетчер и Горбачева. Плодотворность их встреч. 7
6. Заложен фундамент современного подхода между 7
Востоком и Западом.
7. Разногласия между Тетчер и Горбачевым во взглядах 8
на конечную цель советских реформ.
8. Усиление роли Тетчер в международных делах. 8
Ее поддержка процессов перестройки в СССР.
9. Активное участие Тетчер в поддержки перед лидерами 9
Запада Горбачева и его идеи.
10. Последнее посещение Тетчер Москвы. 12
Выводы. 14
Список литературы 15
Введение
Маргарет Тетчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. Под ее руководством консерваторы в мае 1979 года одержали победу на выборах, и она стала премьер-министром. Дважды — в 1983 и в 1987 году — она переизбиралась на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли
"больным человеком Европы", укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет
Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.
1. «Тетчеризм» в политической жизни.
В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь
Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Политическая философия тетчеризма небезынтересна. Ее основу составляют
несколько элементов. Это — апологетика свободного предпринимательства,
личной инициативы. Главным стимулом при этом Тетчер считает прямую
материальную выгоду, желание "устроить жизнь как можно лучше для себя и
своей семьи". По ее утверждениям она тем самым "апеллирует к лучшему, что
заложено в природе человека". -
Вопрос о мотивации человеческой активности — один из центральных в
философии тетчеризма. "Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство,
достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег" — говорит Тетчер.
”Погоня за равенством — мираж. Возможности ничего не значат, если за ними
не стоит право на неравенство, слобода выделяться из всех".
2. Тетчер – выходец из мелкой буржуазии.
Для понимания мировоззрения Тетчер надо иметь в виду то, что сама она, в
отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому
истеблишменту. Она — выходец из мелкой буржуазии. Родилась в 1925 году в
небольшом английском городке Грэнтэм в семье бакалейщика и навсегда
сохранила симпатии к той среде, из которой вышла. Этим во многом
объясняется тот факт, что важным элементом концепции тетчеризма стал
провозглашенный ею "возврат к викторианским моральным ценностям": уважению
к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность,
трудолюбие, примат права личности.
Тетчер достаточно точно уловила настрой определенных слоев общества,
выступающих за то, чтобы во главе страны стояла "сильная личность", которая
могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране "должный
порядок". Характерно, например, что в сфере общественной нравственности,
укрепления закона и порядка Тетчер не только не ослабила роль государства,
но и значительно усилила ее. За время ее пребывания у власти было принято
несколько новых важных законов, призванных расширить полномочия судов и
полиции, ожесточилось и иммиграционное законодательство.
Базу тетчеровского экономического курса составляла монетаристская
концепция, отдающая приоритет снижению инфляции посредством сдерживания
роста денежной массы и выпуска ее в таком объеме, который был бы в прямой
зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Кредитно-денежное
регулирование — основной рычаг воздействия на хозяйственную конъюнктуру.
Правительство Тетчер последовательно осуществляло перестройку налоговой
системы. Уменьшение налогообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую
активность, повышать оборачиваемость капитала.
М. Тетчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. Вместе с тем, Тетчер не раз говорила и о том, что важная задача правительства — создание наиболее благоприятных условий для частного бизнеса, который вправе добиваться повышения прибылей при условии полной ответственности за результаты собственной деятельности. Особенность тетчеровского варианта приватизации — широкая распродажа акций мелким владельцам. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом плане — укреплять базу поддержки ими консерваторов.
3. Прагматизм Тетчер, отход от негативной линии к СССР.
Политика Тетчер и ее правительства сталкивалась с существенными
трудностями. Например, в социальной области, создании рыночной конкуренции
в сфере здравоохранения, в реформах образования явно просматривалась
тенденция к разделению общества на людей "первого" и "второго" сорта.
Именно в этих вопросах Тетчер перешла грань допустимого в социальном
маневрировании. Английские избиратели оказались не готовыми к перестройке
общества по принципу "каждый для себя". Это нашло отражение и в процессах,
в конечном счете, вынудивших Тетчер сложить с себя лидерство в партии и
покинуть в 1990 году пост премьер-министра. Конечно, при этом надо
учитывать и жесткость линии Тетчер при решении бюджетных вопросов в
Европейском Союзе, которая поставила Лондон под угрозу изоляции в
сообществе. Методы решения вопросов в правительстве дали основание
истолковывать стиль Тетчер как авторитарный, как отход от "искусства
британской классической дипломатии".
Но не стоит забывать о том, что прагматизм Тетчер позволил ей
постепенно отойти от первоначально негативной линии в отношении Советского
Союза, провести в 1984-1985 гг. переоценку подходов к одной из главных
проблем международной жизни — комплексу отношений Восток — Запад.
Тетчер — натура властная. Ее ум, силы, незаурядный интеллект — все было в
течение многих лет отдано государственной, политической деятельности. Ее
главная страсть — общение с сильными натурами на политической сцене, даже
если это общение выливается в острый диалог, принципиальный спор (что,
кстати, не раз бывало и в ходе ее контактов с Горбачевым). Тетчер тянуло к
государственным мужам, от которых, по ее выражению, "исходит магнетизм
власти и популярности". Особенно к тем, кто в ее глазах способен вести
диалог со знанием дела, на высоком интеллектуальном уровне. После третьей
победы на выборах Тетчер явно стремилась к тому, чтобы применить свои силы
и опыт на международной арене, прежде всего в сфере отношений Восток —
Запад. Оно и закономерно — что, в самом деле, могло быть важнее для судеб
Европы и мира? Вполне закономерно и то, что Тетчер, уже имевшая огромный
опыт общения с государственными деятелями, видными политиками, считала
особо важными упрочение контактов с советским лидером и готовилась к каждой
встрече с Горбачевым особенно серьезно. При премьер-министре была создана
небольшая группа экспертов из бывших британских послов в Москве,
авторитетных советологов. Ведущую роль среди них играл талантливый аналитик
Чарльз Пауэлл, который всегда сопровождал Тетчер на беседах с президентом
бывшего СССР.
4. Контакты с советским лидером.
Тетчер, несомненно, обладает определенным артистизмом, что немаловажно в
политике. Готовясь к той или иной встрече с Горбачевым, она не только
взвешивала политические аспекты предстоящего разговора, но и отрабатывала
каждый свой жест, даже взгляд. Однажды на аэродроме при встрече Горбачева
один из моих британских собеседников, хорошо знающий Тетчер, сказал:
"Посмотрите на нашего премьера — она буквально преобразилась, ее глаза
светятся необычным блеском. Это — влияние вашего президента..."[1]
"Политические деятели не руководствуются любовью или ненавистью, их
направляют интересы, а не чувства" — отмечал видный британский писатель и
дипломат 18-го века Филипп Честерфилд. Верно, конечно. И все же... Явные
взаимные симпатии Тетчер и Горбачева, несомненно, способствовали укреплению
контактов между двумя лидерами, делали их диалог более доверительным а,
следовательно, и более плодотворным.
В рассказах о британо-советских отношениях часто фигурирует встреча
британского премьера с Горбачевым в декабре 1984 года в предместье Лондона,
в правительственной загородной резиденции Чеккерсе.
Уже в середине 80-х годов, когда стало очевидно, что Брежнев тяжело болен
и фактически не управляет ни государством, ни партией, на Западе началась и
с каждым годом приобретала все больший размах аналитическая работа, цель
которой состояла в том, чтобы высчитать, что сулит миру и Советскому Союзу
"послебрежневский период". Правящий триумвират, фактически управлявший в ту
пору нашей страной (Устинов, Андропов, Громыко), особенно в расчет не
принимался, так как у всех членов этого триумвирата было непреодолимое
препятствие на пути к вершине власти — возраст.
М. Горбачев был в ту пору мало известен на Западе. Однако его визит в
1982 году в Канаду, его беседы с политическими деятелями этой страны дали
для западных политиков и наиболее дальновидных "кремленологов" ценную
информацию. О Горбачеве начали говорить как об амбициозном и энергичном
политическом деятеле, который, в отличие от своих коллег по Политбюро,
проявляет значительный интерес к западным методам управления экономикой, к
западной системе ценностей. Советский посол в Канаде — им был в то время А.
Яковлев — в немалой мере помог Горбачеву создать этот изначальный имидж.
М. Тетчер познакомилась с Горбачевым в феврале 1984 года, когда приехала
в Москву на похороны Андропова. Осенью того же года — впервые после
длительного охлаждения англо-советских отношений - делегацию Верховного
Совета СССР пригласили посетить Лондон с официальным визитом.
Развитие в последние годы советско-британских отношений — яркий и во многих отношениях едва ли не единственный пример того, как можно за сравнительно короткий срок укрепить доверие между двумя государствами. В ходе диалога Москва—Лондон закладывались новые, современные подходы в отношениях между Востоком и Западом. Процесс этот, конечно же, был очень и очень непростым, ибо в ходе его приходилось преодолевать годами накапливавшиеся взаимные подозрения, недоверие и негативные стереотипы восприятия друг друга.
5. Диалоги Тетчер и Горбачева. Плодотворность их встреч.
Главной особенностью советско-английского диалога явилось то, что он был
сфокусирован, прежде всего, на крупных, стержневых международных проблемах,
касающихся в первую очередь вопросов войны и мира, разоружения. Это был
диалог, в ходе которого стороны излагали свои принципиальные позиции, свое
философское видение мира, каким он будет завтра наш мир — полностью
безъядерным или же строящимся на основе концепции ядерного сдерживания?
Тетчер в этих дискуссиях последовательно отстаивала линию на сохранение
британского ядерного оружия, подчеркивая его "миротворческую" роль,
заявляя, что для британского правительства такое оружие — это, помимо всего
прочего, еще и "гарант веса и престижа Англии в мировом сообществе".
Горбачев же, как известно, выступал за ликвидацию ядерных арсеналов...
Это различие в подходах к одной из важнейших проблем современности
отчетливо выявилось и после советско-американских консультаций на высшем
уровне в столице Исландии — Рейкьявике в ноябре 1986 года.
Визит в Лондон М. Горбачева, его выступление перед британским деловым
миром, как и выступление в Гилдхолле перед британскими политиками не сняло
тревог, которые возникли в верхних эшелонах делового мира страны
относительно того, куда идет перестройка и в чем суть и стержень программы
экономических реформ.
Страницы: 1, 2