Тенишева М.К. - великий меценат

Тенишева М.К. - великий меценат

М.К. ТЕНИШЕВА-

ВЕЛИКИЙМЕЦЕНАТ.

КАКОВЫ СУДЬБЫ РУССКИХ МЕЦЕНАТОВ КОНЦА Х1Х-НАчАЛА ХХ ВЕКА?

БЛЕСТяЩИ И ТРАГИчНЫ. ВСЕ ОТДАНО РОССИИ, И ЗАБВЕНИЕ В КОНЦЕ

ЖИЗНИ. ДАЛЕКО НЕ БЕЗУМНЫЕ БОГАТСТВА, РАСчЕТЛИВОСТЬ, МНОГО

ПРОСяЩИХ ПОМОЩИ И ПОЛУчАЮЩИХ ЕЕ. ЖЕРТВОВАНИя И ЖЕРТВЫ, И ВСЕ ВО

ИМя РОССИИ. ТАКОВА И СУДЬБА КРУПНЕЙШЕЙ МЕЦЕНАТКИ КНяГИНИ МАРИИ

КЛАВДИЕВНЫ ТЕНИШЕВОЙ, КОТОРУЮ ПРИ ЖИЗНИ ЗНАЛА ВСя РОССИя И

ЕВРОПА, ДОХОДИЛИ СЛУХИ О ЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОКРОВИЩАХ И ДО

АМЕРИКИ. А ЗАТЕМ ПОчТИ СТОЛЕТИЕ ЗАБВЕНИя. “ПРИДИТЕ И

ВЛАДЕЙТЕ, МУДРЫЕ. ВЛАГАЮ ДАР МОЙ В РУЦЫ ВАША. БЛЮДИТЕ СКРЫНЮ

СИЮ И ДА ПРЕБУДУТ ВОВЕКИ СОКРОВИЩА Ея ВО ГРАДЕ СМОЛЕНСКЕ НА

СЛУЖЕНИЕ НАРОДА РУССКОГО”- НАПИСАЛА ТЕНИШЕВА НА ЭМАЛЕВОМ БЛЮДЕ

1911ГОДА, НА КОТОРОЕ ПОЛОЖИЛА КЛЮчИ ОТ СВОЕГО СМОЛЕНСКОГО МУЗЕя

“РУССКАя СТАРИНА”. ЭТО БЫЛО ЕЕ ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ, К СОЖАЛЕНИЮ,

НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ В НАШЕ ВРЕМя. ЗДАНИЕ МУЗЕя СОХРАНИЛОСЬ, НО

ТЕНИШЕВСКИХ КОЛЛЕКЦИЙВ НЕМ НЕТ.

М. К. Тенишева вела огромную собирательскую и культурно- просветительскую деятельность, но прежде чем говорить об этом попробуем заглянуть в ее детство.

Детство Тенишевой.

Внешне ее жизнь была благополучной, но психологически очень напряженной. “Раннего детства туманное видение”- такими словами начинает воспоминания Мария Клавдиевна Тенишева.

Л.С. Журавлева “ Княгиня Мария Тенишева”

Смоленск “Полиграмма” 1994 г.

Да, детское восприятие мира мало сохраняет конкретных событий. “Как сквозь сон растут неясные образы, мелькают отрывочные картины. Все смутно, неопределенно”. И все же, ее увлекали игры в тенистом саду. “Я играю у балкона, но меня манит в эту темную гущу: там так таинственно... С каждым днем я делаюсь смелей. Все чаще и дальше ухожу туда, вглубь...

Робкими шагами, на цыпочках, с затаенным дыхания, я пробираюсь, прислушиваюсь к каждому шороху, вздрагивая от всего: хрустнет ли под ногой сучок, вспорхнет ли испуганная птичка- все пугает, сердце замирает- жутко... Кудрявые волосы цепляются за ветки, а я бегу, бегу, задыхаясь...”

Запомнились и поездки в имение Новое Новгородской губернии, игры с девочкой Дуняшей -племянницей местного дьячка.

Одновременно полноте жизни мешает страх перед матерью, девочка трепетала перед ней. “Ее черные строгие глаза леденили меня...

Мне было жутко...”

Однажды Маша заболела, ее бросало то в холод, то в жар.

“Раз в такую пору, когда лампадка тихо, тихо теплилась, я лежала с полузакрытыми глазами... Вдруг над моей головой послышался шорох... Подняла глаза и обмерла: стоит надо мною мать, отодвинув рукой занавеску... Черные глаза холодно глядят.

Другой рукой она провела по моему горячему лбу, медленно нагнулась... долго глядела на меня и тихо поцеловала... Что-то дрогнуло во мне, сердце сладко защемило. В порыве небывалого счастья, обвив руками шею матери, я страстно прижалась к ее щеке воспаленными губами... Это длилось мгновение... Мать тихо освободилась, провела по лицу душистой рукой со множеством колец и повелительным голосом дала няне приказание. Она ушла... с нею счастливое видение. Это был, кажется, единственный раз в моей жизни, что я обняла свою мать. Она никогда меня не ласкала”.

Не будем строго винить эту женщину. Надо знать юридические законы того времени, чтобы объективно судить о поведении того или иного человека. Ребенок, родившийся вне брака, лишался всего: имени отца, наследства, у него не было будущего, общество лишало его всяких прав, к какому бы сословию он не относился. И только мать, женщина брала на себя всю тяжесть и скорбь за будущее своего ребенка. Поэтому можно понять и неуравновешенный характер госпожи фон Дезен (по второму мужу), нервность и строгость к детям. Помимо Маши у нее пятнадцатилетний сын. И с ним она строга. Еще мальчиком он покинул материнский дом, и Тенишева больше его никогда не видела.

Нигде Тенишева не называет имя матери, и это она скрыла за высокой стеной. Бессмысленно разрушать эту “стену”, за ней может оказаться банальная ситуация обманутой женщины или разочаровавшейся в своем избраннике, и достойной не столь осуждения, сколь жалости. И как бы Мария Клавдиевна потом не критиковала ее отношение к себе, окружение матери, все же нежелание Тенишевой назвать ее имя становится как бы щитом, заслоняющим эту женщину от желания потомков узнать ее истинную биографию.

Очень слабо она помнила и своего родного отца. Однажды он увез ее к себе, но мать вернула. А тайну рождения ей поведала девочка Тата, которая была осведомлена об этом очень подробно.

“-А ведь тот, кого ты зовешь папой, тебе вовсе не папа

-А кто же он ?

-Теперешний папа-муж твоей мамы, но ты не его дочь.

-А кто же мой папа?

-Твой настоящий папа не был мужем твоей мамы, она его просто так любила.

Сердце застыло во мне, в висках застучало... Я старалась понять тайный смысл ее слов, но я была слишком мала, что-то ускользало... Я почти кричала, допрашивая ее: “Скажи кто он?”

-Твой отец был князь В... Твоя мать разлюбила его и бросила.

-Отчего бросила?.. А... он, любил ее?

-Да, но тебя он любил особенно. Даже тайком увез раз и отдал своей тетке, графине Р... Ты там долго жила, пока твоя мама не нашла и не отняла.

Мое изумление переходило в ужас. Она же неумолимо продолжала:

-Он умолял ее оставить тебя ему, и очень плакал, но она не согласилась и все-таки увезла. Чтобы лучше тебя спрятать, графиня Р... отдала тебя Великой Кнегине..., которая тебя очень любила и баловала.

-А он... мой папа, где он?

-Он умер. Ты сирота.

Я застыла, кругом меня все померкло... Дрожь пробежала по телу. Глаза горели без слез... У меня, которую никто не любил, никто даже не ласкал, -у меня был свой родной папа, который любил меня и даже плакал по мне, и этого папы больше нет, он в могиле... Я сирота...”

Любой историк поймет, что искать в этой комбинации подлинных лиц очень рискованно. Князь В. мог быть князем

Вадбольским, ибо дальше она упоминает некую бабушку

Вадбольскую, к которой ее отправляли погостить, и жила она в центре Москвы у Никитских ворот. Кто такая графиня Р., имевшая связи со двором? Только можно предполагать. Но именно этот романизированный эпизод в жизни Марии Клавдиевны позволил некой

Ольге де Клапье написать в 1968 году, что она была внебрачной дочерью Александра 2, и в год его убийства (1881) ей было восемь лет. Но писательница идет дальше, утверждая, что император оставил Марии Клавдиевне большое состояние, но мать проиграла все в карты...

В парижских воспоминаниях Тенишевой есть сноска, где говорится , что она родилась “20 мая 1867 года в Петербурге”.

Эта дата впервые была опубликована А.П. Калитинским в 1928 году в некрологе Марии Клавдиевны в сборнике статей по археологии и византиноведению, изданном в Праге. Он же писал, что она происходит из дворян Тверской губернии.

День рождения-20 мая -не вызывает сомнения. Близкая подруга Тенишевой Е.К. Святополк-Четвертинская писала 16/28 апреля 1898 года А.Н. Бенуа: “...Теперь у меня к вам просьба:

20 русского мая день рождение княгине и я люблю в этот день ей подносить что-нибудь, что ее занимает”. Но год рождения -1867- неточен.

Неточен он и на другом документе. В 1983 году в смоленский музей-заповедник поступила от Е.И. Рихтер фотография Тенишевой с надписью на обороте: “Снято в Париже в 1873 г.(?). Мария

Морисовна ф-Дезен, р. 20/У. 1856, была замужем недолго за Р.Н.

Николаевым. Впоследствии княгиня Мария Клавдиевна Тенишева”.

Вызывают сомнения соответствие фотографии облику Тенишевой, к тому же в инвентарной книге музея отсутствует 1 запись о первой владелице фотографии, авторе надписи.

В 1973 году английский журналист Дж. Боулт опубликовал в декабрьском номере журнала “Аполло” очерк о Мамонтове и

Тенишевой, указав в тексте дату рождения Марии Клавдиевны-1867 год. В подписи одной из фотографий указана дата 1857 год, что явно опечатка. Но именно этой опечаткой воспользовался Н.

Пономарева, указав ее в предисловии книги “Впечатления моей жизни”, что является необъективной подачей материала Дж.

Боулта.

Несколько лет назад нам удалось разыскать судебный документ 1909 года, где указан возраст Тенишевой 45 лет, что отодвигает ее рождение на 1864 год. Эта дата ближе к действительности. Прослеживая биографию Марии Клавдиевны, эту дату можно “подвинуть” назад года на два, если учесть, что она вышла замуж шестнадцати лет, вскоре у нее родилась дочь, а в начале 1882 года уже занималась в парижской студии Маркези, которую посетил А.Г. Рубинштейн. Два ее известных современника писали о возрасте Тенишевой: А.Н. Бенуа- в 1895 году “около 40 лет”, К.А. Сомов- в 1898 году “от 35 до 40 лет”. Таким образом,

Мария Клавдиевна могла родится между 1862-1864 годами. К сожалению, даты нет и на надгробии могилы Тенишевой. В книги воспоминаний она лишь один раз упоминает имя отца- Георгий. О матери известно, что она была в первом замужестве за Клавдием

Пятковским, а затем за Морицем Петровичем фон Дезен (в воспоминаниях О. де Клапье-Дрезен-Л.Ж.). в доме последнего девочка росла и воспитывалась.

Первые уроки девочка получила дома, это было типично для дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в

Московский археологический институт Тенишева написала:

“домашнего образования”.Уроки музыки ей давала

гувернантка Софья Павловна, “безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось”. Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы “На заре туманной юности”, “Как сладко с тобой мне быть”, “Не скажу никому”.

Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, “ко всякой серьезной деятельности”.

Отметим одну примечательную деталь: в гимназию поступали девочки исключительно из семей интеллигенции. К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени: Василий Иванович

Водовозов, Александр Яковлевич Герд, Павел Александрович

Лачинов, Иван Федорович Рашевский, Федор Федорович Резенер,

Александр Николаевич Страннолюбский, а также Л.С. Таганцев,

Е.А. Латышева, В. Яковлева, впоследствии П.П. Полевой. Сама

Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также “...даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах учениц”.

Она преследовала цель не только дать девочкам специальные знания, но и воспитать в них патриотические чувства, нравственную основу для семьи и общественной деятельности.

Марией Клавдиевной все ценное, что она получила в гимназии, осознается позже, пока для нее- это смена обстановки.

Она вдруг проявила резвость и даже непослушание. “Вначале я училась неровно, плохо: внимание отсутствовало. Меня за это журили, увещевали, но так как у на баллов не ставили, полагаясь на совесть учащихся, журение оставляло меня равнодушной,

-слыхивала дома и похуже, а совесть относительно алгебры и бедного Страннолюбского, которого я приводила в отчаяние, ни минуты не мучила меня. Русская история и естественные науки были моими любимыми предметами”.

Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста

Мариинского театра И.П. Прянишникова (1847-1921) она едет в

Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркизе. В студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном (1829-1894), с актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной (1854-1915), с великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты