Курсовая: Теории обучения в высшей школе
Курсовая: Теории обучения в высшей школе
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки иумения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности
обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу-
умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления,
осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате
мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется
путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На
основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая
содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения
между предметами и явлениями объективного мира.
Условием построения теории обучения в высшей школе является взаимосвязь
трех формирующих начал:
накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики
учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный
процесс;
формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,
составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную
основу, достаточную научную определенность и объективность.
Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-это
понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому
широкому понятию образования , и к любому конкретному факту обучения.
Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение
происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам
процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления , опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория
обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и
психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной
психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой
мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую
аудиторию, управлять ее познавательной деятельностью.
Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным
образом в обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и
творчески действующей личности специалиста высшей квалификации. Это
обоснование требует предварительного рассмотрения некоторых общих
связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности и
психологии. К таким понятиям прежде всего относятся сознание, мышление,
разум и психика.
Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека
отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,
представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и
устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и
совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно
позволяет нам воображать, изобретать, обобщать явления и события,
строить догадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает
субъективный образ объективного мира в определенном творческом
представлении.
Мышление - это свойство мозга человека, особым образом организованной
материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях,
образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют
неразрывную связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления
свойственны такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск,
абстракция, формулирование понятий и законов, доказательств,
умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает
понятие «разум» - активный процесс мышления, характеризующий глубокое
понимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития.
Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его
многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей
действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями,
восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью.
Психика, так же как сознание , выражает субъективный образ объективного
мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика
рассматривает не только сознательное , но чувственное и подсознательное.
В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами психологии
являются:
психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
организация и управление процессами мыслительной и трудовой
деятельности;
ъ\=74
психологическое обоснование путей совершенствование методов
преподавания;
обоснование особенностей возрастного развития студентов;
оценка психических свойств студента;
выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и
склонностей студентов;
оценка душевного и морального состояния студентов.
Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе
теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии
студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета
физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не
зрелость.
С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание
работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то
же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами
понижения других функций
Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения преемственности
своего исторического развития и учебно-познавательной деятельности,
обращения к методам и средствам обучения в определенной их роли,
возможностей и путей их развития.
Существенным показателем развития учебно - воспитательного процесса
является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций
совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на
основе которых возникают новые теоретические положения, дающие
обоснование и направление для оптимальных педагогических действий.