Жанна д'Арк
ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Предметно-цикловая комиссия общих гуманитарных и социальных дисциплин
ИСТОРИЯ
РЕФЕРАТ
''Жанна д,Арк''
Студент I курса Лобачёва И.А.
Научный руководитель
преподаватель Турьянова Н.Р.
Ярославль 2002
| |2 стр.
...Потриатизм простых людей, потриатизм
Жанны д., Акр – французской крестьянки,
покинутой её королём и сожженной церковью
на костре, пронизывает всю нашу историю
как яркий луч света…
Есть в мировой истории вечные темы. К ним неизменно возвращается каждое новое поколение исследователей, обнаруживая неизвестные дотоле факты, прослеживая ускользавшие прежде связи событий, сцепления причин и следствий. Иногда такое переосмысление бывает связано с находкой новых источников, но чаще всего оно приходит вследствие изменения подхода к изучаемому явлению, постановки новых проблем, совершенствования методов исследования.
К числу вечных тем принадлежит простая и бесконечно сложная история
Жанны д., Акр. Простая – потому что её можно изложить на одной страничке
школьного учебника, и смысл великого патриотического подвига Орлеанской
героини будет понят не любому подростку. Сложная – потому что за
появлением Жанны на исторической сцене скрываются глубинные процессы в
жизни очень далёкого от нас французского общества эпохи Столетней войны.
Часто приходится слышать: Жанна д., Арк – наша современница. Это справедливо в том смысле, что. Воплотив в себе лучшие черты французского народа, Жанна действительно перешагнула грань времени и обрела бессмертие в качестве нравственного идеала. Однако, понимаемая слишком общо и прямолинейно, эта формула таит опасность модернизации наших представлений о личности Жанны. Её отделяет от нас просто огромная временная дистанция, но длительный период развития общественного сознания и человеческой личности.
Эта война была очень долгой, едва ли не самой длительной в истории.
Ни один человек, видевший её начало, не увидел конца, ибо продолжалась
она около ста пятнадцати лет (1337-1452).
В основе войны была старинная феодальная распря. Много веков подряд боролись между собой за власть и землю короли и могущественные синьоры двух соседних государств.
В 12 веке английские Плантагенеты одолевали французских Капетингов, удерживая под своим господством не меньшей двух третьей Франции.
В следующим столетии Капетинги взяли реванш. Действуягде силой, а где и хитростью, ослабляя некоторых вассалов и опираясь на верные города, они вернули почти всё утраченные земли.
Только на юго-западе Франции область Гиень по-прежнему оказалась за
Плантагенетами.
Но английские короли не отказались от своих замыслов.
3 стр.
В 1328 году прекратилась династия Капенингов. Французские феодалы
избрали своим государем принца из дома Валуй, родственного Капенингам.
Однако и английский король, так же опираясь на кровные связи с вымершей
династией, заявил о своих правах на вакантный престол.
Эта претензия Ланкастеров – потомков Плантагенетов, - осложненная острым экономическими противоречиями, и послужило поводом к войне.
Её начальный период пришёлся на 1337—1360 годы. Годы эти были неудачны для французов. Старая рыцарская армия королей Валуа не могла выдержать натиска метких английских лучников, принесшихна континент новую тактику боя.
В 1358 году крестьяне подняли «Жакерию» -- крупнейшее восстание в истории феодальной Франции.
Жакерия временно примирила враждующие стороны. Английские бароны заключили мир со своими противниками и помогли им подавить крестьянскую войну.
В дальнейшем французский король провёл важные реформы и с помощью рыцарей и горожан сумели изгнать чужеземцев из большей части страны.
Но в начале пятнадцатого века над Францией снова сгустились тучи.
Война возобновилась в самый разгар жестоких внутренних смут.
Удар за ударом сыпался на разорённую землю.
Стране угрожала катастрофа.
Именно тогда и пришла Жанна д., Арк.
4 стр.
В истории Франции не найдете героя, имеющего большую популярность и
славу, чем Жанна д., Арк. Соотечественники свято чтят её память. И хотя
действовала отважная крестьянка, давно в X/ веке героизм продолжает
вдохновлять всех, кто борется за честь и свободу своей отчизны. В годы
второй мировой с именем Жанны на устах выступали бойцы Сопротивления.
«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного,
в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у неё приятный
женский голос. Ест она мало, пьёт ещё меньше. Ей нравятся боевые кони и
красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит
многолюдные сборища. Обильно проливает слёзы, лицо у неё обычно весёлое.
С неслыханной лёгкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат,
так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном
вооружении». Это – единственный дошедший до нас «словесный портрет» Жанны
д., Акр.
Повсеместно молва приписывала ошеломляющие победы французов Жанне-
Деве, и европейские дворы, заинтригованные уже первыми известиями о
переломе в ходе военных действий, жаждали узнать как можно больше об этом
необыкновенном создании, в котором одни видели божью посланницу, а другие
– служанку дьявола.
Жанна была высокой черноволосой девушкой, у неё, по словам герцога
Алансонского, была красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности
были важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в
мужском костюме, либо в доспехах, а её противники распространяли слухи,
что Дева – вообще не женщина, но некое странное существо, выдающее себя
за женщину.
Жанна поражала современников своей выносливостью. Жанна д., арк.… Это
имя так прочно вошло в наше сознание, стало таким естественным элементом
всей нашей исторической культуры. Современники Жанны д., Арк
действительно не знали Жанны д., Арк. Ни один хронист никогда не упомянул
её полного имени; ни один свидетель на процессе реабилитации ни разу не
назвал её Жанной д., Акр. Они знали Жанну, Деву, Жанну-Деву, но не Жанну
д. Арк. Самое, пожалуй. Здесь любопытное – это то, что и она не
воспринимала себя как «д., Арк» да и вообще, кажется, не была уверена в
своей фамилии.
