Люмпенские слои в обществе в той или иной мере присутствуют на протяжении всей его истории. Но лишь на определенном этапе общественного развития (т.е. в XX веке) эти слои становятся социальной базой тоталитарных политических режимов и выдвигают из себя "кадры" вождей и исполнителей (как, впрочем, и жертв). Люмпенизированные группы общества социально аморфны, социально-политически и экономически дезориентированы, враждебно настроены ко всем остальным социальным слоям и группам, обладающим стабильным жизненным укладом, определенностью этических принципов и др.
Отличие люмпенства XX века от аналогичных социальных групп в предшествующие эпохи состоит, прежде всего, в том, что "люмпенизатором" в данном случае выступает само государство, монополизирующее экономику, или супермонополии, сросшиеся с государством и в этом плане мало, чем от него отличающиеся.
Второй этап тоталитаризма характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень "рассудка" и заявит о своих правах.
Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим образом. В условиях полностью огосударствленной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полнотой власти у него нет и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы сдержек и противовесов. Государственно-партийный аппарат не может не обюрократиться в таких условиях.
Бюрократизм проявляется не только в чрезмерном разрастании аппарата, он выливается и в тотальную засекреченность всех форм и методов его деятельности. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни - необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется аппаратной интригой, а соперничество специалистов - карьерно-клиентными отношениями.
Развитие указанных черт бюрократизированного аппарата рано или поздно приводит к его неспособности осуществлять рациональное управление обществом. Но поскольку властные права его никем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида (включая права на выбор мёста жительства и передвижение внутри собственной страны, не говоря уже о праве выезда за ее пределы).
В ходе третьего этапа окончательно формируется "номенклатура", привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но "выпасть" из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.
В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.
Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.
Процесс становления и утверждения тоталитаризма также предполагает и насильственную "организацию" общественной жизни на принципах "чрезвычайного положения", что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти - концентрацией всех ее ветвей - законодательной, исполнительной и судебной - в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга "Вся власть Советам" закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей Коммунистической партии, что предельно политизировало исполнительную власть.
Такая "организация" общественной жизни обусловливает применение средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью общества.
Ведущей и, безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества сопровождается его милитаризацией. В СССР, начиная со второй половины 20-х годов политизированно-милитаризованными оказались все сферы общественной жизни.
Источником, экономической базой тоталитаризма является тотальная государственная собственность (на средства производства, прежде всего). Экономическую основу этого строя составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической собственности.
В нашей стране отмена частной собственности означала сосредоточение собственности в руках узкой группы людей, стоящих у власти. Коллективно партия владеет всем, потому что она всем управляет и распоряжается продуктами так, как считает нужным. В годы после революции она смогла занять господствующее положение почти беспрепятственно, так как процесс шел под флагом национализации. Считалось, что если класс капиталистов лишить собственности, то наступит социализм. Однако В. И. Ленин намного глубже, чем его соратники, понимал, что социализм невозможно строить в условиях тоталитарной системы, как и нельзя "железной рукой загнать человечество в счастье".
Вынужденный переход к нэпу свидетельствовал о признании неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию "военного коммунизма". В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.
Третий этап тоталитаризма в области экономики характеризуется достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая взаимозависимость стран ведут к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация. Но власти, которые объявили нашу страну "маяком всего человечества", были не в силах смириться с ситуацией экономической "гонки без развития" с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран.
После отказа от насильственных методов управления руководители СССР с целью "уравновешивания общества" начинают "развинчивать гайки". Но так как не произошло отхода от существа тоталитарной системы, этот процесс мог идти только в одном направлении, в сторону ослабления контроля над работой и дисциплиной [4, с.50-53].
Таким образом, фактически складывается новый механизм принуждения личности: люди искусственно принуждаются к "ничего неделанию", а те, кто не избавился от иллюзий и не согласен с порочной формулой "ты делаешь вид, что работаешь, мы делаем вид, что платим", постепенно склоняются к алкоголизму, "уходят" в восточные верования, наркоманию и т.п. Серьезное же недовольство управленцами рассматривается как антисистемная, "антисоветская" деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо подчеркнуть, что изученные политические системы представляет собой созданный, теоретический, мыслительный инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений, а также определять цели, задачи и программы деятельности общества.
Понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
Как видно из приведенного выше анализа политических систем, эффективной и гуманной, отражающей интересы народа и элит, является демократическая модель. Каждая из теорий демократии имеет как достоинства, так и недостатки. В целом демократия базируется на либеральных ценностях и учитывает в большей или меньшей степени христианские и социалистические коллективистские идеи.
В ходе изучения научной литературы мы выявили, что характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаев С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия // Полис, 1995. № 3.
2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: 2003.
3. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии // Свободная мысль, 2001. № 8.
4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Учебник для ВУЗов. - М.: логос, 2003.
5. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов // Полис, 2003. № 3.
6. Демократия и тоталитаризм // Свободная мысль, 2001. № 15.
7. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня, завтра? // Полис, 2000. № 4.
8. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация // Полис, 1998. № 5.
9. Клямкин И.М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полис, 2006. № 2.
10. Мальцев В.А. Демократические основы политической жизни общества // Полис, 2003. № 7.
11. Основы политологии / Под ред. В Л.Пугачева. - М.: Инфра-М, 2002
12. Политология вчера и сегодня / Под ред. Г.И. Иванова – М.: изд-во МГУ, 2000.
13. Салмин А. Современная демократия: очерки становления. - М.: 1999.
14. Семыкина Т. В. Политические режимы. - М.: Приор, 2004.