*Одновременно с заводскими постройками возводятся "заводская контора и
на приезд начальника две светлицы. Две светлицы управительские, промеж ними
сени. 7 квартир для житья приказным служителям и мастеровым людям".
Контора, светлицы и квартиры были "загорожены палисадом четыреугольным,
мерою от стены до стены: по одну сторону 60, в другую 58 сажен, и на всех
углах по бастиону".
*Строительство завода обошлось казне в 3891 рубль 49 копеек.
*Уголь к Егошихинскому заводу поставляли приписные крестьяне. Горновой
камень и известь добывались в селе Камасине, владении господ баронов
Строгановых. По представлению де-Геннина и по указу из правительствующего
Сената для работы к Егошихинскому заводу были приписаны крестьяне
Кунгурского уезда сел Кыласово и Комарово, которые находились на расстоянии
70 и 90 верст от завода.
*Егошихинский завод с населенным пунктом при нем представлял особый
тип поселения - город-завод. Города-заводы зарождались на основе казенных
(государственных) и частных предприятий. Они были не только центрами
промышленности и торговли, но и центрами управления, науки и культуры. Еще
задолго до официального признания городом Егошихинский завод сформировался
как городской организм и выполнял функции, свойственные городу.
*В 1724 году в Егошихинском заводе "по умножении в оном жителей... заложена церковь деревянная во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь тезоименинства Петра Великого".
*По распоряжению В.Н.Татищева, ставшего в 1734 г. начальником
Сибирских горных заводов, в селении Егошихинского завода была открыта
арифметическая школа. В школе преподавали тригонометрию, геометрию,
арифметику и словесные науки. Школа готовила служителей для казенных горных
заводов.
*Большое значение Егошихинскому заводу придавало то обстоятельство,
что тут находилось Пермское горное начальство (Берг-амт), заведывавшее как
казенными Пермскими заводами (Егошихинским, Мотовилихинским, двумя
Юговскими, Висимским и Пыскорским), так и многими окрестными частными
заводами.
*В 1757 вместо деревянной церкви в Егошихинском заводе была заложена каменная церковь "во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом святыя великомученицы Екатерины".
*При императрице Елизавете Петровне многие уральские казенные заводы были отданы частным лицам, преимущественно знатным вельможам. Именным высочайшим указом в ноябре 1759 года Егошихинский медеплавильный завод был отдан государственному канцлеру графу Михаилу Илларионовичу Воронцову.
*Приказом Берг-коллегии от 13 ноября 1761 г. велено было Пермское горное начальство переместить из Егошихинского завода в Кунгур.
*После передачи Егошихинского завода в частные руки в первое время на
нем увеличилась выплавка меди: так, в 1766 г. выплавлено было 4447 пудов, в
1767 г.- 4659 1/2 пудов. Но быстрое истощение рудников привело к уменьшению
количества выплавки: около 1770 года на Егошихинском заводе выплавлялось
уже только от 2 до 2 1/2 тыс.пудов не чистой уже, как прежде, а черной
меди, которая возилась для переплавки на Мотовилихинский завод.
*В 70-е годы XVIII века Егошиха была "настоящим горным городком". В ней находилось более 400 деревянных домов, каменная церковь, на рынке размещалось до 100 торговых лавок. Современники отмечали , что быстрое развитие торговли в Егошихе связано с тем, что через поселение проходила дорога из центра России в Сибирь. Караваны судов доставляли по Каме товары с Макарьевской ярмарки, на Егошихинской пристани товары разгружали и отправляли дальше. В обратном направлении шли караваны с продукцией уральских и сибирских горных заводов.
*Егошихинскому поселению было суждено стать центром огромного
наместничества. Осуществляя реформу 1775 года, Екатерина II велела
Казанскому губернатору князю Мещерскому подыскать удобное место для
губернского города вновь создаваемого Пермского наместничества. Мещерскому
понравилось местоположение Егошихинского завода и он рекомендовал его для
переименования в губернский город.
*Генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин, назначенный Екатериной II наместником Пермским и Тобольским, объехал Западный Урал и в своем рапорте императрице от 25 сентября 1780 года назвал Егошиху самым подходящим местом для превращения в губернский город.
*Кашкин отметил удобное положение Егошихинского завода в самой середине Пермской области и на берегу реки Камы, а потому "все отправляемые металлы из Сибирских заводов на судах, так как и соль, сверху Камы от соляных промыслов отпускаемая, сию слободу миновать не могут". Принимая во внимание, что "сия слобода сделалась по своему положению главною пристанью на р.Каме", Кашкин предсказывает, что когда "сие место будет наименовано губернским городом, то в короткое время наполнится жителями из разных мест и будет подобно прочим внутри России предпочитаемым городам".
*Признав выгодность положения Егошихинского завода, Екатерина II подписала Указ от 16 ноября 1780 г., в котором было сказано: "Город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовать оный город Пермь и вследствии того в нем основать уже все строения, кои на первое время и особенно при случае открытия управления по учреждениям нашим нужны будут для помещения присутсвенных мест".
*17июля 1783 г. был утвержден герб города Перми: "в красном поле серебряный крест, означающий первое — дикость нравов обитавших жителей, а второе — просвещение через принятия христианского закона".
[pic]
Карта Пермской губернии
Город Пермь: век ХY111 - век ХХ1
Пермь, как и многие уральские города, начиналась с завода. Первое же упоминание о пермских поселениях относится к 17 веку - в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова в 1647 году значится "починок на р. Каме и на речке Егошихе, а в нем крестьян дворы…" В отказных книгах на Строгановские вотчины в 1692 году это селение уже называется деревней Егошихой.
Датой рождения города считается день закладки медеплавильного завода
недалеко от устья Егошихи, впадающей в Каму, - 4 (15) мая 1723 года.
Предварительную разработку и выбор места осуществил географ, историк и
горный деятель Василий Никитич Татищев, направленный на Урал по
распоряжению Петра Первого. Берг-коллегией ему было поручено "… в Сибирской
губернии на Кунгуре и прочих местах, где отыщутся удобные места, построить
заводы и из руд серебро и медь плавить…" Под руководством Татищева и
Вильгельма Ивановича (Георга Вильгельма) Геннина, также не менее известного
сподвижника Петра, осуществлялась постройка завода.
В 1734 году поселок Егошихинского завода становится административным центром Пермского горного округа.
В 1780 году Екатерина П подписала указ , в котором говорилось
:"Уважая выгодность положения Егошихинского завода и способность места сего
для учреждения в нем губернского города … предписываем вам город губернский
для Пермского наместничества назначить на сем месте, наименовав оный
Пермь…"
Летом 1781 года в Перми "сообразно высочайше утвержденному городскому плану" велась постройка казенных зданий для наместника, губернатора, вице- губернатора, присутственных мест, квартир для чиновников. Ядро города формировалось вокруг площади Петропавловского собора.
18(29) октября 1781 года состоялось торжественное открытие наместничества и
города Перми: пышная церковная церемония с "целодневным звоном" колоколов,
с пушечной пальбой, а вечером "происходила иллюминация в 20 тысяч плошек и
7 тысяч фонарей". Торжества продолжались три дня.. В 1797 году
наместничество было преобразовано в губернию.
В губернский город к тому времени приехали на жительство
многочисленные купцы. То были выходцы из Пермской, Вятской, Рязанской,
Владимирской, Тамбовской, Оренбургской и других губерний. Первым городским
головой стал Михаил Абрамович Попов, купец 2-й гильдии, из кунгурского
купечества.
Пермь становится резиденцией местного чиновничества, торговым центром, важным речным портом, "с берегов которого знатное количество судов с разными припасами отправлялось".
Купеческое предпринимательство и широкие торговые связи явились одним
из условий стабильного экономического развития региона; об этом
свидетельствовали и растущие обороты на ярмарках, и складывание сети
торговых заведений, и открытие представительств иностранных фирм. К
середине 19-го века значение Перми как города, расположенного на торговых
путях из европейской России в Сибирь, еще больше возрастает в связи с
развитием пароходства на Каме. В навигацию 1851 года по Каме курсировало 11
пароходов, а еще через семь лет стали регулярными пассажирские рейсы от
Перми до Нижнего Новгорода. В 1866 году была открыта пассажирская линия от
Перми до Чердыни. В навигацию 1871 года по Каме ходило уже 43 парохода: 12
- пассажирских, 6 - буксиро-пассажирских, 25 - буксирных.
Рост пароходства способствовал возникновению в Перми судостроительных
заводов. Уже в 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет
строит механический и литейный завод, на котором делаются речные буксиры.
Речные паровые суда строили и на литейно-механическом заводе пароходчиков
братьев Каменских. Немалый вклад в судостроение внес Мотовилихинский завод.
Развитие пароходства, судостроения, пристанского хозяйства, торговли,
возникновение в Перми заводов и фабрик вызвало приток рабочей силы. За счет
этого в основном и увеличивалось население города. Если в начале 19-го века
в Перми проживало около 4 тыс. человек, то к 1868 году население
увеличилось до 19 556 человек, а вместе с Мотовилихой - до 28 281 человек.
Появляются новые районы застроек, и город все больше и больше вытягивается
вниз по Каме.
Развивается сеть кредитных учреждений. Самый первый банк в Перми -
Марьинский (с капиталом в 13 тысяч рублей) - был открыт в 1863 году.