Появилось любопытное выражение «Дева Франции», свидетельствующее о
восприятии Жанны как национальный героини, но оно не привилось. А в
середине
16 века она обретает новое прозвание, которое быстро становится очень
популярным и вытесняет все другие имена. Жанну начинают называть
«Орлеанской девой». Это выражение встречается впервые в тексте 1555 г., а
через двадцать лет, в 1576г., можно было уже
5 стр.
прочесть: «Жанну д., Акр, именуемая обычно Орлеанской девой». Следует
заметить в этой связи, что эпоха Возрождения вообще плохо представляла
себе Жанну д., Акр, которая казалась людям этой эпохи слишком
«средневековой». Её история в это время питает не столько учёную мысль,
сколько массовое сознание. И всё же, как бы ни были подчас смутны
представления об Орлеанской деве. Само появление этого названия
знаменовало важную веху в демифологизации образа Жанны д., Акр. В самом
деле, если в господствовавшее прежде понятие «Дева» вкладывался
преимущественно мистический смысл, то с понятием «Орлеанская дева» уже в
большей степени связывалось представление об историческом персонаже.
В 1612 г. в Париже был напечатан «Краткий тракт об имени, гербе,
происхождении и родине Орлеанской девы и её братьев; его второе издание
появилось в 1628 г. автором этого любопытного сочинения был крупный
судейский чиновник, генеральный адвокат Палаты косвенных сборов (а в 1628
г. и королевский советник) Шарль дю лис – праправнук младшего брата Жанны
Пьера. Подробно разбирая генеалогию семьи д., арк-дю Лис, он впервые
коснулся вопроса о происхождении термина «Орлеанская дева». Но после её
великих и чудесных ратных свершений. Среди которых снятие осады с
Орлеана, покорение Труа и многие другие, а также после коронации короля
в Реймсе она была названа общим гласом «Девой Франции», как это явствует
из многочисленных документов того времени. А затем историки, которые
особенно подробно останавливались на осаде орлеана, главная заслуга и
честь, в снятии которой приписывалась ей. Отметили её особым титулом
«Орлеанской девы, какой титул остаётся за ней и поныне».
6 стр.
Почти всю свою, которую жизнь – семнадцать лет из девятнадцати –
Жанны прожила в Домреми. Она ушла оттуда, имея не только твёрдое
намерение «спасти Французское королевство», но и чёткий план действий,
которому неукоснительно следовала. Весь «подготовительный этап» её
подвига приходится на Домреми, и естественно, что в обстоятельствах жизни
Жанны в родной деревне биографы ищут ответ на один из главных вопросов её
истории – вопрос о том, как возник у юной крестьянки этот поистине
фантастический замысел: объявить себя божьей посланницей, отправиться «во
Францию», снять осаду с орлеана, короновать дофина и, наконец, изгнать
англичан из Франции. Современникам Жанны всё представлялось более или
менее ясным. В глазах своих сторонников дева была орудием божественного
провидения, а её появление рассматривали как чудо. В глазах противников
«некая женщина по имени Жанна, обычно называемая Девой», была служанкой
дьявола, а все её успехи объяснялись происками сатаны. Согласуясь между
собой в том, что Жанна являесляется существом сверхъестественным, обе
концепции апеллировали к «тёмным годам» её жизни в Домреми. Она родилась
в небольшой деревне Домреми, что в бальяже Бассиньи, в пределах и на
границе Французского королевства, на берегу Мааса, по соседству с
Лотарингией. Её родители слывут людьми простыми и честными. «Она увидала
свет, сей бренной жизни в ночь на богоявление господа, когда весь люд
радостно славит деяния Христа. Затем, опираясь на слова самой Жанны,
которая в феврале 1431 г. говорила, что её 19 лет или около того, они
называют дату её рождения: 6 января 1412 г. Эта дата издавна считается
общепринятой.
7 стр.
Итак – вера в Жанну-Деву… Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, позволит нам проследить, как возник этот социально-психологический феномен. Вряд ли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этого явления, которое не только объясняет очень многое в самой истории Жанны д., Акр, но и освещает некоторые стороны общественного сознания её времени.
Жанна апеллировала к общеизвестному, и именно это придавало её
аргументации убедительную силу. Она исходила из этого, что пророчество о
женщине и деве знал каждый: и крестьянин, и комендант крепости, и жена
ремесленника. Пророчество, на которое ссылалась Жанна, опиралось на
традиционное противопоставление женщины и девы, восходившее в свою
очередь к фундаментальной христианской антитезе «Дева—Мария». Оно
представляло собой своеобразное осмысление ситуации, которая сложилась во
Франции после Труа. И хотя имя женщины-губительницы не называлось, каждый
прекрасно понимал, что речь идет об Изабелле Баварской. Общая молва
возлагала на нее главную вину за постигшие французское королевство
бедствия. Появление и широкое распространение этого пророчества уже сами
по себе свидетельствовали о том, что последствия договора в Труа
воспринимались народным сознанием как гибель Франции.
Хотелось бы узнать ещё на одно обстоятельство, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание. В ведениях Марии из Авиньона грядущая спасительница Франции выступает в качестве война: она прямо противопоставлена самой пророчице, которая испытывает естественный женский ужас перед вооружением. Образ девы-война составлен из традиционных оппозиций («войн» и «дева»). Природные роли здесь изменены и переставлены: избавителем королевства от недругов явится не войн-мужчина, которому эта функция предназначена самим его естеством, а юная дева, которая в обыденном представлении воплощает противоположные качества.
Страницы: 1, 2