Курсовая: Игровые приемы на уроках

Курсовая: Игровые приемы на уроках

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как
индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно
судить о быте, правах и навыках данного общества.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период
ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает
особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра
является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно
значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств
и обогащении ее внутреннего содержания.

В процессе развития обычно личную значимость и
привлекательность приобретают прежде всего те действия и те
проявления личности, которые, став доступными, еще не стали
повседневными.

Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие
действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра
становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно,
не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он,
играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно
появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые
являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В
результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к
дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и
развивается потому, что играет. Игра – это практика развития.

По словам Л.С. Выготского, «игра является ведущей линией развития в
дошкольном возрасте». Но в связи с тем, что дети с дефектами в
интеллектуальной сфере значительно отстают в умственном и личностном
развитии, то можно говорить о том, что игра является ведущей линией
развития в школьном возрасте для детей с интеллектуальной
недостаточностью.

I. Что даёт игра детям?

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть
нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее
монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это
неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры,
человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих
условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает
подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и
радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень
ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет
тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент
неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и
глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и
после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум,
настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы
победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с
максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает
понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива,
поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в
игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.
Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир -
антипод. Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих
формах она предполагает обучение и применение в деле игрового
фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной
местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие
навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи,
одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра
создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир
нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить
интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры
обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и
анекдотов.

Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно
только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в
образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.
Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который
так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

II. Значение использования игровых приёмов на уроке

Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и
межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом
помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда
творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые
освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет
нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и
потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной,
интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального,
парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр
самобытных и комплексных.

Большинству игр присущи три главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию
ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только
от его результата (процедурное удовольствие); творческий,
значительно импровизационный, очень актиный характер этой
деятельности ("поле творчества");

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная
природа игры, "эмоциональное напряжение");

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны слабая
переключаемость внимания, его неустойчивость, непроизвольность памяти и
мышления. В этом случае лучшим помощником учителя является игра. Она
уместна во многих случаях: если дети устали и им нужно отдохнуть, если
расшалились и их нужно успокоить, если надо сделать интересным какое-то
задание. Урок-игра оправдывает себя. На таком уроке значительно
повышается активность детей и снижается их утомляемость.

Учебная игра - это способ достижения всех задач обучения, и,
следовательно, для нее характерны определенные требования:

наличие четко поставленной цели и соответствующего педагогического
результата;

установка на необходимость мысленного усилия;

строгая дозировка игровых моментов;

возможность выбора конкретных действий каждым ребенком, что обеспечивает
индивидуальную активность при коллективной форме деятельности.

Используя игровые формы, методы и приемы на уроках, необходимо стремится
решить следующие задачи:

повысить интерес школьников к изучению определённого предмета,

создать положительную мотивацию в обучении,

активизировать мыслительную деятельность,

развивать высшие психические функции

повысить коммуникативную направленность уроков и вовлечь учеников в
активную деятельность,

предоставить возможность для самореализации каждому школьнику,

создать условия для его развития и самосовершенствования.

Игровая форма занятий предполагает игровые приемы и ситуации, которые
выступают как средства побуждения, стимулирования учеников к учебной
деятельности. Широкое использование предметов, наглядности, игрушек
способствует развитию ассоциативной и образной памяти.

Но если ученик начальной школы, пятиклассник и даже шестиклассник ценят
внешнюю занимательность, то в подростковом возрасте наблюдается
стремление к взрослости. Старшеклассникам же интересно то, что требует
самостоятельного обдумывания, для них характерны тяга к обобщениям,
поиск общих признаков и законов. Особенностью игры в старшем школьном
возрасте является ориентация на речевую деятельность. Предметные
сюжетные игры уступают место ролевым, сюжетно-ролевым, деловым играм,
имитирующим деятельность какого-либо конкретного лица, группы,
организации.

Такие игры требуют мобилизации всех сил, умений и опыта школьников,
позволяют приобрести навык социального общения. При этом ученик учится
оценивать ситуацию, ориентироваться в различных обстоятельствах,
отстаивать свою точку зрения.

Не следует забывать и об играх обучающего характера. Этот вид игры
способствует созданию психологической готовности детей к речевому
общению, обеспечению естественной необходимости многократного повторения
ими языкового материала, тренировке учеников в выборе нужного материала,
что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Игры помогают
сделать однообразную деятельность более интересной. Так, например, на
уроках русского языка лексические игры способствуют расширению
словарного запаса учеников, закладывая "фундамент" речи. Фонетические
игры корректируют произношение и, наконец, орфографические -
способствуют овладению правописанием.

Игры предоставляют ребятам возможность проявить реакцию в общении,
самостоятельность в решении речевых задач, мобилизует внутренние
резервы. Эти игры тренируют учеников в творческом использовании речевых
навыков.

Таким образом, использование игры при соблюдении определенных к ней
требований позволяет влиять на потребностно-мотивационную сферу личности
школьника. Пробуждающийся устойчивый интерес ведет к повышению
познавательной активности, мыслительной деятельности, а это в свою
очередь влияет на процессы самовыражения и самореализации личности
ребенка, способствуя созданию положительной Я-концепции.

Использование игровых приёмов на как коррекционно-развивающих и
обучающих средств основывается на следующих положениях:

1) теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно
влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в
данном случае воздействуя на ведущую деятельность умственно-отсталого
школьника - игру;

2) Д.Б. Эльконина о том, что коррекционный потенциал игры заключается в
практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в
процессе специально организованных игровых занятий;

3) разработанных в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно
которым личность является продуктом системы значимых отношений.

III. Режиссерские подсказки при использовании игровых приёмов

Перед началом игрового задания не надо спешить с провозглашением
дидактической цели и с постановкой учебной задачи.

Продумывать членение «событийного ряда» игрового задания таким образом,
чтобы деятельность сложная была замаскирована выполнением учениками
действий, достаточно для них легких, то есть обрамлять простыми,
незамысловатыми действиями каждый новый шаг алгоритма.

Каждый этап работы начинать со смены мизансцены: или поменять
местонахождение учеников (у окна, у доски, в уголке), или поменять их
телоположение (стоя, сидя за столами, сидя «без столов», сидя на
корточках), или же поменять набор сопровождающих игровых движений.

Заранее продумывать, как и в какие моменты следует избавляться от
штампов «парной педагогики» (учитель – ученики), заменяя ее режиссерской
организацией непроизвольного внимания учеников к мнению, умениям,
действиям, целям друг друга.

Задания формулировать на уроке таким образом, чтобы не мешать ученикам
вкладывать в услышанную формулировку личные подтексты, обеспечивающие в
классе особую, ситуативную, комфортную и добродушно-веселую атмосферу
личной игривости по отношению как к педагогу, так и друг к другу.

При первом повторении игрового задания на следующем уроке обращать
внимание на обеспечение в нем новой новизны, неожиданности и
непонятности, а при повторениях последующих делать акцент на
ритуально-традиционном повторении самых эмоциональных для учеников
моментов (приемов, ходов) игрового задания.

Составить список любимых детских игр (времен своего детства или игр,
любимых вашими учениками) для использования этих игр (или их элементов)
на своих уроках (хотя бы в качестве разминки-разрядки).

Помнить, что живость проведения дидактической игры по большей части
зависит от живости поведения учителя (сухость в его поведении или,
наоборот, развязность и кокетство могут подпортить эффективность любой,
казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры).

IV. Возможность создания игровой образовательной системы

Возникает сверхзадача — создать игровую образовательную систему,
в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары,
игрокниги, популяризующие школьные науки; дидактические игротеки
(компьютерные учебные игры; настольные развивающие игры; программы
игр по всем учебным предметам и др.). Игровая образовательная
система — это игроклассы, игроуроки, игровые городки в школьных
дворах, игротеки на правах библиотек, игровая "наглядность" школьных
кабинетов и коридоров, специгры в школьных рекреациях и произвольная
система стихийных детских самобытных игр, длительно хранящихся в опыте
поколений детей. Важна перспектива создания для детей центров
развлечений с динамикой развития игры: игровая техника, игрушки для
дошкольников; игровые автоматы для подростков и юношества;
межвозрастные спортивные игротренажеры. Важно возобновление традиций
создания литературы по игре для всех слоев населения, прежде всего
для детей. Неоценима роль коммуникативных средств, особенно
телевидения, как пропагандистов игры.

Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий
идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы
рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного
типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра
стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое
время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые
интересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определенную
стабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать
игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх
цели, сами выбирают средства и способы для их осуществления, сами
вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что
поддерживает их бесконечное творчество, помогает занижать более
высокие позиции, чем в обыденной жизни.

ВЫВОДЫ

Таким образом, для развития личности и познавательной сферы ребёнка с
интеллектуальной недостаточностью необходимо построение оптимальной
программы воспитания и обучения, так и формирование полноценной учебной
деятельности у учащихся начальных классов.

Изучение личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии
требует учета того обстоятельства, что в этом возрасте доминирует
игровая деятельность.

Тем самым традиционные формы школьного обучения, не предусматривающие
никаких видов и форм детской игры, не могут быть признаны адекватными
для систематического обучения таких детей. Другими словами,
принципиальная возможность введения систематического обучения тесно
связана с такими формами активности детей, в которых отводилось бы
значительное место ролевой игре, игре с правилами и режиссерской игре.

Использование игровых приёмов позволяют разнообразить учебную
деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять
естественную тягу детей к играм. А игра, как известно, носит и
воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.

Учитывая то что, создание единой игровой образовательной системы
невозможно, то игровые приёмы должны соответствовать возможностям
учащихся. При этом педагог должен учитывать определённые требования при
создании игровой ситуации на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аникеева Н.П., "Воспитание игрой", Москва, 1987 г.

Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры", Москва, 1986 г.

Букатов В. Принципиальные мелочи // Первое сентября. – № 76. - 2001

Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная деятельность и воспитание
школьников. М., 1977. 155 с.

Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М., 1955. 183 с.

Вуарен Н., "Что такое игра? // Культура", 1982 г., №4.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера.
М., 1977. 247 с.

Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка
дошкольного возраста", Москва, 1978 г.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
развития личности ребенка. М., 1988. 113 с.

Рубинштейн С.Л., "ОсновЫ общей психологии", Т. 2., Москва, изд-во
"Педагогика", 1989 г.

Эльконин Д.Б., "Психологические игры", Москва, 1978 г.



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты