Мемуары Дашковой как исторический источник 18 века
Мемуары Е.Р. Дашковой, как исторический источник по истории России XVIII
века и развитию общественной мысли.
План:
1. Введение.
2. Глава I. 1.Биография Дашковой.
2.История создания мемуаров.
3. Глава II. Содержание и достоверность «Записок».
4. Заключение.
5. Список литературы.
Список литературы:
1.Дашкова Е.Р. Записки княгини. /Воспоминания/ Минск,2003
2.Путь к трону: История дворцового переворота 28.06.1762. М.,1997
3.Хрестоматия по истории России.4 тома. Т.2, кн.2, М.,1997
4.Отечественная история для детей. Энциклопедия. М., «Аванта+»,2002
5.Большая советская энциклопедия. Т.I. М.,197
6.Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия.
7.Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М.,1978
8.Краснобаев Б.И. Глава двух академий. //Вопросы истории, №12,1971,с.84-
98
9.Файнштейн М.Ш. Вознесены на пьедестал. М.,1992
10.Некрасов С. Российская академия. М., «Современник»,1984
11.Современники: жизнь и деятельность Дашковой и Новикова. М.,1991
12.Дашкова. Суворов.Воронцовы.Сперанский.Канкрин:Биографические
повествования./В.В.Огарков/ Челябинск, «Урал»,1995
13.Заичкин И.А.,Почкаев И. Русская история: от Екатерины Великой до
АлександраII. M., «Мысль»,1994
14.Генина М. Президент двух академий.//Работница.№2,1974,с.25
15.Лаппо-Данилевский К.Ю. Юбилейные торжества посвященные 250-летию со дня
рождения Е.Р.Дашковой.//Русская литература.№2,1993,с.241-242
Введение.
Княгиня Дашкова по праву считается одной из образованнейших женщин своей эпохи и первой русской женщиной Президентом сразу двух высших учебных заведений: Петербургской академии наук и Российской академии. Как писал о ней почитатель её таланта А.И.Герцен:
«Дашковою русская женская личность, разбуженная петровским
разгромом,
Выходит из своего затворничества, заявляя свою способность и требует
участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России - и смело
становится рядом с Екатериной».
Екатерина Романовна Дашкова / урожденная Воронцова/ оставила после себя
мемуары , благодоря которым мы можем узнать больше о жизни высшей русской
Аристократии 2-ой половины 18 века. Но как всякий источник они требуют
критического подхода и сравнительного анализа с другими источниками.
Целью данной работы является попытка как можно более точно и
объективно
Рассмотреть мемуары кн.Дашковой, как исторический источник.
Исходя из цели доклада можно выделить следующие задачи:
- ознакомившись с текстом «Записок» провести внешнюю критику
источника,т.е.
определить место и время создания данного источника,а также дать краткую
биографическую справку об авторе данной работы;
- другой задачей является внутренняя критика источника,т.е. анализ
содержания и достоверности.
Мемуары Дашковой изучались многими историками как 19 так и 20 вв.
В 19 веке Герценым была написана работа, которая так и называется
«Княгиня Е.Р.Дашкова», описывающая жизнь княгини. К сожалению с самой
работой мне не удалось ознакомиться, но из многочисленных цитат
используемых авторами так или иначе касавшихся этой темы, отчетливо видно
что Герцен буквально благоговел перед этой женщиной. Недюжий ум,
образованность эти качества Дашковой вызывали в нем восторг. Герцен пишит
о ней: «Какая женщина! Какое сильное и богатое существование ».
Главным в работе с историческим источником является ознакомление и
сопоставление его с другими источниками того времени, поэтому важную роль в
данной работе играют воспоминания современников Екатерины Романовны, таких
как Екатерины Великой, её фаворита Станислава-Августа Понятовского,
секретаря французского посольства в Петербурге Клода Рюльера, а также
Андрея Болотова.
Ознакомившись с данными этих источников сразу видны противоречия с
«Запис-ками» Дашковой.
Как уже говорилось ранее воспоминания Дашковой изучались многими
исследователями. Здесь мне хочется отметить работу Лии Яковлевны
Лозинской
«Во главе двух академий», в которой автор описывает жизнь Екатерины
Романов-ны привлекая большое количество источников и различных
характеристик опи-
сывающих её жизнедеятельность. Лозинская также даёт, на мой взгляд ,
самую точную характеристику : «Записки» Дашковой не историческое
исследование. Ученый найдёт в них фактические неточности, они
субъективны и по многим
оценкам, и по отбору материала; среди обширной мемуарной литературы
есть
произведения, которые рисуют несравненно более широкую картину русской
действительности 18 века. И всё же это замечательный памятник культуры 18
столетия, в равной мере принадлежащий и истории, и литературе, образец
русского сентиментализма, с характерным для него стремлением к
самопознанию и неприятием окостеневших норм действительности».
Некоторым историкам свойственна излишняя критика в оценке эпохи
Екатерины
Великой. Так Ключевский в своих сочинениях так охарактеризовал Дашкову :
«Она шла впереди просвящённых дам своего времени, недаром она занимала
президентское кресло в Русской академии наук. Ещё в молодости, в 15-16 лет,
она
Зачитывалась до нервного расстройства произведениями Бейля, Вольтера,
Руссо. Кончив свою блестящую карьеру, она уединилась в Москве и здесь
вскрылась какой была ; здесь она почти никого не принимала, равнодушно
относилась к судьбе детей, бесцеремонно дралась со своей прислугой, но все
её материнские чувства сосредоточились на крысах, которых она успела
приручить…». При этом автор заключает: «Начать с Вольтера и кончить ручной
крысой могли только люди екатериненского времени». На счет данной
характеристики Дашковой с ней можно не согласится, т. к. по существующим
воспоминаниям Мэри Вильмонт описывает совсем другой портрет, так она
пишет; что увидела женщину с открытым и умным лицом, одетую в глухое
чёрное платье с серебряной звездой на левой стороне груди, с выцветшим
платком на шеи и белым мужским колпаком на волосах. Может быть её внешний
облик и был несколько странноват, но приём её был так ласков, искренен,
тепл и в то же время важен, что я тотчас почувствовала самую горячую
любовь к ней …
Не менее интересной, чем работа Лозинской, является биографическое
повествование о княгине Дашковой написанное Огарковым, который четко
подметил противоречивость её натуры. Так он пишет: « следует обратить
внимание
на то противоречие, которое является в показаниях княгини насчёт её
отношения к милостям свыше. С одной стороны она говорит о своём
бескорыстии, а с другой-«возмущается ничтожными подачками». И самое
странное то, что она, третируя их, всё-таки под тем или иным предлогом,
как бы по независящим от неё причинам, находит возможность пользоваться
ими». В целом эта работа является чем-то вроде аналитического исследования
«Записок».
Отмечая заметку Марии Гениной «Президент двух академий», опубликованную в 1974 г., нельзя не отметить «отпечаток» советской идеологии.Так наряду с восхва- лением первой русской женщины, возглавившей ВУЗ - абсурдно звучит высказывание о Дашковой: « Правда и тут идеи просвещения своеобразно уживаются в ней с крепостнической идеологией - она пыталась убедить философа Дидро в пользе крепостного права».
Файнштейн же в своей работе «Вознесены на пьедестал», посвященной
обеим
Екатеринам, не ставит под сомнение роль Дашковой в перевороте, а искренне
считает, что та просто заблуждалась оценивая свою роль в этом
«представлении».
Особенно много статей о Дашковой вышло в свет в связи с 250-летием со
дня её
рождения в 1993 году. Так, на торжествах, прошедших в Петербурге,
заслугам выдающейся женщины в области русского просвещения были посвящены
доклады многих российских и зарубежных учёных ( Смагиной, Тишкина,
Марголиса, Гёпферта и др.». Это приводит к выводу, что жизнь и
деятельность княгини вызывает живой интерес у исследователей.
Используя энциклопедические и справочные издания при подготовке
доклада, прежде всего, хочется отметить энциклопедию «Брокгауза и Эфрона», где достаточно развернуто, и по существу отмечены основные этапы жизни
княгини.
В этом плане Большая Советская Энциклопедия более, чем локонична. Также хочется упомянуть об энциклопедии издательства «Аванта +», в которой наряду
с биографическими данными приводятся характеристики различных
историков.
ГЛАВА 1.
1. Биография Екатерины Романовны Дашковой.
Дочь графа Р.И.Воронцова и М.И.Воронцовой (Сурминой).
Получила домашнее образование в семье дяди — канцлера графа М.И.Воронцова.
Родилась 17 марта 1743 года. Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера
Михаила Илларионовича Воронцова
С ранних лет ее занимали вопросы политики. Еще в детстве она
рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской
политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало
развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. Знакомство с
великой княгиней Екатериной (1758) и личное к ней расположение сделало
Дашкову преданнейшей ее сторонницей. Их связывали также и литературные
интересы. Любимые писатели ее были Бейль, Монтескье, Буало и Вольтер. В 15
лет библиотека Дашковой насчитывала 900 томов.
В 16 лет она выходит замуж за гвардейского офицера князя
Дашкова, и к 1761 стала матерью двоих детей. Именно в
это время Дашковы вернулись в Петербург из Москвы, где провели несколько
лет, и Екатерина «малая» возобновила давнее знакомство с Екатериной
«большой», которой в недалеком будущем предстояло стать императрицей
Екатериной Великой.Задумав государственный переворот, Екатерина избрала
главными союзниками своими Г. Г. Орлова и княгиню Дашкову. Первый
пропагандировал среди войск, вторая - среди сановников и аристократии.
Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Дашковой, заняли
первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем
охладели и отношения императрицы к Дашковой.
Некоторое время спустя после смерти своего мужа, бригадира князя Михаила Ивановича Дашкова (1764), Дашкова провела в подмосковной деревне, а в 1768 г. предприняла поездку по России.
В декабре 1769 г. ей разрешено было заграничное путешествие. В
течение 3 лет она посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, где
встречалась с Руссо, Вольтером, австрийским канцлером Кауницем беседовала с
Дидро и Вольтером. 1775 - 1782 годы она снова провела за границей, ради
воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском
университете. В Англии Дашкова познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом.
В это время отношения ее к императрице несколько улучшились, и в 1783 году по возвращению в Россию
Она неожиданно была назначена директором Петербургской академии наук.
При Дашковой начата новая серия мемуаров Академии, под заглавием (с
1783 г.). По мысли Дашковой издавался при Академии сборник: "Российский
Феатр". Главным научным предприятием Российской Академии было издание
"Толкового словаря русского языка". Сбережение академических сумм, умелое
экономическое управление Академией - несомненная заслуга Дашковой.
По мысли Дашковой была открыта Российская Академия (21 октября
1783 г.), имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка;
Дашкова была ее первым президентом.
Наибольшего внимания заслуживает не политическая роль Дашковой,
продолжавшаяся весьма недолго, а деятельность ее в Академии и в литературе.
По назначении директором академии Дашкова произнесла речь, в которой
выразила уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но
"присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут". С этой
целью были организованы при Академии публичные лекции (ежегодно, в течение
4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие много слушателей.
Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов Академии с 17 до 50,
воспитанников Академии Художеств - с 21 до 40. В продолжение 11 лет
директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не
только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения
образования в Геттинген. Учреждение так называемого "переводческого
департамента" (взамен "собрания переводчиков" или "российского собрания")
имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие
произведения иностранных литератур на родном языке. В это именно время
появился целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков.
Страницы: 1, 2