В декабре 1871 года на речке Данилихе открылся первый в России фосфорный завод. Через год там же возникла бумажная фабрика. На берегу Камы появляются деревообрабатывающий, кожевенный, салотопенный, мыловаренный, пивоваренный и водочный заводы. С расширением производства на чугунолитейных и механических заводах Пермь становится все более крупным центром металлообработки.
Увеличение объемов перевозки всех видов грузов заставило в конце 70-х годов решать вопрос о прокладке первой на Урале Горнозаводской железнодорожной линии от Перми до Чусового. Наплыв рабочей силы способствовал изменению облика города: на месте снесенных частных домов выросли каменные здания вокзала, железнодорожного управления, мастерских и др.
В августе 1878 года в Перми состоялось торжественное открытие первого
участка дороги, проложенной до Чусового. В октябре того же года открылось
движение пассажирских поездов от Перми до Екатеринбурга. Прокладка
впоследствии этой линии до Тюмени имела большое значение для развития
экономики огромного края. В следующие годы железнодорожные магистрали
соединяют Пермь с Котласом (1899 г.), открывается и сквозное движение от
Петербурга до Перми (1905 г.), а затем вводится в строй новая линия Пермь -
Екатеринбург через Кунгур (1909 г.) С тех пор еще более возрастает значение
Перми как транспортного узла, где грузы с рельсовых путей переваливаются на
речные суда и наоборот: водным путем из центра страны доставляются в Пермь,
а отсюда следуют по железной дороге в Зауралье, Сибирь.
Небезосновательно утверждение, что Пермь в конце 19 - начале 20 в. стала "транспортными воротами" не только Урала, но и Сибири.
С конца 18-го по конец 19-го в.в. Пермь - важный этап на пути в
Сибирь и Дальний Восток ссыльных, в том числе политических, а также место
отбывания последними ссылки (М.М. Сперанский, А.И. Герцен, В.Г. Короленко и
многих других), что способствовало росту демократических и революционных
настроений горожан, стимулировало интеллектуальную жизнь в городе.
Впервые музыкальный спектакль Пермь увидела в 1806 году, в 1821 году
- состоялось театральное представление, которое дали актеры промышленников
Всеволожских и Строгановых. В ноябре 1870 года открылся в Перми оперный
театр.
В 1783 году, через два года после основания города, появилось низшее
народное училище - "Российская градская Пермская школа", занятия в котором
вел один учитель. К началу 20-го века в Перми уже нассчитывается более двух
десятков средних образовательных и профессиональных учреждений. В 1916 году
- основан первый на Урале Пермский государственный университет.
Пермь была центром Пермской губернии до 1923 года, Пермского округа - до 1938 года в составе Уральской (до 1934 года) и Свердловской областей. С октября 1938 года Пермь - областной центр Западного Урала.
В 20-е - начале 30-х годов осуществлялась перестройка хозяйства на базе
социалистических производственных отношений. Развитие города продолжалось.
В 30-е годы строились заводы: авиамоторный, судостроительный, химические и
др. В 40-е годы вводятся заводы агрегатный, велосипедный, телефонный,
маргариновый, домостроительный комбинат, табачная фабрика. В 50-е годы -
Камская ГЭС, нефтеперерабатывающий, целлюлозно-бумажный комбинаты, заводы
кабельный, аппаратуры дальней связи, ТЭЦ-9. В 60-е годы - заводы
приборостроительный, электротехнический, высоковольтных изоляторов,
синтетических моющих средств, полиграфический комбинат, швейная фабрика,
ТЭЦ-14, предприятия пищевой промышленности. В 40-80-е годы создается
множество менее крупных предприятий почти всех отраслей производства.
И сегодня в материальном производстве занято до 87% работающих. Действует
около 150 предприятий преимущественно машиностроения и металлообработки,
химии и нефтехимии, а также деревообрабатывающей, бумажной,
полиграфической, энергетической, легкой, пищевых и других отраслей
промышленности, крупные строительные тресты. Флот Камского речного
пароходства, 13 железнодорожных станций и два аэропорта связывают центр
Западного Урала с 64 городами и населенными пунктами России, СНГ и с
некоторыми зарубежными странами.
Богата духовная культура нашего города. Смышляев, Дягилев, Свиязев…
Наша память бережно хранит имена этих и многих других великих пермяков. Пермский балет, коллекция деревянной скульптуры, миниатюрная книга, - все это также является "визитной карточкой" нашего города. И сегодняшнее поколение пермяков ощущает свою причастность к делам и заботам родного города, понимает: только мы сами можем сделать нашу жизнь более счастливой и благополучной.
Литература:
Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1987;
Павленко И. Василий Никитич Татищев - зачинатель исторической науки в
России // Наука и жизнь. 1992. N 9.
Попов Н., В. Н. Татищев и его время, М., 1861;
Павленко И. Петр Первый М "Молодая гвардия" 1976.