И потребности продолжают расти. Большинство таких колледжей на Западе уже подсоединено к Internet, предпринимаются попытки подключить к этому процессу средние и начальные школы. Выпускники колледжей прекрасно осведомлены о преимуществах Internet и рассказывают о них своим работодателям. Вся эта деятельность приводит к непрерывному росту сети, к возникновению и решению проблем этого роста, развитию технологий и системы безопасности сети.
Надо отметить, что Internet - скорее не технологический, сколько культурно-социальный феномен. Бурное развитие сетевых технологий в последнее время привело к интересному социально-культурному феномену - к "стиранию" информационных границ между государствами. Всемирная Сеть - Internet обволакивает весь мир, не считаясь с границами государств, что делает мир более "маленьким", полностью отвечающим философской концепции "global village". Это очень сильно воздействует на менталитет, человек, пользующийся Internet чувствует себя "человеком мира".
3.6.2. Государственные дотации.
Многие сети Internet материально поддерживаются государством. По закону учреждение может тратить деньги из своего бюджета только по его прямому назначению. Если Академия Наук финансирует сеть, то ее можно использовать только в целях научных исследований. Вы как пользователь можете совсем не знать, по каким сетям пересылаются ваши файлы, а они попадают в сферы влияния ведомств, содержащих каждую из этих сетей. Поэтому, разумнее было бы существовать одному большому ведомству, которое распоряжалось бы государственными субсидиями и централизовано содержало все дотируемые сети, ведь содержание множества параллельных сетей,- это пустая трата денег. Лучше создать сеть - часть Internet - например, для исследования и образования (RE: Research and Education), которую, таким образом, можно было бы использовать в любых фундаментальных исследованиях и образовании, или для их поддержки, чем иметь множество аналогичных сетей помельче, но более специализированных, например, для поддержки агрохимических исследований, океанологии и т.д.
Значение статьи расходов «в поддержку исследований или образования» невозможно переоценить. Ее наличие узаконивает важные пути использования дотируемой сети, которые, казалось бы, не соответствуют ее назначению. Например, продавец программного обеспечения, использующегося в исследованиях или образовательном процессе, может распространять усовершенствования или отвечать на вопросы пользователей по e-mail. Такое использование считается ``в поддержку исследований или образования'' (RE). В то же время он не может использовать такую сеть в бизнесе для, например, работы с рынком, предъявления счетов, отчетности, а также учета. Для таких целей должно использовать коммерческую часть Internet.
3.6.3. Электронная коммерция.
Специалисты провели некоторую статистику пользователей, которые совершали коммерческие операции посредством Internet.
Лишь 15% респондентов выполняли финансовые транзакции по Internet. Однако 15% - это как-никак 5,3 млн. людей, - сообщила представительница Nielsen. По ее утверждению, хотя было опрошено всего 6600 человек, методология опроса позволяет по его результатам судить о выборе 200 с лишним миллионов людей.
По данным исследования, основная причина низкого объема финансовых транзакций в Internet - проблема защиты информации.
Вторая, не менее значительная причина - это соблюдение тайны личности, поскольку многие компании в маркетинговых целях собирают информацию об узлах, посещаемых пользователями, и об их расходах. Еще одним препятствием являются рекламные сообщения, рассылаемые по электронной почте.
При покупке через сеть требуется ввести некоторые конфиденциальные данные (номер счета покупателя, личная информация). При перехвате таких данных пользователю может быть нанесён огромный материальный ущерб. Но, по моему мнению, это лишь вопрос времени. Возможно, мораль общества со временем претерпит изменения в данном аспекте и проблема конфиденциальности будет снята. Это откроет много новых возможностей для бизнеса.
Тэпскотт (Дон Тепскотт - автор множества книг по информационным технологиям) предсказывает, что к 2005 году половина населения Земли -более четырех миллиардов человек - будет использовать Internet (сегодня число пользователей составляет 30 миллионов). Он надеется, что Сеть окажет более глубокое воздействие на экономическую и общественную жизнь, чем все революционные свершения в области человеческого общения - печать, телефон, телевидение и даже компьютер.
Так это или нет, но трудно не согласиться с тем, что Сеть в состоянии разрушать старые формы предпринимательства столь же стремительно, как и создавать новые.
Корпоративные информационные службы должны постоянно искать способы формирования стратегии бизнеса с помощью компьютеров. Век объединенного сетевыми технологиями интеллекта приведет к радикальным изменениям приоритетов в целом ряде отраслей, от издательского дела и индустрии развлечений до здравоохранения.
3.6.4. Основные тенденции развития Internet в России.
За последние 2 года российская часть Internet развивалась не менее, а может быть и более высокими темпами, чем в других странах мира. Поэтому часто встречающаяся в российской компьютерной прессе характеристика истекшего года как "года Internet" не лишена оснований, хотя, Internet в России во многом еще скорее мода, чем осознанная необходимость, а текущий 1998 год, вероятно, также будут называть "годом Internet".
Структура российского сегмента Internet начала формироваться в 1991 - 92 годах (EUnet/Relcom, Sovam Teleport, "Гласнет", FREEnet), причем конечным пользователям предоставлялись, в основном, лишь услуги электронной почты. В 1993 - 94 годах произошло становление, а затем укрепление позиций научно-образовательных сетей Radio-MSU и RUNNet. Все сети начали широкое предоставление IP-услуг по выделенным и коммутируемым соединениям, основным толчком к которому послужил взрывной рост популярности World Wide Web.
Существенную роль в развитии инфраструктуры российского Internet играет межведомственная программа создания Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, реализация которой началась в 1996 году при участии Государственного комитета по науке и технологиям РФ, Минобразования РФ, Российского фонда фундаментальных исследований и Российской академии наук. Одним из практических воплощений стала опорная сеть RBnet, включающая скоростные цифровые каналы и магистральные маршрутизаторы в ряде крупных городов и решающая задачи внутрироссийской связности.
Заметим, что если ранее было принято четко делить российский Internet на коммерческую и научно-образовательную части, полагая что вся деятельность последней финансируется государством и/или зарубежными фондами, то сегодня такую грань провести сложнее. Невозможность полного централизованного финансирования текущей эксплуатации и развития научно-образовательных сетей привела к разработке хозрасчетных принципов деятельности многих узлов этих сетей, направленных на самоокупаемость и получение внебюджетных средств для развития региональной инфраструктуры.
К центральным узлам национальных сетей подключено большое число сетей компаний, выступающих в качестве региональных провайдеров и предоставляющих услуги Internet конечным пользователям. Количество таких компаний в 1996 - 97 годах резко возросло и сегодня составляет в России более 300.
Если еще недавно в большинстве городов доступ к услугам Internet предоставлял единственный в городе узел сети Relcom, то сегодня во многих крупных городах одновременно представлены три-четыре национальные сети, провайдеры которых имеют независимые каналы на Москву или Санкт-Петербург
Интересной тенденцией прошедшего года является повышение интереса к Internet у крупных телекоммуникационных компаний (в частности, телефонных), которые начали создание подразделений и дочерних фирм, занимающихся предоставлением услуг Internet и использующих уже имеющуюся коммуникационную инфраструктуру своих учредителей.
Произошло заметное снижение тарифов на услуги Internet.
Большую роль в предоставлении доступа к Internet во многих регионах играют университеты и научные центры, являющиеся узлами научно-образовательных сетей. В 1996 году начался поворот этих узлов от чисто корпоративного применения к подключению организаций разного профиля деятельности, а также конечных пользователей
За два года количество пользователей Internet в России резко возросло. При этом большинство новых пользователей не ограничивается услугами электронной почты, а получает полноценный доступ к Internet по коммутируемым или выделенным линиям
На многих семинарах и конференциях, в публикациях газет и журналов приводятся различные оценки количества пользователей Internet в России. Называются цифры: более 500 тысяч пользователей электронной почты, от 100 до 200 тысяч "онлайновых" пользователей и другие.
Российский World Wide Web, хотя и не достиг масштабов американского примерно на два порядка, развивается весьма бурными темпами. Многих волнует вопрос о количестве российских Web-серверов. Называются разные оценки: от одной до нескольких тысяч.
Реальное число Web-серверов с информационным наполнением, если судить по имеющимся каталогам и спискам серверов, зарегистрированных в поисковых системах, составляет около двух тысяч.
Рост числа Web-серверов и стремление многих организаций создать свое представительство в Internet привели к появлению рынка услуг не только в области размещения серверов (Web hosting), но и услуг по разработке концепции, стиля, дизайна и программированию Web-страниц.
Сегодня в российском Internet представлены практически все стороны жизни страны и общества: новости и пресса, политика и общественные организации, экономика и финансы, производство и торговля, наука и образование, компьютерные технологии, культура и искусство, развлечения и отдых. С точки зрения широты спектра охваченной тематики российские ресурсы уже, пожалуй, не уступают зарубежным. Однако, разумеется, уровень представления материала и его актуализации, а также количественный охват Web-представительствами государственных учреждений, фирм, средств массовой информации, учебных и научных учреждений отличается от зарубежного.
Делая выводы можно заключить, что Internet развивается в России огромными темпами. Если раньше для получения информации необходимо было использовать зарубежный ресурсы, то сейчас всё необходимое может предоставить русский Internet.
Развивается рынок провайдерских услуг, всё больше фирм предлагают свои услуги, постоянно снижая цены. Я думаю, что в ближайшие 1 - 2 года российский Internet достигнет такого уровня развития, что в дальнейшем будет расширяться темпами зарубежной сети, а, возможно, и превосходить их.
4. Российские компьютерные компании.
В 1995 году в России по оценкам экспертов было продано около 1 млн. персональных компьютеров, что практически равно количеству машин проданных в 1994 году. Правда существуют и иные оценки, и потому считают что на компьютерном рынке России в 1995 году имел место значительный прирост: на 23,7% (Рис. 1) в единицах персональных компьютеров различного типа и на 35,8% в ценовом измерении. (Рис. 2).
Рис. 1. Среднегодовой прирост компьютерного рынка России в 1995-1996 гг.
Рис.2. Среднегодовой прирост компьютерного рынка России в денежном выражении в 1995 - 1996 гг.
Российский рынок ПК в 1996 году вырос на 20% по количеству проданных единиц. По подсчетам в течение года была осуществлена поставка 1, 050,000 компьютеров. Объем российского рынка ПК в денежном выражении вырос на 32 % в 1996 году и составил 1.486 миллиарда долларов. При этом темпы роста объемов продаж упали за последние два-три года с 50-60 до 20- 25% и в ближайшее время, по-видимому, стабилизируются примерно на общемировом уровне (15 - 20%). Причем, если проследить динамику, то мы получим следующие цифры: Объемы рынка ПК:
Год |
Количество, шт. |
1995 |
875 000 |
1996 |
1 050 000 |
1997 |
1 300 000 |
Рынок вырос в основном за счет таких сегментов рынка как малый бизнес и домашние пользователи. Президентские выборы в России, бюджетный кризис и проблемы во многих российских коммерческих банках сильно повлияли на продажи ПК. Рост на 20% в таких условиях показывает насколько мощно растет рынок домашних пользователей и малого бизнеса.
Российские компании доминировали на рынке малого бизнеса и домашних пользователей, и в 1996 году их доля выросла за счет импортных марок компьютеров. Доля компьютеров произведенных в России увеличилась с 64% в 1995 году до 66% от всего российского рынка ПК в 1996 году.
Российская компания Вист - ведущая компания на российском рынке ПК в 1996 году. Доля Виста составляет 17% от всего российского рынка ПК.
Производитель номер два в 1996 году - IBM, поднявшаяся с четвертого места в 1995 году. Агрессивные цены на модели настольных компьютеров позволили IBM расти быстрее рынка.
На третьем месте в 1996 году - Compaq. Compaq также является ведущей компанией на рынке серверов и вторая после Виста компания по объему продаж в денежном выражении.
Четвертую позицию по итогам 1996 года занимает HP. HP выиграла участие в самом крупном компьютерном проекте 1996 года - контракт со Сберегательным Банком Российской Федерации на 18 миллионов долларов.
Производитель номер пять по итогам 1996 года это российская компания собирающая компьютеры R&K. Wiener PC запущенный RSK лишь в конце 1995 года явился наиболее быстро растущей маркой на российском рынке в 1996 году.
По прогнозам исследовательской корпорации IDC, за период с 1996 по 2010 г. динамика промышленного развития ИТ будет следующей:
· совокупный продукт возрастет с 500 млрд дол. до более чем 2,5 трлн дол.;
· расходы корпораций на информационные технологии увеличатся с 2,0 - 2,5% их оборота до более чем 5%;
· 80% поставок ПК к концу указанного периода будет приходиться на рынок домашних ПК;
· число подключенных к сети пользователей превысит 1 млрд;
· объем интерактивной коммерции к 2000 г. достигнет 150 млрд дол., а к 2010 г. превысит 1 трлн дол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Происходящие осенью этого года в нашей стране события в самом деле затронули всех. Даже люди, ставшие за последние несколько лет абсолютно аполитичными, были вынуждены вновь повключать телевизоры и радио. Возросли тиражи газет. Вроде, везде одно и то же, а понять, не будучи специалистом, что на самом деле происходит и что будет дальше, трудно. Все же произошедшие события, порожденные причинами политическими, суть явление экономического толка.
Существует ряд сценариев развития России и влияние каждого из них на компьютерный рынок:
n "Жесткая финансовая политика".
Для реализации жесткой финансовой политики государство должно произвести кое-какие подготовительные мероприятия. Они могут проводиться "заранее" или одновременно с чисто финансовыми действиями, но важно, что без них не обойтись:
изменение налоговой системы в двух направлениях: во-первых, радикальное упрощение налоговой системы и создание механизмов реального сбора налогов, во-вторых, уменьшение налогового давления на реальный сектор;
формирование механизмов осуществления "быстрых" банкротств, позволяющих проводить переход активов к более эффективному собственнику;
связанное с предыдущим укрепление судебной и исполнительной составляющих государства.
Ключевым же моментом в финансовой политике становится отказ от совершения трат сверх реально собранного в виде налогов или полученного от внешних или внутренних заимствований. В связи с чем необходимым становится принятие (и жесткая реализация!) чрезвычайного бюджета или любого его аналога на конец 1998 года, а затем на 1999 год.
В случае, если события развиваются контролируемо, период депрессии сопровождается притоком инвестиций на ставший адекватным и понятным экономическим агентам рынок, теневая экономика получает весьма определенные стимулы для выхода на "свет". Когда начинается экономический рост, он оказывается весьма бурным, причем, в общем случае, чем жестче проводятся антикризисные финансовые меры, тем более быстрый получается рост. Последнее обстоятельство, кстати, увеличивает возможности государства по поддержке незащищенных слоев населения.
Компьютерная отрасль при этом приходит в себя одной из первых, поскольку для создания нового бизнеса здесь нужен относительно небольшой стартовый капитал, налицо быстрый его оборот и меньший срок возврата инвестиций, а значит - отрасль привлекательна для инвестора. Растущий и развивающийся рынок, требующий соответствующей инфраструктуры, только провоцирует опережающее развитие информационных технологий.
Вероятность же реализации жесткой финансовой политики или какой-то ее разумной аппроксимации правительством на данный момент, очевидно, настолько мала, что и говорить не приходится.
n Эмиссионный.
Эмиссионное решение бюджетных проблем задает вполне определенную последовательность действий. Данный сценарий прекрасно изучен в мировой экономической истории и дает точный результат. Первая фаза процесса несколько сложнее простого роста цен, считающегося прямым и главным следствием включения печатного станка. Эмиссионный денежный поток следует двумя путями: первый течет в кошельки бюджетников, стимулируя повышение спроса на все, но в первую очередь на товары длительного пользования, например, на компьютерную технику. Значит повысится спрос на ПК и связанные с ними технологии. Компьютерный рынок получит огромную прибыль в кратчайшие сроки.
Второй поток течет в направлении предприятий или отраслей, "составляющих общенациональную гордость".
Но в последствии такая политика приведет к увеличению расходов государства на бюджетников, внешнего долга. Появится товарный дефицит. В отраслях, где цены не регулируются, инфляция проявится сильнее, ставя власти перед необходимостью уравнивать позиции производителей на рынке и фиксируя цены на все подряд. Становится ясно, что при таком положении дел компьютерный рынок окажется в плохой ситуации. ся.
Если верить заявлениям сегодняшних членов правительства, это вполне вероятный сценарий. Будет ли он реализован в перспективе или уже подспудно реализуется, сказать практически невозможно. Наблюдаемая, к примеру, в настоящий момент ремиссия в поставках компьютерной техники может быть обязана как уже проведенной эмиссии, так и появлению стабильного валютного курса и "прощению" выданных ранее товарных и денежных кредитов в цепочках вендор-дистрибьютор-дилер-розница.
n Сценарий «ожидания».
Деньги постоянно допечатываются, а страна живет, балансируя между жизнью и гиперинфляцией. Фактически данный сценарий лишь оттягивает время выбора. В какой-то момент его приходится делать и либо начинать сокращать бюджетные расходы, либо ухнуть вниз.
На компьютерном рынке это отразится не лучшим образом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ.
1. www.intel.ru - Сервер компании Intel.
2. www.microsoft.ru - Сервер компании Microsoft.
3. www.amd.com - Сервер компании AMD.
4. www.gmtu.magda.ru/IntStat/internet_v_rossii.htm - Internet в России.
5. www.win2.infoart.nsk.su/it/press/cwm/07_96/term.htm - Экономика информации.
6. www.irbis.com - Сервер компании «ИРБИС».
7. www.intellegence.ru - Новости компьютерного рынка.
8. www.computerra.ru - Сервер журнала «КомпьюТерра».