Жанна д'Арк

Жанна д'Арк

ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социальных дисциплин

ИСТОРИЯ

РЕФЕРАТ

''Жанна д,Арк''

Студент I курса Лобачёва И.А.

Научный руководитель

преподаватель Турьянова Н.Р.

Ярославль 2002

| |2 стр.

...Потриатизм простых людей, потриатизм

Жанны д., Акр – французской крестьянки,

покинутой её королём и сожженной церковью

на костре, пронизывает всю нашу историю

как яркий луч света…

Есть в мировой истории вечные темы. К ним неизменно возвращается каждое новое поколение исследователей, обнаруживая неизвестные дотоле факты, прослеживая ускользавшие прежде связи событий, сцепления причин и следствий. Иногда такое переосмысление бывает связано с находкой новых источников, но чаще всего оно приходит вследствие изменения подхода к изучаемому явлению, постановки новых проблем, совершенствования методов исследования.

К числу вечных тем принадлежит простая и бесконечно сложная история
Жанны д., Акр. Простая – потому что её можно изложить на одной страничке школьного учебника, и смысл великого патриотического подвига Орлеанской героини будет понят не любому подростку. Сложная – потому что за появлением Жанны на исторической сцене скрываются глубинные процессы в жизни очень далёкого от нас французского общества эпохи Столетней войны.

Часто приходится слышать: Жанна д., Арк – наша современница. Это справедливо в том смысле, что. Воплотив в себе лучшие черты французского народа, Жанна действительно перешагнула грань времени и обрела бессмертие в качестве нравственного идеала. Однако, понимаемая слишком общо и прямолинейно, эта формула таит опасность модернизации наших представлений о личности Жанны. Её отделяет от нас просто огромная временная дистанция, но длительный период развития общественного сознания и человеческой личности.

Эта война была очень долгой, едва ли не самой длительной в истории.
Ни один человек, видевший её начало, не увидел конца, ибо продолжалась она около ста пятнадцати лет (1337-1452).

В основе войны была старинная феодальная распря. Много веков подряд боролись между собой за власть и землю короли и могущественные синьоры двух соседних государств.

В 12 веке английские Плантагенеты одолевали французских Капетингов, удерживая под своим господством не меньшей двух третьей Франции.

В следующим столетии Капетинги взяли реванш. Действуягде силой, а где и хитростью, ослабляя некоторых вассалов и опираясь на верные города, они вернули почти всё утраченные земли.

Только на юго-западе Франции область Гиень по-прежнему оказалась за
Плантагенетами.

Но английские короли не отказались от своих замыслов.

3 стр.

В 1328 году прекратилась династия Капенингов. Французские феодалы избрали своим государем принца из дома Валуй, родственного Капенингам.
Однако и английский король, так же опираясь на кровные связи с вымершей династией, заявил о своих правах на вакантный престол.

Эта претензия Ланкастеров – потомков Плантагенетов, - осложненная острым экономическими противоречиями, и послужило поводом к войне.

Её начальный период пришёлся на 1337—1360 годы. Годы эти были неудачны для французов. Старая рыцарская армия королей Валуа не могла выдержать натиска метких английских лучников, принесшихна континент новую тактику боя.

В 1358 году крестьяне подняли «Жакерию» -- крупнейшее восстание в истории феодальной Франции.

Жакерия временно примирила враждующие стороны. Английские бароны заключили мир со своими противниками и помогли им подавить крестьянскую войну.

В дальнейшем французский король провёл важные реформы и с помощью рыцарей и горожан сумели изгнать чужеземцев из большей части страны.

Но в начале пятнадцатого века над Францией снова сгустились тучи.

Война возобновилась в самый разгар жестоких внутренних смут.

Удар за ударом сыпался на разорённую землю.

Стране угрожала катастрофа.

Именно тогда и пришла Жанна д., Арк.

4 стр.
В истории Франции не найдете героя, имеющего большую популярность и славу, чем Жанна д., Арк. Соотечественники свято чтят её память. И хотя действовала отважная крестьянка, давно в X/ веке героизм продолжает вдохновлять всех, кто борется за честь и свободу своей отчизны. В годы второй мировой с именем Жанны на устах выступали бойцы Сопротивления.

«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слёзы, лицо у неё обычно весёлое.
С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении». Это – единственный дошедший до нас «словесный портрет» Жанны д., Акр.

Повсеместно молва приписывала ошеломляющие победы французов Жанне-
Деве, и европейские дворы, заинтригованные уже первыми известиями о переломе в ходе военных действий, жаждали узнать как можно больше об этом необыкновенном создании, в котором одни видели божью посланницу, а другие
– служанку дьявола.

Жанна была высокой черноволосой девушкой, у неё, по словам герцога
Алансонского, была красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности были важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо в доспехах, а её противники распространяли слухи, что Дева – вообще не женщина, но некое странное существо, выдающее себя за женщину.
Жанна поражала современников своей выносливостью. Жанна д., арк.… Это имя так прочно вошло в наше сознание, стало таким естественным элементом всей нашей исторической культуры. Современники Жанны д., Арк действительно не знали Жанны д., Арк. Ни один хронист никогда не упомянул её полного имени; ни один свидетель на процессе реабилитации ни разу не назвал её Жанной д., Акр. Они знали Жанну, Деву, Жанну-Деву, но не Жанну д. Арк. Самое, пожалуй. Здесь любопытное – это то, что и она не воспринимала себя как «д., Арк» да и вообще, кажется, не была уверена в своей фамилии.
Появилось любопытное выражение «Дева Франции», свидетельствующее о восприятии Жанны как национальный героини, но оно не привилось. А в середине
16 века она обретает новое прозвание, которое быстро становится очень популярным и вытесняет все другие имена. Жанну начинают называть
«Орлеанской девой». Это выражение встречается впервые в тексте 1555 г., а через двадцать лет, в 1576г., можно было уже
5 стр. прочесть: «Жанну д., Акр, именуемая обычно Орлеанской девой». Следует заметить в этой связи, что эпоха Возрождения вообще плохо представляла себе Жанну д., Акр, которая казалась людям этой эпохи слишком
«средневековой». Её история в это время питает не столько учёную мысль, сколько массовое сознание. И всё же, как бы ни были подчас смутны представления об Орлеанской деве. Само появление этого названия знаменовало важную веху в демифологизации образа Жанны д., Акр. В самом деле, если в господствовавшее прежде понятие «Дева» вкладывался преимущественно мистический смысл, то с понятием «Орлеанская дева» уже в большей степени связывалось представление об историческом персонаже.

В 1612 г. в Париже был напечатан «Краткий тракт об имени, гербе, происхождении и родине Орлеанской девы и её братьев; его второе издание появилось в 1628 г. автором этого любопытного сочинения был крупный судейский чиновник, генеральный адвокат Палаты косвенных сборов (а в 1628 г. и королевский советник) Шарль дю лис – праправнук младшего брата Жанны
Пьера. Подробно разбирая генеалогию семьи д., арк-дю Лис, он впервые коснулся вопроса о происхождении термина «Орлеанская дева». Но после её великих и чудесных ратных свершений. Среди которых снятие осады с
Орлеана, покорение Труа и многие другие, а также после коронации короля в Реймсе она была названа общим гласом «Девой Франции», как это явствует из многочисленных документов того времени. А затем историки, которые особенно подробно останавливались на осаде орлеана, главная заслуга и честь, в снятии которой приписывалась ей. Отметили её особым титулом
«Орлеанской девы, какой титул остаётся за ней и поныне».

6 стр.

Почти всю свою, которую жизнь – семнадцать лет из девятнадцати –
Жанны прожила в Домреми. Она ушла оттуда, имея не только твёрдое намерение «спасти Французское королевство», но и чёткий план действий, которому неукоснительно следовала. Весь «подготовительный этап» её подвига приходится на Домреми, и естественно, что в обстоятельствах жизни
Жанны в родной деревне биографы ищут ответ на один из главных вопросов её истории – вопрос о том, как возник у юной крестьянки этот поистине фантастический замысел: объявить себя божьей посланницей, отправиться «во
Францию», снять осаду с орлеана, короновать дофина и, наконец, изгнать англичан из Франции. Современникам Жанны всё представлялось более или менее ясным. В глазах своих сторонников дева была орудием божественного провидения, а её появление рассматривали как чудо. В глазах противников
«некая женщина по имени Жанна, обычно называемая Девой», была служанкой дьявола, а все её успехи объяснялись происками сатаны. Согласуясь между собой в том, что Жанна являесляется существом сверхъестественным, обе концепции апеллировали к «тёмным годам» её жизни в Домреми. Она родилась в небольшой деревне Домреми, что в бальяже Бассиньи, в пределах и на границе Французского королевства, на берегу Мааса, по соседству с
Лотарингией. Её родители слывут людьми простыми и честными. «Она увидала свет, сей бренной жизни в ночь на богоявление господа, когда весь люд радостно славит деяния Христа. Затем, опираясь на слова самой Жанны, которая в феврале 1431 г. говорила, что её 19 лет или около того, они называют дату её рождения: 6 января 1412 г. Эта дата издавна считается общепринятой.

7 стр.

Итак – вера в Жанну-Деву… Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, позволит нам проследить, как возник этот социально-психологический феномен. Вряд ли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этого явления, которое не только объясняет очень многое в самой истории Жанны д., Акр, но и освещает некоторые стороны общественного сознания её времени.

Жанна апеллировала к общеизвестному, и именно это придавало её аргументации убедительную силу. Она исходила из этого, что пророчество о женщине и деве знал каждый: и крестьянин, и комендант крепости, и жена ремесленника. Пророчество, на которое ссылалась Жанна, опиралось на традиционное противопоставление женщины и девы, восходившее в свою очередь к фундаментальной христианской антитезе «Дева—Мария». Оно представляло собой своеобразное осмысление ситуации, которая сложилась во
Франции после Труа. И хотя имя женщины-губительницы не называлось, каждый прекрасно понимал, что речь идет об Изабелле Баварской. Общая молва возлагала на нее главную вину за постигшие французское королевство бедствия. Появление и широкое распространение этого пророчества уже сами по себе свидетельствовали о том, что последствия договора в Труа воспринимались народным сознанием как гибель Франции.

Хотелось бы узнать ещё на одно обстоятельство, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание. В ведениях Марии из Авиньона грядущая спасительница Франции выступает в качестве война: она прямо противопоставлена самой пророчице, которая испытывает естественный женский ужас перед вооружением. Образ девы-война составлен из традиционных оппозиций («войн» и «дева»). Природные роли здесь изменены и переставлены: избавителем королевства от недругов явится не войн-мужчина, которому эта функция предназначена самим его естеством, а юная дева, которая в обыденном представлении воплощает противоположные качества.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты