Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России

2. Возможно, следует обратиться за поддержкой к международным правозащитным организациям для более эффективной защиты прав русскоязычного населения в Латвии. Ни в коем случае нельзя вводить какие-либо экономические санкции против Латвии, так как это может негативно сказаться на отношении к России других западных государств.


3. Акцент в российско-латвийских отношениях следует переместить в основном на экономику, для чего необходимо проповедовать политику невмешательства во внутренние дела сторон.


4. Российско-латвийские отношения необходимо улучшать постепенно. В связи с этим, нужно подчеркнуть важность четырех принципиальных моментов для улучшения существующих отношений между Россией и Латвией, как способствующих формированию позитивных общеевропейских процессов, а именно:

- Взаимосвязь внутренней и внешней политики, а также экономики и политики данных государств;

- Учет объективных интересов партнеров;

- Современный подход к вопросам некоренного населения;

- Отказ от создания современных политических построений на основе предвзятых трактовок истории.



5. Необходимо искать пути сотрудничества с правительством Вайры Вике-Фрейберга, которые могут быть выгодны для обеих сторон. Россия не может  позволить Латвии полностью остаться вне ее влияния, так как в данном регионе сосредоточено множество ее стратегических интересов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основные результаты работы состоят в решении поставленных во введении научных задач.


- Проделана большая работа по сбору и систематизации информационных материалов, имеющих непосредственное отношение к проблематике.


- Рассмотрены основные стратегические, геополитические и экономические интересы Российской Федерации в исследуемом регионе и предложены некоторые пути более эффективной их реализации.


- Проанализированы основные факторы, влияющие на развитие отношений между Российской Федерацией и странами ближнего зарубежья, рассмотренными в данной работе, дана оценка современному состоянию этих отношений и зафиксированы основные тенденции их развития. Также проанализировано влияние других европейских государств, США и наднациональных образований на политику Украины, Белоруссии и Латвии, проводимую в отношении России.


- Проанализирован потенциал доминирующих в Украине, Белоруссии и Латвии властных элит и обозначены предполагаемые направления их будущей политической деятельности. Изучены действующие инструменты защиты и продвижения российских интересов в исследуемом регионе, а также инструменты противодействия проводимой в отношении России и нежелательной для нее политике. Даны практические рекомендации по каждой из рассмотренных стран.


На основании проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:

Россия проиграла на «украинском фронте», практически потеряв большую часть выработанных за годы после распада Советского Союза инструментов влияния на политику, проводимую этой страной. Российской элите, при всей ущербности инерционной логики бывшей «сверхдержавы» и регионального гегемона, не удалось поставить на «правильную» силу. Россия проиграла не только в силу того, что Запад оказался эффективнее в политическом плане, а потому что внешняя политика государства, в частности механизм определения стратегических приоритетов и тактических приемов реализации национальных интересов, требует модернизации ничуть не меньше, чем, скажем, государственный аппарат или правоохранительная система.


Предполагается, что России не удастся в среднесрочной перспективе преодолеть комплекс «сверхдержавы», что значительно усложнит работу российской дипломатии, в особенности в Украине. Однако, отношения между двумя государствами, так или иначе, стабилизируются ввиду тесной, в первую очередь в экономическом плане, взаимозависимости. Более того, России играет на руку определенная несогласованность украинской и западной элит, что заставляет Украину искать альтернативных партнеров в лице Кремля. Тем не менее, российским дипломатам сегодня предстоит нелегкая работа по урегулированию возникающих конфликтов между нашими государствами.


Белоруссия же в среднесрочной перспективе остается одним из самых надежных союзников Российской Федерации в ближнем зарубежье. Различные время от времени возникающие конфликты, как показывает практика, не угрожают, в целом, дружественным российско-белорусским отношениям. Интеграционные процессы между двумя странами и далее будут протекать медленно и размеренно, в первую очередь в экономической области, так как политической интеграции по-прежнему мешают излишние амбиции президента Белоруссии Александра Лукашенко и излишняя требовательность российской стороны. Кроме того, с сожалением можно констатировать, что Кремль не уделяет должного внимания развитию сотрудничества с Республикой Беларусь. России же необходимо понять, что возможностей для дальнейшего сближения двух государств в будущем может и не быть, и поэтому процесс интеграции должен быть форсирован.


Что касается стран Балтии, а в частности Латвии, то здесь ситуация обстоит гораздо сложнее. Правительство этой страны ясно дало понять, что свои интересы они в первую очередь связывают с развитием процесса европейской интеграции и укреплением трансатлантических отношений, в то время как на территории этой страны сосредоточено множество российских интересов, в особенности экономического плана. Более того, в стремлении как можно дальше отдалиться от России и ее истории Латвия сегодня проводит откровенно антироссийскую политику, что не может не беспокоить Москву, так как на территории Латвии проживает огромное количество русскоязычного населения. Положение осложняется ещё и тем, что страны Балтии теперь являются членами Европейского Союза и членами НАТО, что само по себе вызывает сложности в организации сотрудничества по линиям Россия – ЕС, Россия – НАТО и вынуждает Россию более аккуратно строить свою политику в отношении Прибалтийских государств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 
ФПГ в Украине на конец 2004г.




Янукович

 

Ющенко

 
 



                                           

«Донецкий клан»

(крупный бизнес)

 

«Днепропетровский» клан

 

Блок Юлии Тимошенко (нефтяная элита)

 

Российские  ФПГ (ВАЗ)

 

ФПГ Рината Ахметова

 

Малый и средний бизнес Украины

 

Российские ФПГ

 

Донбасс (угольная промышленность)

 

МТС, предприятия металлургической промышленности, МАИР

 

Приложение 2



Состав Верховной Рады 2002 г. созыва (всего – 450 мест)[15]


Приложение 3

Социологический опрос среди населения Белоруссии

Вопрос: "Если бы сегодня проводился референдум по вопросу объединения Белоруссии и России, то Вы лично проголосовали бы за объединение или против объединения?"



Апрель 1997

Январь 1999

Октябрь 1999

Ноябрь 2000

Сентябрь 2003

За

62

77

68

72

66

Против

16

9

17

14

12

Не стал бы участвовать в референдуме

7

5

4

6

6

Затрудняюсь ответить

15

10

11

8

16

Приложение 4

 

Социологический опрос среди населения России

 

Если бы сегодня проводился референдум по вопросу объединения Белоруссии и России, то Вы лично проголосовали бы за объединение или против объединения?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.           Президентские выборы – 2004. Сборник аналитических статей ЦСИ «София». – Киев, 2004.

2.             Кефели И.Ф.Судьба России в глобальной геополитике (под ред. Попова Г.Н.) Питер: 2004г.

3.            Мошес А. Славянский треугольник. Украина и Белоруссия в российской внешней политике 90-х  годов // Том 6. Pro et Contra. 2001.

4.            Белоруссия и Украина: История и культура: Ежегодник 2003 (под ред. Флоря Б.Н.)/ Наука: 2003г.

5.            Сидоренко С. Н. Украина - тоже Россия Издательство: Альтернатива,2005г.

6.            Кучма Леонид. Украина не Россия. Издательство: Время, 2004 г.

7.            Хвалей В.В., Функ Я.И. Курс правовых основ внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ (Россия, Беларусь, Украина) 2001г.

8.            Кремнев П.П. Распад СССР: международно-правовые проблемы,  Издательство: Зерцало-М, 2005г.

9.            Барановский Е.Г., Владиславлева Н.Н. Методы анализа международных конфликтов. Издательство: Научная книга,2002г.

10.        Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы. 2004г.

11.        Бирюков М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для России в связи с расширением ЕС\\ Государство и право. - № 7. – 2004г.

12.        Бойцова В. Европейский союз: расширение на восток// Общественные науки  и современность. – 2002г.

13.        Воронов К. Пятое расширение ЕС: судьбоносный выбор// Мировая экономика и международные отношения. – 2002 г.

14.        Годин Юрий, Рудков Анатолий «Отстойник незаконных иммигрантов», такую роль отводят России эксперты ЕС// Российская федерация сегодня. – 2004г.

15.        Европейское право. Учебник для вузов / Отв. ред. Л. М. Энтин. М., 2001г.

16.        Клемин А.В. О договорах между ЕС и Рос­сией // Московский журнал международного права. 2002г.

17.        Министерство иностранных дел РФ, департамент информации и печати Последствия расширения ЕС для экономики России // www.mid.ru. - 21.04.2004.

18.        Нарочницкая Наталия Европа «Старая» и Европа «Новая»// Международная жизнь. – 2003г.

19.        Право Европейского Союза: Учебник для вузов/ Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристь, 2003 г.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1.     www.novopol.ru

2.     www.religare.ru

3.     www.kreml.org/opinions

4.     www.analitik.org.ua

5.     www.russ.ru

6.     www.open-forum.ru

7.     www.charter97.org

8.     www.ukraina.ru

9.     www.ukr.ru

10. www.ukraine.ru

11. www.newsru.com

12. www.kommersant.ru

13. www.president.kremlin.ru

14. www.svop.ru

15. www.cirp.ru

16. www.brcinfo.ru

17. www.iraq-war.ru

18. www.rnews.ru

19. www.strana.ru

20. www.ancentr.ru

21. www.iamik.ru

22. www.pronline.ru

23. www.baltkurs.com

24. www.annews.ru

25. www.glavred.info

26. www.zavtra.ru

27. www.materik.ru

28. www.rian.ru

29. www.emigration.russie.ru

30. www.lato.lv

31. www.nlvp.ru



[1] Полный текст заявления выложен на сайте www.president.kremlin.ru

[2] Следует с проведения референдума об окончательном объединении двух стран на основе российской Конституции, потом могут быть проведены выборы в единый парламент и выборы единого главы государства. Этот вариант объединения Путин назвал «конкретным, ясным и понятным».

[3] Kuzio, Will Lukashenka survive as Putin loses interest in union with Belarus?, RFE/RL, 16 июль 2002.

[4] Как, например, «Washington Post» или «Die Welt».

[5] «Сближение России и Белоруссии». Совет по внешней и оборонной политике. www.svop.ru

[6] Наличие общности Белоруссии со странами региона Центральной Европы впервые было зафиксировано  преамбуле польско-белорусского Договора о добрососедстве и дружественном сотрудничестве с 23 июня 1992 года

[7] Взаимоотношения с ЕС, www.mfa.gov.by/rus/index.htm

[8] В результате интеграции с Белоруссией Россия получит ряд неоспоримых геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России; укрепление позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами, и прежде всего в Европе; увеличение военных возможностей государства в области обычных вооружений за счет интеграции с белорусской армией, обладающей высокой боеспособностью; появление новых перспектив для маневра в рамках Договора ОВСЕ; вывод Калининградского особого оборонительного района из военно-стратегической изоляции.

[9]Самым лучшим комментарием к этому может послужить заявление единственного кандидата от оппозиции в президентских выборах Владимирa Гончарикa, который, комментируя критику Владимира Путина в отношении белорусско-российской интеграции, заявил, что Белоруссия и Россия должны вообще отказаться от идеи Союзного государства, но одновременно подчеркнул, что "Главное, чтобы они имели хорошие отношения в политике и экономике". Независимая газета. 2002. 14 июня

 

[10] Отсутствие демократизации в Белоруссии является сегодня главным препятствием для этого.

[11] Понятие "страны Балтии" вызывает к себе несколько сдержанное отношение в Литве, Латвии и Эстонии, поскольку оно не основано на общем историческом и культурном наследии, общей "балтийской идентичности" или единстве внутренних процессов в 90-е годы. Кроме того, "страны Балтии" все-таки звучит слишком похоже на "республики советской Прибалтики", что само по себе способно провоцировать негативные реакции. По сути, лишь единство политической судьбы в 1939-40, 1991 и 2002 гг. объединили три страны в одну группу. Скорее всего, в перспективе категория будет размываться.

[12] «окончание второй мировой войны для Латвии и ее балтийских соседей сменилось советской оккупацией» Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, 4 апреля 2005г. www.brcinfo.ru

[13] Данные предоставлены  Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и латвийским центром SKDC

[14] Сегодня грузооборот во всех портах Балтийского моря составляет примерно 500 млн тонн. Через Латвию, Литву и Эстонию оборачивается около 100 млн т грузов плюс 70 млн человек в год перевозится на морских паромах. В ближайшие 10 лет, по оптимистичным прогнозам директора сектора инфраструктуры Всемирного банка Рикардо Халперина, перевозки по Балтийскому морю в целом должны вырасти втрое

[15] Нужно принимать во внимание, что график составлен в период президенства Л. Кучмы. Следовательно, объединения, обозначенные в графике, как оппозиционные, на данный момент, следует понимать, как пропрезидетские, и наоборот.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты