Северная Ирландия: стены говорят
Северная Ирландия: стены говорят
Жан Гиффан
Душераздирающий конфликт в Северной Ирландии с 1968 - 69 слишком часто преподносится средствами масс-медиа в качестве религиозной войны между католиками и протестантами, в то время как речь идет прежде всего о проблеме колонизации Ирландии Англией. Завоеванная англо-норманнскими баронами в XII веке, Ирландия действительно колонизируется Великобританией с XVI века, начиная в частности с организации многочисленных английских и шотландских поселений на северо-востоке острова в XVII веке. Поскольку эти колонизаторы были протестантами (англиканцами или пресвитерианами), а коренное ирландское население католиками, политические и социальные конфликты приняли тогда в этой стране конфессиональный оттенок.
Ирландия была интегрирована в Соединенное Королевство в 1800, ирландские националисты, в подавляющем большинстве католики, стараются тогда получить, мирными или военными средствами, внутреннюю самостоятельность, и даже общую независимость: в XIX веке это длительная борьба O`Конелла, движения "Молодая Ирландия, фениев, Парнелла ... приведшая в 1912 имеет обещание Home Rule (или гомруль - внутренней автономии) для острова. В это же время, сторонники сохранения Ирландии в составе Великобритании, в большинстве протестанты большая часть которых проживала в провинции Ольстер, начинают вооружаться чтобы помешать этому процессу.
Гомруль, должен был стать действительным в 1914, однако его реализация была отложена из-за 1-й мировой Войны, что привело наиболее непримиримых ирландских националистов к открытому восстанию против англичан в Дублине, в Пасхальный понедельник 1916: непонятая и проигранная "революция", однако жесткие репрессии быстро превращают ее в образ самопожертвования в глазах большинства ирландских католиков, поддерживающих отныне партию республиканцев Шинн Фейн, в составе которой образуется подпольное вооруженное формирование, ИРА (Ирландская Республиканская Армия). С 1919 по 1921, англичане должны противостоять настоящей освободительной войне, из которой они смогли выйти, только согласившись на создание в южной части острова в 1921 "Ирландского свободного государства " со статусом доминиона.
Север под господством протестантов
В то время как "Южная Ирландия" приобретает постепенно полную политическую независимость между 1937 и 1949 (дата основания Ирландской Республики), шесть из девяти графств исторической провинции Ольстер остаются под английским господством. Эта новая единица, называемая Северной Ирландией, благополучная до 1972 и имевшая относительную внутреннюю самостоятельность, обладавшая собственным правительством и парламентом в Белфасте и все еще сохраняющая представительство в Вестминстере.
Этот статус позволил протестантскому большинству унионистов осуществлять политику дискриминации по отношению к значительному католическому меньшинству (третья часть населения "шести графств"). Имеющие очень мало представителей, как в парламенте, так и в муниципалитетах из-за хитроумной избирательной системы, благоприятствующей самым бессовестным образом протестантам, католики были около пятидесяти лет жертвами дискриминационных мер в области трудоустройства и жилищной политики.
Только во второй половине 1960 это безраздельное господство унионистского большинства начинает подвергаться пересмотру. Под влиянием " Движения за гражданские права " осенью 1968 проводятся первые большие демонстрации протеста. Они не требуют воссоединения острова, но настаивают на прекращении дискриминации и равенстве для всех граждан. Силовое вмешательство полиции (составленной практически только из протестантов) и унионистов, враждебных любой политической реформе, которая может урезать их привилегии, быстро превращают эти мирные манифестации в жестокую конфронтацию.
С лета 1969 начинается настоящая гражданская война, которая противопоставляет два лагеря, вызывая высадку первых английских войск: в августе, католический квартал Богсайд, в Лондондерри, превращается в полностью изолированный и контролируемый комитетом местной самообороны. Для националистов, "сражение при Богсайд " становится символом: еще сегодня можно прочесть на тщательно сохраненной стене уничтоженного дома надпись 1969 (регулярно обновляемую): "Сейчас вы входите в свободный Дерри"
Война написанная на стенах
С самого начала конфликта надписи появляются на стенах обоих общин. У католиков, они касаются сначала только требований политической и социальной справедливости; "One man, one vote" (Один человек, один голос), "No discrimination" (Нет дискриминации). Уподобляющие это гражданское движение националистскому и республиканскому лагерю, протестанты возражают, выводя на стенах унионистские и антипапские слоганы: "Not an inch" (Ни дюйма!), военный клич протестантов Ольстера в 1912 не желающих уступить ни пяди земли сторонникам гомруля, "No pope here" (Нет папе здесь) ... Эти лозунги сопровождают каждое лето традиционные марши оранжистов.
Мифология оранжистов: битва при реке Бойн
Любимая историческая ссылка протестантов это 1690, в июле которого, Вильгельм III Оранский (на плакате пересекает реку на белой лошади) одержал победу над своим конкурентом в борьбе за престол Англии и Ирландии, католиком Яковом II. Для протестантов это историческое событие стало символом их власти в Ирландии, где они утвердились на правах победителей. Надпись, обращенная к католикам, которая обычно сопровождает рисунки на эту тему, гласит: "Remember 1690!" (Помните 1690!) то есть: не забывайте ваше положение побежденных! Каждый год, 12 июля, оранжисты отмечают эту дату шествиями с флагами и барабанным боем.
Настенные надписи католиков появятся только гораздо позднее, во время голодовки политзаключенных ИРА в конце 1970-х. До начала 1980, война представлена на стенах только надписями подчеркивающие присутствие военизированных групп, республиканских или лоялистких, и небольшими символическими рисунками как например красная рука в протестантских кварталах (эмблема бывшей провинции Ольстер, которая стала символом лоялистов Северной Ирландии). Чтение этих граффити позволяет проанализировать эволюцию конфликта. В католических кварталах, гражданские требования в конце 1960-х понемногу заменились националистскими лозунгами, требующими вывода английских войск (Brits out), воссоединения Ирландии или активно поддерживающими ИРА, чья аббревиатура не появлялась до 1970, так как эта организация практически не принимала участия в первых столкновениях.
Стены протестантских кварталов в 1970 покрывают знаки, сообщающие о создании групп самообороны: UVF (Ulster Volunteer Force - Добровольческие Силы Ольстера), UDA (Ulster Defence Association - Силы обороны Ольстера ), UFF (Ulster Freedom Fighters - борцы за свободу Ольстера), RHC (Red Hand Commandos - боевые группы красной Руки), PAF (Protestant Action Force - протестантские силы действия). Каждый лагерь отметил свою территорию: некоторые тротуары и столбы электрофонарей в протестантских кварталах отныне расписаны красным, белым и синим, - цвета Юнион Джека (английский флаг), а католические кварталы в зеленый, белый и оранжевый (цвета флага Ирландской республики).
От граффити к настенным картинам
Расцвет больших настенных изображений приходится на 80-е годы. Этот расцвет сопутствует голодовке узников-республиканцев, которая вызвала резонанс во всем мире: смерть Бобби Сендса и его девяти соратников в 1981 стала преобладающим сюжетом для настенных рисунков во множестве появившихся в Белфасте и Дерри. Кроме сюжетов, заимствованных в кельтском прошлом, католики используют мотивы мученичества и жертвы в качестве тем для своего творчества: часто вспоминаются герои 1916-го, а память о жертвах Кровавого воскресенья (тринадцать участников марша за гражданские права были убиты английскими парашютистами 30 января 1972) занимает одно из самых видных мест в этом мартирологе. Каждый католический квартал ведет счет в так называемом "листе чести" (roll of honour) именам ирландских патриотов, павших от рук британских солдат или лоялистской милиции.
В своих настенных творениях, протестанты отдают дань чести тем "кто умер за дело Ольстера", но доминирует, конечно, исторические темы: шотландское происхождение многих ольстерцев, осада Лондондерри и битва при Бойне, участие североирландцев в битве при Сомме в 1916 (символ верности Великобритании, противопоставляемый Пасхальному восстанию). Ссылки на "Бога и Короля" бесконечны...
В каждом лагере большая часть рисунков прославляет военную борьбу, каждая военизированная группа имеет своего рода паблисити. Маски с прорезями для глаз ни чем не отличаются друг от друга, однако надписи, всегда на английском у лоялистов и иногда на гэльском у националистов позволяют идентифицировать и тех и других.
Кухулин: герой националистов или лоялистов?
Один из наиболее знаменитых героев кельтской мифологии, Кухулин, фигурирует в Пантеоне обоих противоборствующих лагерей Северной Ирландии. Он присутствует в темах граффити как в протестантских кварталах так и в католических. Однако каждый интерпретирует его участие в легендарной истории Ирландии по-своему…
Для националистов, Кухулин является символом Ирландии в борьбе за свободу. На главной Почте Дублина, центрального места Пасхального восстания 1916 года, скульптура Оливье Шеппарда изображает тяжело раненого героя приковавшего себя к скале, чтобы умереть сражаясь, лицом к врагу (английскому!). Таким образом, Кухулин отображается на республиканских граффити как "поборник" национальной идеи.
Для лоялистского лагеря, напротив, Кухулин является героем Ольстера, грозным воином, который уже боле двух тысяч лет защищает это древнее королевство от набегов других ирландских королевств (Коннахт, Мюнстер, Лейнстер и Мит), как повествует знаменитый кельтский эпос "Tain Bo Cualnge" (Похищение быка из Куальнге). Кухулин является персонажем многих настенных рисунков посвященных военизированным группировкам лоялистов.
От войны к миру?
Двадцать пятая годовщина начала конфликта и перемирие объявленное ИРА 31 августа 1994 и военизированными группами протестантов пятнадцатью днями позже, дало жизнь новому поколению граффити. Конечно, с обоих сторон по-прежнему появляются и милитаристские рисунки, особенно у протестантов, среди которых, кажется, недоверие берет верх над надеждой ("Готовлюсь к миру, готов к войне"!). Тем не менее, акцент явно перемещается на политических заключенных: в католических кварталах, равно как и в кварталах протестантских провозглашается освобождение "POW" (Prisoners Of War - узников войны).
С 1994 любимой темой в творчестве республиканцев становится вывод британских войск - обязательное условие для возвращения мира.
Во многих католических кварталах, сюжеты начинают затрагивать темы, культурного наследия кельтов в Северной Ирландии. Сто пятидесятая годовщина Великого Голода в 1995, также вдохновила многих художников.
Республиканцы рассматривают британское правительство как ключ к урегулированию конфликта в Северной Ирландии. Однако, не все так просто: республиканское движение и лоялистские группировки несут большую часть ответственности в вопросе решения ольстерской проблемы. Она должна быть исчерпана, и только политическим, а не военным путем. Увидим ли мы когда-нибудь граффити, призывающие оба лагеря к совместному решению вопроса и мирному сосуществованию общин в новой Ирландии?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bretagne.celtic.ru