Кроме того, следует отметить, что на саммите не присутствовал внешнеполитический представитель ЕС Хавьер Солана. Это означает, что по рассматриваемым вопросам «четверка» не нуждается в координации действий с остальными членами ЕС и имеет по ним собственное видение.
Одним из важных событий саммита стала озвученная позиция «четверки» европейских лидеров в отношении ситуации в Ливане.
На саммите в Париже было принято совместное коммюнике по вопросу сирийского военного присутствия в Ливане, где участники саммита потребовали «полного и немедленного вывода сирийских войск» и спецслужб из Ливанской Республики, а также проведения выборов в Ливане согласно намеченным срокам для избрания руководства, «способного действовать в интересах ливанского народа»6. Россия традиционно имеет весьма значительное влияние на Сирию, и Франция постаралась использовать его, чтобы, наконец, заставить сирийское руководство вывести воинский контингент из Ливана, который, в свою очередь, является зоной повышенного интереса Французской Республики. Политический кризис в Ливане и упорство Сирии, игнорирующей резолюцию ООН о выводе воинского контингента с ливанской территории, могли спровоцировать не только дальнейшую нестабильность в регионе, но и немедленную реакцию Вашингтона на складывающуюся ситуацию. И какими бы напряженными ни были франко-сирийские отношения, смена режима в Сирии и установление в этой стране проамериканского правительства определенно не отвечает интересам ни одной из стран «четверки». Поэтому, используя влияние Москвы на Дамаск, Сирию попытались «уговорить» признать необходимость скорейшего вывода войск из Ливана.
Следует отметить, что сирийские войска слишком быстро покинули территорию ливанского государства, и это, скорее всего, спровоцирует Белый дом на оказание дальнейшего давления на сирийский режим. Быстрый уход из Ливана, а самое главное, согласие других арабских стран на подобное развитие событий – свидетельство отсутствия подлинного арабского единства и желания противостоять любому внешнему вмешательству в «арабские дела». Таким образом, угроза проведения операции против Сирии не устранена, а отложена на некоторое время.
Что касается Ирака, то «европейский квартет» занял выжидательную позицию. «Четверка» приветствовала формирование нового иракского правительства, но, несмотря на призывы США и Великобритании, полномасштабное сотрудничество четырех стран с Ираком не будет восстановлено до тех пор, пока оккупационные войска находятся на иракской территории. Позиция эта вполне объяснима тем, что «четверка» не желает способствовать укреплению американского влияния в Ираке за счет собственных ресурсов и авторитета. Между тем полностью самоустраниться от участия в урегулировании в Ираке ни Франция, ни Германия, ни Испания, ни тем более Россия не могут, потому что с этой страной «четверку» объединяют не только исторические связи, но значительные экономические интересы. Поэтому эти государства оказывают помощь Ираку, но «точечную» и совсем не в тех объемах, на которые рассчитывает Вашингтон.
Помимо ситуации вокруг Сирии, обеспокоенность европейских лидеров вызывает повышенное внимание США к ядерной программе Ирана. Россия оказывает помощь Ирану в строительстве там атомной электростанции, товарооборот между странами в 2003 г. достиг 1,39 млрд. долларов США7. Более того, Москва, выступая союзником Тегерана и Пекина, укрепляет свое геополитическое положение. С одной стороны, Москва входит в состав «европейского квартета», а с другой, – имеется геополитический блок России, Китая и Ирана. Это позволяет и европейским партнерам через Россию усиливать свои позиции в мире.
Германия также принимала участие в разработке иранской ядерной программы. Что касается Франции, то для нее Иран с начала 90-х является стратегическим партнером в регионе Среднего Востока.
Многомиллионные по стоимости проекты в области авиации и спутниковой связи, взаимовыгодные торгово-экономические отношения и сотрудничество в области безопасности, а также значительный вес иранской диаспоры во Франции заставляют французское руководство проявлять повышенное внимание к возможной операции США против Ирана или смене правящего режима. Страны «четверки», несомненно, учли последствия иракских событий, и будут всеми силами стремиться не допустить силового решения иранского вопроса.
Установив контроль над Ираном, США приобретут колоссальное влияние в регионе: приостановят доступ Китая к иранским нефтяным месторождениям, устранят угрозу монархическим арабским режимам со стороны «исламских революционеров» и ликвидируют угрозу для Израиля, которую представляет возможность получения Тегераном оружейного плутония. Одной из целей американской политики на Ближнем Востоке является урегулирование арабо-израильского конфликта, а Иран, оказывающий поддержку исламским группировкам, воюющим с Израилем, и приобретающий ядерные технологии, является помехой в осуществлении американских планов в регионе. Возможно, именно поэтому в отношении «иранского вопроса» на саммите в Париже лидерами Франции, России и Германии было заявлено, что «какое-либо противоречие между позицией Парижа, Берлина, Лондона и помощью России Ирану отсутствует»8. Франция, Германия и Великобритания добились серьезного успеха в развязывании тугого узла проблем, связанных с иранским «ядерным досье». Это привело, как показало дальнейшее развитие событий, к снижению уровня воинственности американской политики по отношению к Ирану.
На саммите в Париже было подчеркнуто, что Россия взяла обязательства по поставке ядерного топлива иранцам и возвращению его продуктов из Ирана. Это должно стать гарантией того, что Иран не сможет использовать отработанное ядерное топливо для его последующего военного применения. Это обязательство со стороны России должно успокоить мировое сообщество относительно иранской ядерной программы и позволить иранскому руководству сохранить лицо в условиях жесткого прессинга со стороны США.
Если позиция по иракскому вопросу способствовала сближению европейской четверки, обсуждение ситуации вокруг Сирии еще более объединило союзников, то совместные усилия четырех стран по урегулированию иранского вопроса продемонстрировали не только единодушие в выборе путей решения данного вопроса, но и политический потенциал нового «европейского квартета».
Что касается путей разрешения арабо-израильского конфликта, то в Париже не было сделано никаких официальных заявлений по этому поводу, однако последовавшая за этим поездка В. Путина на Ближний Восток позволяет говорить о том, что ЕС и Россия договорились активизировать свои усилия на этом направлении. И Москва, и Брюссель являются коспонсорами ближневосточного мирного урегулирования, но в последние годы инициативы по разрешению арабо-израильского конфликта по большей части принадлежат Вашингтону. Между тем и ЕС, и Россия за счет своего авторитета в арабских странах имеют большой потенциал для активного участия в ближневосточном урегулировании. Для решения его сложнейших вопросов следует найти компромисс между интересами арабов и израильтян, а для этого необходимо использовать влияние на стороны, участвующие в конфликте. Не случайно, США решили подключить авторитет и усилия президента Египта Х. Мубарака, сторонника мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, для достижения соглашения с арабскими государствами. Белый Дом стремится наладить диалог с арабским сообществом. Вполне закономерно, что Египет объявлен надежным союзником США в регионе9.
Весьма показательно, что маршрут первого за всю историю Российской Федерации визита Главы государства на Ближний Восток пролегал через Каир, с которым у России не только традиционные связи, но и с каждым годом возрастающий взаимный интерес в сфере военно-технического, научного и экономического сотрудничества, а также Иерусалим и Вифлеем.
Посещение Израиля Президентом России вызвало бурные обсуждения целей этого визита как в израильской, так и российской прессе. Одной из версий явилось, «вероятно, желание Владимира Путина обеспечить поддержку мирового еврейства – включая американское и российское – через посредство Израиля. По подобным причинам Израиль посещают многие мировые лидеры» (http://www.israelshamir.net/ru/ruart15.htm). Между тем России вполне по силам вести прямой диалог с Вашингтоном, тем более что на высшем уровне звучат заявления о партнерстве между странами. Вторая версия представляет собой предположение, что российский президент выступает в роли «переговорщика» между Шароном и арабскими государствами, в частности Башаром Асадом (http://fsk.rustrana.ru/article.php?nid=9565). Тем не менее во время визита Путина в Израиль руководство этой страны сделало ряд заявлений, из которых следовало, что Путина внимательно выслушают, но единственным посредником останется Вашингтон. Третья версия заключается в том, что Россия всерьез решила вернуться в регион и попытаться восстановить ранее существовавший раздел сфер влияния с США, но с некоторыми коррективами с учетом складывающейся на сегодняшний день обстановки (http://www.novopol.ru/material2339.html).
А поездка на Ближний Восток, помимо вполне реальных целей углубления сотрудничества со странами региона, была ответным ходом на «продвижение» американских интересов на пространстве СНГ. Если принять во внимание антиамериканские настроения на Ближнем Востоке, что служит основой для сближения стран региона с Латинской Америкой, для которой также характерно неприятие американского варианта мирового развития, то у России при определенной доле прагматизма во внешней политике есть шанс объединить вокруг себя недовольные третьи страны и тем самым обеспечить реализацию собственных национальных интересов и одновременно стать существенным ограничителем, сдерживающим США от чрезмерной активности на Ближнем Востоке.
Между тем аналитики Франции, Германии и России, по-разному оценивая итоги президентского турне, отмечают тот факт, что Россия решила вернуться на ближневосточную политическую арену.
Во время пребывания в Каире было сделано несколько важных заявлений по поводу развития ситуации на Ближнем Востоке. В.Путин и Х. Мубарак призвали США «установить сроки и условия», вывода воинского контингента из Ирака. Более того, Х. Мубарак «рекомендовал» США «отвести войска в зону пустыни» так как он «не верит в то, что ситуация в Ираке нормализуется»10. Это весьма близко ко мнению, которого придерживается европейская «четверка».
По поводу палестино-израильского противостояния египетским президентом было высказано мнение, что «неурегулированность палестинского вопроса является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на распространение и расширение влияния экстремистских организаций в регионе»11. В свою очередь В.Путин заявил, что Россия готова провести осенью в Москве международную конференцию по палестино-израильскому урегулированию. И если палестинская сторона в лице своего лидера выразила свое согласие на участие, то Израиль напомнил, что согласно плану «Дорожная карта», до проведения конференции еще очень далеко. Вашингтон также не пропустил это заявление. Представитель Белого дома Скотт Маклилан заявил, что «будет более подходящее время для проведения конференции». «Но сейчас мы не находимся на этой стадии, и я не думаю, что мы достигнем этой стадии к осени», – подчеркнул Маклилан12. Это подтверждает, что за ходом визита российского президента на Ближний Восток в Вашингтоне внимательно наблюдали.
Сотрудничество России, Германии, Франции и Испании в решении ближневосточных вопросов стало свидетельством возвращения России в качестве одного из ключевых государств европейской и мировой политики и, что немаловажно, признания ее статуса и роли в мире. Несомненно, оформление «европейского квартета» явилось попыткой усиления европейского полюса влияния на международной и, в первую очередь, на ближневосточной политической арене. Повышение роли старой Европы отвечает уже ставшим традиционными амбициям Франции. Насколько долговечным окажется союз четырех европейских государств, покажет время и дальнейшее развитие ситуации.
Безусловно, с достижением целей, поставленных в рамках настоящего политического альянса, существующие между всеми участниками «квартета» собственные проблемы будут выходить на первый план, а это – конкуренция России, Франции и Германии в продаже оружия Китаю в случае отмены эмбарго на поставки военной техники в эту страну, «белорусский вопрос», когда союзное России государство находится в изоляции со стороны стран ЕС, в то время как Москва стремится взаимодействовать с европейскими структурами, «продвижение демократии» на постсоветском пространстве и т.д. Но на нынешнем этапе «четверка» демонстрирует согласие, как никогда ранее. Это оказывает позитивное воздействие на ситуацию на международной арене, предоставляя арабскому сообществу альтернативу американской политики в регионе и сдерживая США от нового силового вмешательства в целях изменения баланса сил в регионе в свою пользу. Арабское сообщество возвращается в привычные для него условия, которые существовали при биполярной системе, в рамках которой имелось пространство для политического маневра блока арабских стран. Так что сотрудничество в рамках союза России, Франции, Испании и Германии еще даст свои положительные результаты в будущем.
Список литературы
1. http://www.vremya.ru/2005/45/5/120647.html
2. http://www.inosmi.ru/print/218182.html
3. http://www.bdg.by/news/news.htm?64870
4. http://www.bdg.by/news/news.htm?64870
5. http://www.lemonde.fr/web/article/0,1-0@2-3214,36-402147,0.html
6. http://www.lemonde.fr/web/article/0,1-0@2-3214,36-402147,0.html
7. http://www.strana.ru/stories/02/04/03/2670/229687.html
8. http://www.lemonde.fr/web/article/0,1-0@2-3218,36-643675@51-643167,0.html
9. http://www.lemonde.fr/web/article/0,1-0@2-3218,36-643675@51-643167,0.html
10. http://www.pravda.ru/world/2005/5/15/39/19730_Izrail.html
Страницы: 1, 2