Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы
p> Тогда же в ноябре 1906г. у Гурко произошли крупные неприятности, он был уволен со службы. Это вызвало недовольство царя, который ценил Гурко.
Столыпин отнесся к этому довольно спокойно.

В это время едва ли не главной заботой председателя Совета министров стало положение, в которое попал Крестьянский поземельный банк. Он скупил у помещиков много земли, а крестьяне не спешили ее раскупать, поэтому у него скопилось много земли, с которой он не в состоянии справится и мало денег.
Для поддержки его правительство использовало даже накопления пенсионных касс.

Только после революции аграрная реформа пошла быстрее. Прежде всего, правительство предприняло энергичные действия по ликвидации земельных запасов Крестьянского банка. 13 июня 1907г. этот вопрос разбирался в Совете министров, было решено образовать на местах временные отделения совета банка, передав им ряд важных полномочий.

Отчасти в результате принятых мер, а больше того вследствие изменения общей обстановки в стране дела у Кредитного банка пошли лучше. Всего за
1907-1915гг. из фонда банка было продано 3909 десятин земли разделенных примерно на 280000 хуторских и отрубных участков. Наладив деятельность
Кредитного банка, правительство вплотную занялось реализацией указа 9 ноября 1906г. На места заспешили министерские ревизоры, потребовавшие от губернских и уездных чиновников, чтобы все их силы сосредоточились на проведении аграрной реформы. Земские начальники, уличенные в нерадивости, увольнялись в отставку. Это резко подхлестнуло активность тех, кто оставался на службе.

Года за 3 до речи в Государственном совете, 9 декабря 1906г. за подписью Столыпина был разослан циркуляр МВД, в котором устанавливалось следующее правило: домохозяин, подавший заявление о выходе из общины, поле принятия на сходе приговора об очередном переделе, но до утверждения его уездным советом, укрепляет свой надел в прежнем размере. Фактически это равнялось запрещению всех общих переделов, ибо всякий, теряющий часть надела, мог подать заявление о выходе, удержать за собой весь надел и расстроить передел. И правительству было известно, что многие крестьяне держатся за общину только потому, что она периодически переделяет землю. В те времена это было для крестьянства то, что сейчас называют социальной гарантией: каждый крестьянский юноша, как бы ни сложилась его судьба, мог рассчитывать на свою долю в земельном наделе родной деревни. Циркуляр МВД, изданный всего лишь через месяц после указа 9 ноября 1906г. наносил еще один очень сильный удар по общине.

Столыпин поддержал предложение объявить перешедшими к подворному владению общины, длительное время не совершавших общих переделов. Он лишь уточнил: пусть таковыми считаются те общины, которые не переделялись после наделения их землей по реформе 1861г. Эта норма была закреплена в законе 14 июня 1910г. заменившем собою указ 9 ноября 1906г. и в последствии стала для многих общин источником многих насилий.

Многообразное и неустанное, законное и незаконное давление центральных и местных властей на общину с целью выталкивания из нее крестьян, началось сразу же после указа 9 ноября 1906г. Столыпин, отрицавший такое давление, выглядит в невыгодном свете. Возможно, он что-то не знал или не помнил и вообще недостаточно трезво представлял политику собственного министерства.
Он не освежил МВД. Гурко был удален, но «дух Гурко» в министерстве остался.
На словах как бы отдавая дань прежним своим взглядам, Столыпин и сам вскоре проникаться этим духом.

Третьеиюньский государственный переворот коренным образом изменил обстановку в стране. Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой
«прирезке». Темпы реализации указа 9 ноября 1906г. резко возросли. В 1908г. по сравнению с 1907г. число укрепившихся домохозяйств увеличилось в 10 раз. В 1909г. был достигнут рекордный показатель 579,4 тыс. укрепившихся.

С 1910г. темпы укрепления стали снижаться. Искусственные меры, введенные в закон 14 июня 1910г. не выправили кривую. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911г. «О землеустройстве». Однако вновь приблизиться к показателям 1908-1909гг. не удалось.

За эти годы в некоторых южных губерниях, например в Бессарабской и
Полтавской, общинное землевладение было почти совсем ликвидировано. В других губерниях, например в Курской, оно утратило первенствующее положение. Но в губерниях северных, северо-восточных, юго-восточных, а отчасти и в центрально-промышленных, реформа лишь слегка затронула толщу общинного крестьянства.

Сами крестьяне, выходя из общины, первостепенное значение предавали не закреплению за собой конкретных полос, а общей их площади. Поэтому они, случалось, были не прочь принять участие в общем переделе, если при этом не уменьшалась площадь их надела. Чтобы власти не вмешались и не расстроили дело, такие переделы иногда проводились тайно. Бывало, что такой же взгляд на укрепленную землю устраивало и местное начальство.

Министерская ревизия 1911г. обнаружила в Орловской губернии многочисленные случаи долевого укрепления. Значит, что укреплялись не отдельные полосы, а доля того или иного домохозяйства в мирском землевладении. Да и само правительство, в конце концов, встало на такую же точку зрения, присвоив себе по закону 29 мая 1911г. право передвигать укрепленные полосы при выделении хуторов или отрубов. Поэтому массовое укрепление чересполосных земель приводило только к образованию беспредельных общин.

К началу столыпинской реформы около трети общин не переделяли землю.
Иногда рядом соседствовали две общины – переделяющаяся и беспредельная.
Большой разницы в этом нет. Только в беспредельной богатые были побогаче, а бедные победнее.

В современной литературе долгое время господствовало представление, будто указ 9 ноября 1906г. ставил своей задачей отдать общинные земли на разграбление богатых крестьян. В действительности правительство, конечно, не хотело сосредоточения земли в руках немногих мироедов и разорения массы землевладельцев. Не имея средств пропитания в деревне, безземельная беднота должна была хлынуть в город. Промышленность до 1910г. находившаяся в депрессии, не смогла бы справиться с наплывом рабочей силы в таких масштабах. Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными потрясениями. Поэтому правительство поспешило сделать дополнение к своему указу, воспретить в пределах одного уезда сосредотачивать в одних руках более 6 высших душевных наделов, определенных по реформе 1861г.

Для доказательства того, что указ 9 ноября 1906г. был издан с целью возвысить, и укрепить немногочисленную деревенскую верхушку, часто используется речь Столыпина в Думе, где он говорил о том, что правительство сделало «ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Эти слова обычно вырываются из контекста речи и подаются вне связи с обстоятельствами при которых они были сказаны.

Переход целых обществ, как с общинным, так и с подворным землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством 2/3 крестьян, имеющих право голоса на сходе.

На основаниях Положения о землеустройстве производятся следующие землеустроительные действия:

1. выдел земель отдельным селениям сельских обществ

2. выдел земель выселкам и частям селений

3. выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющих отдельное владение селений

4. полное по целым сельским обществам и имеющих отдельное владение селениям разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки

5. уничтожение чересполосности земель с прилегающими владениями

6. разверстание к одним местам земель разного владения

7. раздел земель находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев

8. отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий.

Правила этого положения применяются ко всем видам земель не зависимо от способа их приобретения.

Перечисленные ранее землеустроительные действия могут быть произведены в определенных настоящим положением случаях, как по согласию всех заинтересованных лиц, так и в обязательном порядке.

Усадебные земли и земли входящие в состав усадебной оседлости селений; земли в одном сплошном отрубе, если на них возведены жилые постройки и заведено хозяйство; находящиеся вне черты селения жилые усадьбы с принадлежащими к ним огородами; участки под водяными мельницами и заводами; сады и виноградники, приносящие доход; искусственно разведенные леса; места заведомого нахождения ископаемых; разрабатываемые торфяники; лесные участки в местностях малолесных; участки, осушаемые дренажем; искусственно орошаемые участки и угодья исключительной ценности и важности могут быть разверстаны только с согласия их владельцев.

Количественное уравнение, может быть заменено денежным, но не иначе, как по добровольному соглашению выделяющихся и остающихся, выраженному простым большинством голосов с той и с другой стороны. Для денежного уравнения требуется согласие всех собственников развертываемых земель, причем в отношении земель, принадлежащих обществам, согласие это выражается приговором, постановленным большинством 2/3 домохозяйств имеющих право голоса на сходе.

На предложение земского начальника 9го участка Балашовского уезда от 2 июля 1906г. избрать уполномоченных в землеустроительную комиссию по предложению предводителей дворянства постановили – ответить отказом.
Земельный вопрос должно решать все население.

Постановлением аграрной комиссии от 14 апреля 1907г. было принято предложение учредить подкомиссию из 18 лиц, для рассмотрения законопроектов по земельному вопросу.

Председателем комиссии был избран В.В. Волк-Карачевский, а за его отказом – М.Е. Березин, секретарем был избран А.С. Хоменский. Из голосования выяснилось, что все члены подкомиссии стоят за прекращение действий именного указа 9 ноября 1906г. с условием указания мер, гарантирующих интересы лиц, выходящих из общины, 2 члена высказались за то, чтобы одновременно с этим был внесен новый законопроект, а 2е других полагали отложить вынесение нового законопроекта до решения думой общего вопроса о земле.

В настоящее время община представляет собой стеснение хозяйственной деятельности личности крестьянина, она не дает ему возможности не только развить свою деятельность на улучшение полеводства, но даже в простых хозяйственных приемах он получает стеснение, в своих имущественных правах он одинаково ограничен.

Формальная причина издания указа 9 ноября 1906г. объясняется представителем правительства тем, что к 1 января 1907г. заканчивался выкуп, и необходимо было исправить недочеты статьи 12 общего пользования, которая нормирует отношение крестьян к выкупленной земле.

После окончания революции 1905-1907гг., когда выяснилось, что прирезки земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились в
Сибирь.

Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с наплывом переселенцев. 14 сентября 1906г. был издан указ о передаче переселенческому управлению земель комитета его величества в
Алтайском горном округе.

В наиболее благоприятной для земледелия зоне – на территории
Алтайского округа и в северной части Степного края – становилось уже тесно, наплыв переселенцев туда был слишком велик. Поэтому правительство Столыпина разработало систему организованного ходачества, призванную обеспечить более или менее заселение всей территории Сибири, где можно было заниматься сельским хозяйством.

В 1910г. в переселенческом движении обозначился кризис. Поток переселенцев уменьшился почти вдвое. Недород, случившийся в этом году в
Сибири, усилил обратное переселение. За 15 лет с 1910г. возврат стал массовым. Больше всего правительство опасалось новых массовых беспорядков в деревне.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты