Демократическое урегулирование внутригосударственных конфликтов в Судане

В 1969 г. после прихода к власти в Судане группы молодых военных во главе с полковником Дж. Нимейри из организации «Свободные офицеры» суданские власти впервые признали право южан развивать самобытную культуру в рамках единого демократического Судана.

Конфликт между Севером и Югом Судана удалось урегулировать только в 1972 г. при содействии африканских государств. Подписанное в 1972 г. в Аддис-Абебе соглашение между правительством Судана и южносуданскими повстанцами предусматривало предоставление Югу автономии в рамках единого Судана. На Юге были созданы региональные законодательные и исполнительные органы власти. Боевые отряды южан «Анья-Нья» были инкорпорированы в состав суданской армии. Представитель южан стал одним из вице-президентов Судана. Но мир в Судане просуществовал немногим более десяти лет.

Нынешний конфликт, который вновь привел к гражданской войне суданское общество и столкнул в вооруженной схватке суданскую армию и южносуданские повстанческие отряды, возник в 1983 г. Вооруженные выступления южан против правительственных войск начались в ответ на необоснованные действия официального Хартума. В 1980–1983 гг. президент Судана Дж. Нимейри проводит в стране административную реформу. Ее главной целью было раздробление Южного региона и лишение его единства. По республиканскому декрету Юг разделялся на три региона, в каждом из которых формировались собственные правительства. В свою очередь эти регионы разделялись на две или три провинции.

Административная реформа привела к ослаблению власти Южного региона и облегчила центральным властям решение в свою пользу вопросов использования доходов от добычи нефти из месторождений, обнаруженных в некоторых южных провинциях.

Одновременно в рамках административной реформы власти активизировали «арабизацию» и «исламизацию» Юга. На руководящие административные посты на Юге назначались арабы вместо выходцев из южных штатов. Центральная власть стала также активно содействовать распространению ислама в южных провинциях. Все это вызывало рост недовольства среди южносуданского населения, особенно интеллигенции и местной элиты.

В сентябре 1983 г. президент Нимейри предпринял новый шаг в этом направлении. Он объявил о введении на территории всего Судана, включая южные провинции, нового уголовного Кодекса, основанного на мусульманском праве (шариате).

Административная и правовая реформы Хартума были расценены на Юге в качестве действий центральных властей, прямо направленных на подрыв единства Южного региона, аннулирование Аддис-Абебского соглашения от 1972 г., откровенное нарушение Конституции Судана. Протестные выступления южан привели к вооруженным столкновениям с центральными властями. Многие южане вновь ушли в леса и организовали вооруженные подразделения «Анья-Нья–2», которые возобновили конфронтацию с центральным правительством и суданской армией.

В конце 1983 г. отдельные боевые отряды «Анья-Нья-2» были объединены в Суданскую народно-освободительную армию (СНОА). У южан, противостоявших правительству Хартума, возникла и политическая организация – Суданское народно-освободительное движение (СНОД), которое возглавил бывший полковник суданской армии Джон Гаранг. Он же стал и главнокомандующим СНОА.

Дж. Гаранг – кадровый военный, получивший военное образование в Судане и Пакистане и экономическое образование (экономика сельского хозяйства) в США, доктор экономических наук. Дж. Гаранг присоединился к повстанцам еще в 1962 г. в ходе первого этапа противостояния Севера и Юга. После подписания Аддис-Абебского соглашения в 1972 г., по которому подразделения «Анья-Нья» вошли в состав совместных вооруженных формирований Севера и Юга, Дж. Гарангстал офицером суданской армии. Он быстро продвинулся по службе, его не раз направляли на курсы повышения квалификации командного состава в Судане и в других странах. Служил в Генеральном штабе армии.

С созданием СНОД и СНОА вооруженная борьба суданских повстанцев приобрела качественно новое содержание. По словам лидера СНОД, за 49 лет своей независимости Судан фактически находился в условиях гражданской войны более 37 лет.

Многолетний опыт борьбы народов Южного Судана за признание их права на уважение и равенство вплоть до подтверждения права на самоопределение поставил перед руководством СНОД задачу добиваться в ходе переговоров с правительством Судана детальной проработки всех вопросов будущих договоренностей. Это касалось и прекращения огня и военных действий, и безопасности, и организации власти в регионе, и решения вопросов развития экономики Юга, и гарантий выделения необходимых средств за счет отчислений от доходов от нефти и других. Поиски взаимоприемлемого решения о будущем Южного региона и Судана в целом потребовали значительного времени для многочисленных встреч, переговоров, взаимных компромиссов между правительством Судана и СНОД. Поэтому переговоры между двумя конфликтующими сторонами проходили в течение нескольких лет. Они нередко прерывались из-за нарушения достигнутых договоренностей о прекращении огня. К концу 2004 г. основные формулировки соглашений были все-таки выработаны, тексты согласованы, протоколы и меморандумы подписаны.

Подписанный сторонами протокол о разделе власти предусматривает, что президент Судана будет иметь двух вице-президентов: первого вице-президента и вице-президента. Лидер СНОД становится первым вице-президентом Судана и одновременно президентом Южного региона.

Места в Национальной Ассамблее Судана будут разделены следующим образом: 52% мест будут принадлежать правящей партии Национальный конгресс (лидер – президент Судана О. аль-Башир), 28% – СНОД, 14% – другим партиям северных районов Судана, 6% – другим партиям Юга.

Президент Судана является одновременно премьер-министром страны и главнокомандующим национальными вооруженными силами. Первый вице-президент Судана, президент Южного региона становится также главой правительства Южного Судана и главнокомандующим подразделениями Суданской народно-освободительной армии.

Распределение мест в составе Кабинета министров Судана определено в протоколе в той же пропорции, что и в составе Национальной Ассамблеи. Первый и второй вице-президенты входят в состав правительства.

Стороны подтвердили, что арабский язык остается основным официальным языком национального уровня, а английский язык – официальным рабочим языком национального правительства, бизнеса и обучения. В соответствии с местным законодательством в регионах может вводится дополнительный официальный рабочий язык на уровне региона.

Границы Южного региона устанавливаются по состоянию на 1 января 1956 г.

В законодательном собрании Южного региона СНОД будет иметь 70% мест, Национальный конгресс – 15%, остальные 15% мест отдаются другим южносуданским политическим партиям.

В правительстве Южного региона портфели будут распределены в таком же процентном соотношении, как и в парламенте Юга.

Распределение мест в законодательных и исполнительных органах отдельных штатов Судана решено осуществить следующим образом: 70% мест в северных штатах закрепляются за ПНК, в южных штатах – за СНОД, 10% – в северных штатах за СНОД, в южных – за ПНК. 20% отдаются соответственно представителям других политических сил: Юга – в южных штатах, Севера – в северных штатах.

Вопросы национальной обороны и защиты национальных границ, внешней политики, выдачи паспортов и виз, гражданства и натурализации, иммиграции, валютного контроля, деятельности Центрального банка и выпуска бумажных денег, вопросы деятельности почты, гражданской авиации, морского сообщения относятся к компетенции центральных властей. Это касается также деятельности таможенной службы, установления и взимания пошлин, национального долга страны, подписания договоров и соглашений от имени Судана, вопросов национального бюджета.

К компетенции властей Юга отнесены вопросы, затрагивающие различные стороны деятельности административных органов Южного региона. Они касаются полиции, сил безопасности и военных подразделений в переходный период, тюрем, регионального планирования, получения займов, здравоохранения, образования, природных ресурсов, лесов, городского и сельского планирования. В Южном Судане создается Банк Южного Судана, но фактически он будет действовать на положении филиала Центрального банка Судана.

В соответствии с подписанным протоколом доходы от добычи нефти распределяются между национальным правительством и правительством Юга по принципу 50:50 за вычетом расходов в стабилизационный фонд и 2% штату, в котором производится добыча нефти.

Рамочным соглашением по вопросам обеспечения безопасности предусмотрено сформировать единую армию страны в составе Суданских вооруженных сил (СВС) и Суданской народно-освободительной армии (СНОА) по 12 тыс. человек от каждой стороны после завершения переходного периода. Что же касается переходного периода, то СВС и СНОА будут действовать как самостоятельные вооруженные структуры, хотя формально будут рассматриваться в качестве составных частей Суданских национальных вооруженных сил.

Стороны договорились разработать общую военную доктрину, меры по подготовке военнослужащих СВС и СНОА и совместных подразделений.

Соглашением о постоянном прекращении огня, подписанным двумя сторонами конфликта в последний день 2004 г. (31 декабря), подтверждаются все ранее согласованные и подписанные протоколы и соглашения о прекращении огня, о демобилизации, разоружении, вооруженных силах, воссоединении и примирении. Для реализации упомянутого соглашения предусмотрено создание ряда комитетов и других рабочих органов. В этом же соглашении подчеркивается необходимость нормализации ситуации в Дарфуре, включая обеспечение безопасности и оказание гуманитарной помощи населению.

В ходе интенсивных переговоров между правительством Судана и СНОД был подписан протокол об урегулировании конфликтов в провинциях Южный Кордофан/Нубийские горы и Голубой Нил. Стороны признали, что на весь переходный период места в законодательных органах этих провинций будут распределены в следующем соотношении: 55% сторонникам центральных властей (правящая партия ПНК) и 45% – представителям СНОД.

Относительно территории Абьей стороны договорились о том, что в течение переходного периода она получит особый административный статус. 55% мест в законодательном органе будут принадлежать центральным властям, а 45% южанам. По окончании переходного периода жители Абьея должны будут принять участие в голосовании о том, останется ли провинция в составе Севера на положении района со специальным административным статусом (в таком положении она находится в настоящее время) или Абьей будет частью провинции Бахраль-Газаль в составе Южного региона. Решено, что доходы от добычи нефти в Абьее будут распределяться между правительствами Севера и Юга, а небольшая часть этих доходов (2%) будет передаваться на нужды района.

Конечно, на пути реализации договоренностей, достигнутых между правительством Судана и СНОД, еще встретится много трудностей. За годы гражданской войны практически полностью была разрушена экономическая инфраструктура Юга. Возвращение около 4 млн. беженцев в свои родные места потребует восстановления городов и сел, жилых помещений, магазинов, больниц, школ. Практически заново придется создавать системы образования и здравоохранения, налаживать снабжение населения чистой питьевой водой. На юге Судана сегодня отсутствуют асфальтированные дороги, хотя по своим размерам южный Судан равен территориям Кении, Уганды, Руанды и Бурунди, вместе взятых. Все это потребует больших затрат.

Катастрофическое положение складывается с образованием. В Южном регионе высок уровень неграмотности. По данным СНОД, из каждых 4 взрослых жителей трое неграмотны. Среди женщин неграмотность еще выше. Из 10 женщин неграмотны 9 человек. В начальные классы записались только 20% жителей, но и для них не хватает 80% скамеек, чтобы сидеть на уроках. Только 7% учителей имеют соответствующую подготовку.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты