Анархическое сознание и поведение
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
«АНАРХИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ»
Студента I курса группы «общая социология»
Жвирблиса Андрея Андреевича
Научный руководитель:
Тощенко Ж.Т.
Москва 2003
Оглавление:
Введение 3
История анархизма 4
История теории анархизма 4
Анархическое сознание и поведение 6
Анархическое сознание 6
Анархическое поведение 7
Лжеанархия и лжеанархизм 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
«Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»
- главный лозунг анархистов.
Введение
Идея анархизма, идея о том, что в государстве нет необходимости, что устройство нашего общества, его политической системы, в корне неправильно, всегда привлекала часть людей, пусть они никогда и не составляли большинство.
В социологической науке власть признаётся неотъемлемой частью
общества, «функцией, необходимым элементом социальной системы»[1].
Государство же является одним из главных социальных институтов,
регулирующим жизнь общества, и использующим власть для навязывания обществу
норм, будь то нормы, полезные для большинства, или же полезные для того
меньшинства, которое управляет этим самым государством. В своём нынешнем
обличии государство регулирует отношения различных социальных групп,
классов, а порой даже индивидов, оно нам указывает, что мы должны и не
должны делать. Конечно, в некоторых случаях в этом есть свой смысл –
например, если рассматривать запрет на убийство, насилие, законодательные
нормы о неприкосновенности частной жизни и тому подобные.
Но помимо этого государство также стремиться поставить под свой контроль над всеми аспектами человеческой жизни, все виды взаимодействия индивидов. Это выражается в запрете спать на улицах, в указании правильного места парковки своего автомобиля или обязанности регистрироваться в течении трёх суток по месту пребывания.
Так что вопрос о государстве, о степени его вмешательства в личную
жизнь, экономику, науку отвергать никак нельзя, тем более в России, где
традиционно это вмешательство было очень широко. Именно этим вопросом, по
сути, и занимается такое течение философии, как анархизм, и это течение
имеет своих последователей. Анархисты отвергают государство, не видят в нём
необходимости. Некоторые из них также отвергают какую-либо власть человека
над человеком, другие же считают, что власть в современном обществе
гипертрофированна, она слишком часто проявляется, и нет в ней такой
необходимости, о которой говорят официальные лица, учебники и т.п. Л.Н.
Толстой, говоря о проблеме государства, писал, что «государство есть
насилие»[2], а своё отношение к Анархии (хоть он так и не называл её)
выразил в следующих словах: «Это так просто и несомненно, что не
согласиться с этим нельзя»[3].
Некоторые авторы настолько широко видят проблему власти, что говорят даже о том, что «по существу, нет и не может быть принципиально социологического исследования, которое явно или косвенно не ставило бы проблему власти»[4].
История анархизма
История теории анархизма
АНАРХИЗМ (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) - общественно-
политические и социально-экономические учение, враждебно относящиеся ко
всякому государству, противопоставляющие интересы мелкой частной
собственности и мелкое крестьянство прогрессу общество, основанному на
крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм,
субъективизм, волюнтаризм. Возникновение Анархизма связано с именами
Штирнера (Шмидта), Прудона, Бакунина и Кропоткина. В общем и целом,
анархисты требуют немедленного уничтожения государства, не признавая
возможности его использования для подготовки к революции. Анархистское
учение отрицает необходимость государственной власти и политической
организации общества, а также общественные движения, провозглашающие своей
целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и
духовного принуждения. Анархизм во всех вариантах обязательно включает:
1) Полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти;
2) Представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение;
3) Определенный (чаще революционный) способ перехода от первого состояния ко второму.
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности.
Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в
учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в
период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической
власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного
совершенства и часть пути к личному спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после
Английской революции 17 в. Дж. Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая
над злословием» (1649 г) он писал, что власть развращает людей, что
собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности
и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по
велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и
родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате
собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому
миропорядку, он в 1649 возглавил группу своих последователей, получивших
прозвище «диггеров» (копателей); они создали коммунистическую общину на
захваченных ими пустошах в южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу
в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи
Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и
позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге Годвина «Исследование о
политической справедливости», заложившей основы современной традиции
анархизма. Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма,
состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а
общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно
действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель
децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие
автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без демократических
политических процедур, поскольку даже правление большинства считается
формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении
приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как
источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс
приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в
день, что облегчит переход к обществу без власти (Позже П.А. Кропоткин в
своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёх
часов работы каждого человека достаточно, для удовлетворения всех
материальных потребностей)[5]. Годвин оказал значительное влияние на таких
поэтов и мыслителей, как П. Б. Шелли, У.Вордсворт и Роберт Оуэн.
Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи
немецкого философа М. Штирнера. Основываясь на субъективной трактовке
учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» он разработал
индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные
институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом
отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не
существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому
индивидуум не должен признавать никакие социальные установления
обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние
свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.
Анархизм в 19 веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.
При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами,
которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты
серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку, по их мнению,
отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит
подчинению рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал
«третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным
течением.
Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг.
двадцатого века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического
анархизма Кропоткина получили распространение в Восточной Азии, Латинской
Америке.
Анархическое сознание и поведение
Анархическое сознание
Так как сознание – высшая форма отображения объективного мира[6], имеющее психическую форму, то политическое сознание можно смело назвать отображением политической сферы жизни, то есть политической системы. По сути своей под политическим сознанием можно воспринимать совокупность знаний, установок, оценок, умонастроений и переживаний, направленных на эту самую политическую систему. В случае же рассмотрения политического сознания анархиста, логичным будет предположить, что здесь надо рассматривать эти оценки, переживания и т.д. в отношении такого института политической системы, как государство.
Во-первых, безусловно стоит отметить оценку этого института – оценка
эта всегда негативная, необходимость данного института отвергалась всеми
авторами-анархистами, во всяком случае, в том виде, в котором им
приходилось наблюдать этот институт. Даже если некоторые из них и
признавали возможность существования государства, то всегда его значение
сводилось к минимуму, вмешательство государства в какие-либо дела общества
предполагалось в очень небольшом объёме, намного меньше, чем мы можем
наблюдать сейчас.
Во-вторых, если анархистом государство и воспринимается как «зло», то это
«зло» никак не равняется тому, что, например, приняты в этике или которое
относиться к сознанию моральному. «…зло, фигурирующее в политическом
мышлении, имеет скорее утилитаристски-практицистскую нагрузку: за ним
обычно скрывается вред, который в натуре наступает для различных социальных
субъектов вследствие функционирования государства»[7].
Соответственно с этим анархическое сознание и поведение – не просто
разговоры на тему вреда государства, публичной власти или какого-либо ещё
аспекта существующей политической системы, не моральные отвлеченные
рассуждения на эту тему, а конкретные предложения, умозаключения (а в
случаи поведения и действия) для улучшения (уничтожения) этой системы.
Действительно, большинство авторов, писавших об Анархии, немало сил тратили
на описание конкретных недостатков государства: гипертрофированный аппарат
чиновников, неактуальность большинства действующих законов[8], часто даже
их вред для общества (в случае, когда эти законы направлены на благо
правящего меньшинства) или просто психическое подавление человека – лишение
его свободы выбора.
Именно поэтому анархист мыслит себя вне политической системы, он не видит смысла соблюдать законы, если они, по его мнению, не соответствуют реальным потребностям общества. Он не признаёт государственных границ, власть полиции, государственных органов, но при этом, вопреки тому, как часто себе представляют анархиста, он никогда никого не убьет и не ограбит, но не сделает он этого не по причине ожидаемой кары, а лишь оттого, что этого не позволяют ему его моральные принципы.
Учитывая отчуждённость основного населения от политической системы в
современном обществе (а особенно это заметно в России), видя отношение к
государственным делам по принципу «они, власти, сами по себе, и мы сами по
себе», которое достаточно часто встречается в народных массах, становиться
ясно, что анархическое сознание по сути своей отнюдь не чуждо народу.
Конечно, мало кто из тех, кто рассуждает вышеуказанным образом, когда-либо
читал хотя бы классику анархизма или вообще знает о сути этого учения. В
российской глубинке, да и не только там, представители государственной
власти появляются и проявляют себя достаточно редко, и эту их деятельность
никак нельзя назвать полезной для населения: сбор налогов, призыв молодых
людей в армию.… Впрочем, существование государства на протяжении веков
делает его деятельность «естественной», и мало кому приходит в голову
бороться с ним, точнее говоря этим занимаются только анархисты, а об
анархическом поведении речь пойдёт далее.
Страницы: 1, 2