Африканские конфликты последнего десятилетия

Африканские конфликты последнего десятилетия

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г.Р. Державина

 

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Африканские конфликты последнего десятилетия

                                                                         студентки 5 курса

                                                 группы 7

                                                                      Ветровой Екатерины

                                                             Александровны

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2004 год

План

Введение……………………………………………………………..3

1.    Руанда – место противостояния народов хуту и тутси……..5

2.    Бурунди: никто не намерен уступать………………………...6

3.    Демократическая республика Конго – клубок конфликтов..7

4.    Противостояние бывших союзников (Руанды и Бурунди)..10

5.    Ангола, пути к примирению…………………………………11

6.    Мозамбик: пример для подражания…………………………14

Заключение………………………………………………………….16

Список используемой литературы…………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть их которых (92%) – гражданское население. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового  количества беженцев (более 7 млн. чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн. человек). Многим из них судьба уготовила трагическую участь ежедневной борьбы за существование.

     В межгосударственных и внутренних конфликтах в Африке находят отражение проблемы современной африканской жизни. Они обусловлены сложным переплетением различных конфликтогенных факторов – клановой, этнической и конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера, последствиями крушения тоталитарных режимов, а также издержками  и трудностями общественных преобразований.

     Многие конфликты уходят своими корнями в период колониального раздела Африки и блокового противоборства между Востоком и Западом. Однако было бы не правильно списывать  все только на историю. Большинство конфликтов «второго поколения» развиваются по своей внутренней логике и на чисто африканской основе, хотя, безусловно, влияние внешних факторов не следует полностью сбрасывать со счетов.

     Питательной почвой для кризисных ситуаций является слаборазвитость и хроническое экономическое неблагополучие Африки. На континент приходится 33 из 48 беднейших государств мира, за порогом нищеты живут 54 % жителей, причем даже в тех странах, где наблюдается рост ВВП, он не поспевает за темпами увеличения населения. Возрастает внешняя задолженность Африки. Ее уровень превышает 300 млрд. долларов, что в два с половиной раза больше совокупной стоимости африканского экспорта.

     Африканские конфликты не подлежат быстрому урегулированию, та как заключение мирных соглашений не всегда является гарантией успеха. Нелегкой задачей является идентификация участников конфликта, которых иногда насчитывается около десятка. В вооруженных столкновениях часто задействуются откровенные бандформирования и группы подростков. Мирное население нередко используется воюющими в качестве «живого щита».

     Положения в «горячих точках» континента в последнее время не оставалось статичным. Благодаря действиям ООН, на который возлагается основная ответственность за поддержание международного мира, а также усилия ОАЕ, отдельных государств, в ряде случаев удавалось обеспечить позитивную динамику.  В актив миротворчества можно внести успешное завершение крупномасштабной операции по продвижению процесса национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения ряда сложных ситуаций: территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, проблема статуса Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центральной африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритерией и Йеменом, Намибией и Ботсваной.











 

1. Руанда – место противостояния народов хуту и тутси;

Однако в целом ощутимого оздоровления атмосферы безопасности в Африке пока не наблюдается. Обстановка во многих конфликтных зонах и сейчас остается напряженной. Симптоматичным в этом плане является развитие ситуации в районе Великих озер. Давние противоречия между двумя народностями – хуту и тутси – выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, и в конфликт в той или иной степени оказались вовлечены все государства субрегиона. После приобретения Руандой независимости в 1962 году в ней было сформировано правительство, состоящее в основном из народов хуту, которая составляет 85% населения страны. Естественно предположить, что это правительство стало проводить политику в интересах своего этноса. А вот тутси (15%), до этого господствующие в стране оказались оттесненными от власти, а их элита – от богатства. В этих условиях не могла не возникнуть вооруженная конфронтация. Тем более что примерно в 1990 году в Руанде началось самое настоящее избиение тутси, которое достигло пика в 1994 году, превратившись в массовою бойню при попустительстве правительства. В развязанном геноциде, по объективным оценкам, было убито 700-800 тысяч тутси и умеренных хуту.

     Бежавшие из страны, главным образом в Уганду, тутси создали так называемый Руандский патриотический фронт. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду, захватили столицу Кигали, сформировали так называемое правительство национального единства. Около миллиона хуту – как ополченцев, замешанных в геноциде, так и мирных жителей, опасаясь расправы, бежали в соседнее Конго, тогда именовавшееся Заиром. Отсюда их боевики стали нападать на Руанду. Одновременно они столкнулись с конголезскими этническими тутси, именуемые здесь баньямуленге, которые, естественно, сочувствовали и помогали своим соплеменникам по ту строну границы. Так завязалась кровавая драма, втянувшая в свой водоворот более десятка стран.

    Совет Безопасности ООН, правительство США, Бельгии, Франции могли предотвратить геноцид в Руанде в 1994 году, но не сделали этого и должны нести ответственность за свое бездействие. Это основной вывод доклада независимой международной комиссии, которая под эгидой Организации африканского единства провела расследование массовых убийств в этой стране. После 1994 года во главе Руанды формально стоял представитель хуту президент Пастер Бизумунгу. Но фактически правили молодые военные, в основ ном тутси, во главе с лидером Руандийского патриотического фронта Полем Кагамой. Он и стал президентом в апреле 2000 года. После 30 лет изгнаний из Уганды, Бурунди, Танзании и Конго в страну вернулись почти миллион тутси. Однако хуту, хотя их сопротивление в Руанде было подавлено, не намерены уступать. Боевые отряды хуту скрываются в соседнем Конго среди миллиона бежавших из страны соплеменников и время от времени дают о себе знать, организуя вооруженные вылазки и устраивая террористические акты в Руанде.


2. Бурунди: никто не намерен уступать;

    Примерно по тому же сценарию, правда, с меньшим, чем в Руанде, жертвами, развиваются события в соседнем Бурунди. В этой стране уже 7 лет идет гражданская война между меньшинством тутси(15% населения) и большинством хуту (примерно 85 %). За это время жертвами межэтнических столкновений стали более 200 тысяч бурундийцев. Не менее 1,2 млн. человек оказалось в положении беженцев и перемещенных лиц.

     Сегодня военная ситуация в Бурунди зашла в тупик. Армии, поддерживающей правительство, которое формируют тутси, не удается разгромить повстанцев хуту. Последние поддерживают связи с боевиками хуту в Руанде и Конго, пользуются базами в Танзании и Конго, получают от своих соплеменников в соседних странах вооружения и боеприпасы.

     Президент Бурунди Пьер Буйоя пытается достичь урегулирования, по его мнению, нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических группы.

     Этого же мнения придерживаются и бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, ныне  выполняющий функции международного посредника на переговорах между правительством тутси и повстанцами хуту. Он считает, что необходима «перестройка внутриполитического пейзажа, где властные структуры, экономика и военный аппарат будут контролироваться тутси, а армия должна состоять наполовину из другой основной народности – хуту, а голосование при выборах государственной власти следует проводить по принципу «один человек – один голос»».

     Однако у каждой стороны своё представление кто должен править страной и кто виновен в геноциде. Отсюда правовой и моральный тупик, когда никто не желает уступить  и идти на примирение с противником, несмотря на подписанные соглашения.

3.    Демократическая республика Конго – клубок конфликтов;

     Нынешняя Демократическая республика Конго (бывший Заир) стала жертвой собственного богатства (медь, кобальт, цинк, ванадий, уран, алмазы, золото, ценные породы древесины, слоновая кость), размеров разнообразия этносов и племен в составе 45-миллионов населения.

     32 года страной, как захваченной, правил президент Мобуту Сесе Секо. (предполагается, что он сам смог награбить 5 млрд. долларов, его ближайшее окружение видимо не меньше). В это время в этой богатейшей стране приходила в упадок экономика, умирали от голода люди, разрушалась инфраструктура, распадался государственный аппарат.

     В годы «холодной войны» за спиной Мобуту стояли Вашингтон, а также американские союзники и клиенты в Европе, Африке и Азии. Тогдашний режим предоставил в распоряжение США национальное богатство страны, а также часть её территории, где находилась военная Камин, с которой шло снабжение для антиправительственной группировки УНИТА, воевавшей с ангольским правительством.

     В 1997 году президенту Мобуту бросил вызов всеми забытый партизанский лидер Кабила. Его сторонниками были тутси, а также правительства Руанды и Уганды, предоставившие в помощь повстанцам свои войска. Через несколько месяцев режим Мобуту рухнул. Кабила занял Киншасу, провозгласил себя президентом и переименовал Заир в Демократическую Республику Конго (ДКР).

     Придя к власти с помощью тутси, кабила вначале закрывал глаза на их расправу с хуту, в том числе с мирными беженцами их Руанды. Однако, когда тутси в чужой для них Киншасе попытались подмять под себя других конголезцев, захватывая руководящие посты в администрации и армии, кабила порвал со своими прежними союзниками.  27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и реформирует подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами неконголезского происхождения. Он также обвинил руководителей Руанды, Уганды и Бурунди, которые помогли ему прийти к власти, и заявил о том, что руандийские беженцы (тутси) должны вернуться на родину. Все эти заявления вызвали антиправительственный мятеж. Он охватил и восточные провинции страны, где против правительства выступали военнослужащие тутси, и западные, где в некоторых частях начали восстания как тутси, так и бывшие сторонники Мобуту, недовольные усилением в армии представителей этноса банда, из которого происходит сам Кабила. Мятежников поддержала Уганда, Руанда, Бурунди, пославшие в страну свои войска.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты