Чичерин
Новосибирский государственный технический университет.
Реферат по политологии.
«Борис Николаевич Чичерин - русский политолог»
Студент : Ануфриков Павел
Преподаватель : Коновалова Н.В.
Группа : А-74
Дата : 29.11.97
Новосибирск 97.
Борис Николаевич родился в 1828 г. в семье богатого помещика,
владевшего в Тамбовской губернии благоустроенным имением - с. Караул,
которое Чичерин сохранил в качестве родового гнезда в пореформенное время,
когда помещики - в большинстве своем из-за неумения взяться за
хозяйствование в новых условиях - проматывали выкупные платежи и
распродавали дворянские наследственные владения. Так что Борис Николаевич -
землевладелец нетипичный, как вообще нетипичный для России характер. Это не
российский Обломов, кем вполне мог бы быть по рождению и состоянию, а
российский Штольц, только не в предпринимательстве, а в духовной жизни.
Своим дворянством Чичерин гордился и считал, что оно накладывает на него
обязанности, в частности, по поддержанию наследия отцов, однако в этом не
было ничего сословно-эгоистического. Всю жизнь он был связан с любимым
Караулом и Москвой, неприязненно относясь к чиновному Петербургу.
В 1844 г. семья Чичериных приехала в Москву, где Борису предстояло
сдать экзамены в Московский университет, по тем временам лучший в России.
Он оказался в Москве в самый разгар ожесточенных споров между
складывавшимися тогда течениями российской общественной мысли: западниками
и славянофилами. Интересно, что юный провинциал не испытал колебаний, он
сразу же стал в ряды западников и всегда оставался среди них, придерживаясь
той точки зрения, что славянофильство - идеология бесплодная,
умозрительная. своего пода словесная софистика, за которой ничего не стоит.
Патриотические проповеди славянофилов претили ему своей демонстративностью
и декларативностью, и он, горячий патриот, видел задачу патриотов не в
воспевании самобытности, а в продвижении к европейским достижениям. Чичерин
намеревался поступать на словесный факультет, но переменил намерение и
остановился на юридическом, поскольку именно там собрались профессора
западнической ориентации. Учился этот человек, сам себя сделавший,
превосходно; учителем его был Т.Н. Грановский.
Окончание университета (а Чичерин с блеском завершил обучение, не
получив за все время ни одной четверки) и получение университетского
диплома тогда, в 1849 г., ставило перед выпускником альтернативу: либо
продолжение научной деятельности, либо карьера чиновника в ведомстве
Министерства юстиции. Борис Николаевич выбрал науку и не ошибся. Как бы
дальше ни складывалась его судьба, он с интересом и большой внутренней
собранностью занимался научным трудом. После окончания университета он был
оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию, однако в
это время произошли события, направившие его усилия в иное русло.
Смена царствований в феврале 1855 г., да еще в условиях шока от национального унижения страны из-за неудач Крымской войны, подвигли наиболее граждански зрелых российских интеллигентов к попытке повлиять на власть, объяснить ей пагубность политики застоя, развернуть программу преобразований. Среди людей, которые взялись за перо, оказался и Чичерин, причем он был наиболее плодовитым и крупно мыслящим человеком. На первых порах это были «записки», переписываемые доброхотами и ими же распространяемые. Встав в 1855 г. на стезю публициста, Борис Николаевич с тех пор уже не оставлял ее никогда. Из множества его сочинений 1855-1857 годов выделим одно - «Современные задачи русской жизни».
Помеченная июнем 1855 г., она была напечатана в 1857 г. А.И. Герценом
в Лондоне. Это был естественный путь всех толковых «записок»: в конце
концов они находили издателя за границей. Подчеркнем еще раз время
написания этого сочинения: 1855 год, июнь. Все еще взволнованы неожиданной
смертью Николая I, еще только осмеливаются выговориться, назвать по имени
то, что вызывает наибольшую тревогу и недовольство. Словом, самые лучшие
люди России еще застряли на стадии вопроса «кто виноват?». А Чичерин уже
размышляет над следующим, гораздо более важным, - «что делать?». В
«Современных задачах» он разъясняет российскому обществу, что его
«лозунгом» должен стать либерализм, что в этой доктрине заключена «вся
будущность» России, ключ к излечению и развитию. Сказав, что либерализм
должен исповедовать всякий «образованный и здравомыслящий человек», автор
«записки» сначала растолковывает самое существо этой идеологии, основанной
на понятии «свобода», и уже тогда, когда свобода казалась чем-то весьма
далеким, предупреждает, что либеральная идеология предусматривает не
безбрежную свободу, а свободу «ограниченную», поставленную в строгие рамки.
В этом был весь Чичерин, который потом разошелся со многими коллегами и
знакомыми из-за того, что никогда не поддерживал радикализм, попытки решить
дело массовыми выступлениями, не говоря уже о насилии. И в этой же работе
он разворачивает целую программу преобразований, которая и для
государственных деятелей в то время была более чем неопределенной. Он
назвал: освобождение крестьян, свободу общественного мнения, печати,
преподавания, публичность правительственной деятельности и
судопроизводства.
Начиная с 1856-1857 гг. возможности российской публицистики сильно
расширяются за счет возникновения новых и преобразования старых журналов,
открывающих общественно-политические разделы. И Чичерин сразу же включается
в деятельность развивающейся российской журналистики. Это еще одно из
поприщ, на котором он всю жизнь выступает. Считая задачей образованного, а
тем более исповедующего либеральные идеи человека помощь реформаторскому
правительству, он участвует в политике реформ своим словом и убеждением.
Одна из его стойких и заветных идей состояла в том, что реформы должны
проводиться сверху, сильной властью, не допускающей ни перехлестов, ни
беспорядков.
Эта его напряженная публицистическая деятельность вовсе не оборвала
его научной работы: в 1861- 1868 гг. он преподает в Московском университете
читает лекции тогдашнему наследнику престола, издает большое исследование
«О народном представительстве». Об этой работе, всего лишь одной из многих,
стоит сказать особо. Споры о том, должна ли Россия вводить конституцию и
когда, разом или поэтапно, начались давно, но когда Александр II проявил
преобразовательные намерения, они возобновились с новой силой и уже как бы
на реальной почве. Чичерин, рассмотрев все за и против народного
представительства, все его особенности, модификации, хотел подвести
читателя к заветной мысли о преимуществах конституционной монархии перед
самодержавной, о неизбежности создания в России института народных
представителей, но! - в будущем. Общество и монархия, По его мнению, должны
созреть для сотрудничества.
Б.Н.Чичерин жил на протяжении четырех царствований: Николая I,
Александра II, Александра III и Николая II и был деятелем всех этих эпох.
Но если все же задать отвлеченный вопрос о том, в какой из них он был
наиболее «своим» человеком, какой оптимально соответствовал и для которой
сделал максимально много, то, как представляется, это будет все же время
правления Александра II. Но даже в эту, cамую адекватную ему эпоху, он
оказался ею востребованным лишь частично. В 1868 г.. протестуя против
нарушений университетского устава 1863 г. и поведения Совета университета,
он ушел в отставку, навсегда покончив с преподаванием, и его не удерживали,
в том числе и Александр II. Но недаром в Чичерине было что-то от Штольца.
Его достоинство, гордость, ответственность не позволяли ему предаться
сельскому ничегонеделанью. В сорок лет он начинает новую жизнь.
Осуществленные к тому времени реформы потребовали новых деятелей, и в большом количестве мировых посредников, мировых судей, адвокатов, учителей, земцев. Чичерин, обладавший необходимым для избрания земельным цензом, вошел в состав тамбовского земства и начал там, как всегда основательно и добросовестно, работать, упрочивая только-только нарождавшийся институт местного самоуправления. Но он никогда не прерывал, даже будучи оторванным от университета, занятий наукой. После ухода из университета он выпустил пять томов «Истории политических учений», три части «Курса государственной науки», две части сочинения «Собственность и государство», том «Философии права». Казалось бы, достаточно для одного человека. Но он продолжает работать как публицист, откликаясь на самые злободневные события.
Убийство народовольцами Александра II ошеломило Чичерина, прекрасно
видевшего человеческие слабости императора, но глубоко почитавшего его за
поистине великие дела, свершенные им. Борис Николаевич как бы возвращается
на четверть века назад, к эпохе 1855 г., и опять садится за письменный
стол, чтобы написать «записку» «Задачи нового царствования». Его цель при
этом - дать анализ политики Александра II, со всеми ее достижениями и
«незавершёнкой», и попытаться предотвратить переход правительства к
бессмысленной реакции. Он прямо противопоставлял свои воззрения расхожим
мнениям о расширении свободы и ратовал за твердую власть, но власть,
опирающуюся не на военную силу, а на нравственную поддержку общества. И
здесь он отошел от прежней своей позиции 1866 г. Относительно
целесообразности введения полноправного народного представительства в
условиях подготовленного общества и высказался за промежуточный шаг (как,
кстати, предлагали и все государственные деятели, выступившие в это время
со своими проектами правительственного конституционализма). Его идея
сводилась к дополнению состава высшего законодательного учреждения -
Государственного совета, состоявшего из высшего чиновничества. -
депутатами, избранными от дворянства и земства. Но так как сам Александр
III и складывавшийся вокруг него корпус государственных деятелей вообще
либерального направления в политике не принимали, предложения Чичерина не
могли иметь успеха. Более того, если эпоха Александра II как бы вытолкнула
его из области государственной службы и привела на службу общественную, то
царствование Александра III не оставило ему места и в сфере общественной.
Нужно сказать, что Чичерин не питал иллюзий относительно возможностей
нового императора как государственного деятеля. «Боже мой, что же готовит
нам будущее?» - вопрошал он себя «с ужасом» (по его собственному выражению)
после своей аудиенции у наследника престола. И вот это будущее наступило, а
с ним вместе и прямое столкновение с императором. В 1882 г. Б.Н. Чичерин
был избран московским городским головой ив этом качестве как лицо
официальное произнес речь на обеде по случаю коронации. В ней он высказался
за «общественную самодеятельность», за «объединение земских людей на пользу
отечества» и «смыкание рядов против врагов общественного порядка».
Собственно, это была прежняя идея сотрудничества общества с монархом,
властью, а речь - это протянутая власти рука. Однако тем и отличалось
наступившее царствование, что оно отвергало общественную самодеятельность
даже в прежних скромных размерах и делало ставку на власть, администрацию.
Чичерин был обвинен в том, что в речи своей «требовал» конституции.
Итогом этого инцидента было требование императора об оставлении
Чичериным поста, которое и было последним немедленно удовлетворено.
Российская власть в очередной раз отвергла помощь одного из лояльнейших
своих приверженцев. На этом, собственно, общественная Деятельность Б.Н.
Чичерина и окончилась, во всяком случае, на поприще местного
самоуправления. Он, правда, еще некоторое время состоял гласным городской
думы, но принимал участие в ее заседаниях только случайно, наезжая в
Москву.
Обычно же он живет в Карауле, продолжая работать (ибо быть праздным созерцателем, очевидно, не мог), но уже только в одиночку, занимаясь изданием научных трудов и отчасти публицистикой. Работает он и над мемуарами.
Воцарение Николая II, увы, не изменило ситуацию. Надежды на перемены,
которые могут последовать за воцарением молодого, не связанного с
установками прежней политики монарха, были развеяны заявлением: «никаких
мечтаний!» И только сильное гражданское чувство боли за отечество,
уверенность ученого в неизбежности выхода России на путь европеизма и
конституционализма да самодисциплина понуждали Чичерина снова и снова
браться за «инструмент» - пишущее перо. Наступление нового века он отметил
изданием за границей брошюры «Россия накануне XX столетия» (Берлин, 1900).
Он умер в феврале 1904 г., за год до потрясшей Россию революции,
выплеснувшей на улицы и усадьбы столько ненависти и агрессии, революция,
которую Чичерин так хотел предотвратить.
Древние говорили: «Я сделал все, что мог, пусть кто может сделает
больше». Не всякий в конце жизни имеет право сказать так. Борис Николаевич
Чичерин такое право имел.
Список литературы :
1. Русское общество 40-50-х годов ХIХ в. Часть II. Воспоминания Б.Н.
Чичерина. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
2. Звезда 1994, № 10 с. 108-117
3. Независимая газета 1994, 16 февраля с. 8
4. Новое время 1996, № 1,2 с. 60-61
5. Социально-политические науки 1992, №1 с.87