Демократия как форма организации политической жизни

- влияние структур преступного мира (в том числе сил организованной преступности, мафиозных кланов), что легко берет на испуг и терроризирует граждан, лишая их возможности свободно совершать выбор и защищать свои интересы.

1.5 Ловушки и опасности демократии


Размышляя о сущности демократии, нельзя обойти вопрос о ее границах и трудностях, о ловушках, слабости и опасности демократических учреждений. Было бы неправильно говорить обо всем этом, только как об “искривлении” и “отклонении” каких-то “истинных” форм демократии. Надо научиться видеть в недостатках чего бы то ни было продолжение соответствующих достоинств. Так, участие народа придает демократическим формам популистский, поверхностный и “вульгарный” характер. Как говорят, очень часто народ избирает не лучших, а таких, как он сам. Народ нельзя идеализировать, и народ сам знает об этом. Очень часто случается так, что избиратели после завершения голосования считают, что их участие в “политике” уже прекратилось и что надо ждать следующих выборов.

Демократия, как никакая другая политическая форма, несет в себе риск и неопределенность. По – настоящему демократический процесс всегда непредсказуем, и не всегда гарантирует принятие наиболее умных и целесообразных решений. Равно как в условиях рынка не всегда “выиграет” самый полезный для потребителя предприниматель, так и в условиях демократии на выборах часто выигрывают не самые достойные лица, а кое-где и откровенные прохиндеи. Нередко последовательное соблюдение процедур демократии выглядит “издевательством над здравым смыслом”, абсурдом.

Скажем, парламентские слушания могут длиться часами, днями, неделями - и средний гражданин начинает считать все это бессмысленной "говорильней" (кстати, собственно название “парламент” происходит от французского глагола “говорить”), начинает стремиться к «простым» и «эффективным» решениям, “твердой власти”.

В условиях демократии не исключены такие явления, как злоупотребление властью и коррупция. Эти явления существовали задолго до того, как демократия утвердила себя в мировом масштабе. Продолжают они существовать и сейчас, и их существование неоправданно связывают именно с демократией.

Нет оснований говорить, что демократия создает какие-то особые предпосылки для коррупции власти; наоборот, в условиях настоящей демократии возникают основы для ограничения масштаба злоупотреблений, для преследования по закону владетельных преступников (которые в условиях других режимов никогда бы не предстали перед судом).

Границы демократии

Демократия не является средством решения абсолютно всех проблем жизни. Есть такие сферы, где должна доминировать осведомленность и компетентность, а иногда жесткая и конкретная воля одного лица. Это касается, например, военного дела. В 1917 году, после Февральской революции, развал русской армии нашел олицетворение в неограниченной “демократизации”, когда были упразднены воинские звания и чины. Были случаи, когда русские солдаты, лежа под пулеметным огнем, решали путем голосования, продолжать наступление, или следует подождать.

Никакой демократии не может быть в чрезвычайных ситуациях, когда надо молниеносно принять и воплотить в жизнь решение, от которого зависит жизнь и безопасность людей. Такие ситуации предусмотрены в конституциях и законодательстве всех демократических стран. В любом случае надо согласиться, что чрезвычайное положение - состояние временное и ограниченное, после которого восстановление нормального способа существования является необходимостью.

Так же ограничен демократизм в процессе образования и воспитания. К определенному моменту ребенку жестко навязывают воспитательное влияние, несмотря на неистовое сопротивление (вспомните сами собственный опыт). Если же предоставить чрезмерную свободу подопечному, он, не исключено, будет склоняться к тому, чтобы минимизировать свою нагрузку.

Ничем не ограниченная демократия перестает быть настоящей демократией и превращается в общественный беспорядок, который несет в себе преступность, разрушение и другие опасности.

В то же время нет сферы, где определенные элементы и процедуры демократии не давали бы плодотворных результатов. То же военное дело выиграет от коллегиальных способов обсуждения проблем, от привлечения всех, кто может сформулировать свежее и нетрафаретное видение ситуации и путей ее решения.

В демократии ты являешься хозяином только не принятого решения, а относительно принятого – послушным исполнителем. Завершить разговор о ловушках и недостатках демократии следует словами американского политика А.Э. Смита: “Наилучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии”.

2. Основные ценности современной демократии


Специального рассмотрения требует такая ценность, как свобода. Если говорить откровенно, то невозможно доказать, что демократия создавалась специально для того, чтобы отстаивать и распространять свободу. На протяжении многих столетий первоначальная демократия была эффективным средством социальной адаптации, поддержания целостности и жизнеспособности человеческих сообществ. И чаще всего своих задач такая первоначальная адаптивная демократия достигала путем ограничения свободы, покорения отдельных индивидов интересам социального целого. Но со временем постепенно возникают возможности выделения личности, человек сознает значимость своего (и любого) “Я”. Свобода начинает осознаваться как важная ценность, без которой все другие теряют смысл. Демократия справедливо может считаться таким устройством, при котором свобода наименее притеснена и легче всего может быть реализована и защищена.

Компетенция гражданина содержит в себе знание того, как отстаивать и защищать собственные свободы и права, ведь в подавляющем большинстве случаев свои права можно защитить только собственноручно. Готовность и желание действовать предусматривают ответственность – осознание того, что “взрослое состояние” (а демократия ориентирует человека на то, что он должен одолевать инфантильность, потребительские ожидания, надежды на патернализм и опеку) – это обязанность в полной мере отвечать за принятые решения и совершенные действия.

Человеческое достоинство – одна из коренных добродетелей демократического мировоззрения, сердцевинная ценность демократического мира. Через посредничество этой категории можно (и следует) определить как демократию, так и гражданина. Гражданин – носитель достоинства и его защитник. Достоинство принуждает гражданина действовать и становиться помехой нарушениям принципов и основ демократического порядка. Достоинство – составляющая авторитета гражданина, как его самоуважения и уважения к другому. Уважение к человеку есть условие воспитания и закрепления уважения к обществу. Достоинство человека предусматривает признание и обеспечение его моральной автономии. Это означает, что человек осуществляет свое самоопределение свободно и беспристрастно, пользуясь собственным пониманием счастья и блага. Никто не может предъявлять человеку неоправданные и принудительные моральные претензии. Никто не может повлиять на идеологические, религиозные или другие вкусы человека - это сфера его свободного выбора. Так же человек определяет свою специальность, избирает спутника жизни, ведет свою личную (например, в интимной сфере) жизнь.

Сфера, где человек имеет возможность сам определять свою жизнь, и существовать свободно и независимо от других, носит название частной жизни (для ее обозначения обычно используют прихотливо-утонченное английское слово privacy). Частная жизнь не сводится только к определению собственной сексуальной идентичности и к соответствующей реализации сексуальных желаний. Это – признание возможности человека самостоятельно руководить собственной жизнью, без чего было бы странно размышлять о возможности демократии. Ценность частной жизни (privacy) предусматривает гарантии невмешательства других (как отдельных людей, так и государства) в человеческую жизнь. Это означает, что закон защищает человека и круг его общения от постороннего интереса (тайна телефонных разговоров, тайна переписки, запрет фотографировать без разрешения человека и т.п.). На ведение оперативного подслушивания (или перлюстрации – ознакомления с содержанием писем) предоставляются соответствующие разрешения правоохранительных органов. Речь идет о случаях, когда такие нарушения прав необходимы для раскрытия опасных преступлений и привлечения преступников к ответственности.

Социальная солидарность и доверие (хотя, как говорят французы, доверяй, но смотри кому!) положены в основу идеи “открытого общества”, где не существует искусственных и неоправданных препятствий для свободного существования и самоутверждения человека в любых сферах социальной деятельности – в работе, поиске, творчестве, мобильности и др.

Откровенный человек – одно из условий такого открытого общества, как и демократии вообще. Откровенность означает здесь не только и не столько психологическое свойство характера личности, а необходимую гражданскую добродетель, условие демократического порядка. Если граждане не умеют откровенно и открыто обсуждать общие социальные проблемы и недостатки, то демократия становится условной, если вообще возможной.

Для того, чтобы гражданин мог реализовать себя в качестве главного агента демократического порядка, необходимо наличие определенных факторов и условий, которые также составляют видные ценности демократического мира. Это – свобода слова, контекст которой создают свободно действующие и защищенные законом средства массовой информации, дающие возможность гражданам быть по-настоящему осведомленными о состоянии дел в стране. Через СМИ человек имеет возможность высказать свое суждение относительно той или другой общественной проблемы, того или другого политического деятеля. Общественная мысль – следствие свободы слова; общее суждение становится возможным только тогда, когда люди могут свободно, не опасаясь наказания или взыскания, проявлять свое истинное отношение к тем или иным событиям, учреждениям, деятелям и т.п.

Социальный порядок является универсальной ценностью любого общества. Имеется в виду, что большинство людей желают жить в условиях, обеспечивающих стабильность, благоустроенность и безопасность. Но специфика социального порядка в условиях демократии состоит в том, что этот порядок достигается не за счет ликвидации расхождений и многообразия. Демократия – это постоянно действующий, но благоустроенный (законами, процедурами, гражданской взвешенностью, осведомленностью и опытом) конфликт. Это – один из парадоксов, которыми питается демократия; в ней постоянно тлеет конфликт, иногда он приобретает довольно серьезные масштабы (в частности, во время выборов), но от этого общество в конечном итоге только выигрывает. Культура конфликта является непересекающейся ценностью демократии.

3. Некоторые цитаты и дефиниции


Автор пытался в максимальной мере освободить текст от многочисленных цитат. Но некоторые выражения и суждения о демократии настолько остроумны и точны, что их надо знать. Авторы приведенных ниже цитат по-разному относились к демократии. Среди них как убежденные критики демократии, так и ее пылкие приверженцы. Может сложиться впечатление, что нетрудно написать нечто подобное и самому. Попробуйте. Пусть это будет вашим первым шагом к демократии.

Авраам Линкольн: Можно все время надувать некоторых, можно некоторое время надувать всех, но нельзя все время надувать всех.

Томаш Масарик: Демократия – это дискуссия.

Клемент Эттли: Демократическое правление предусматривает дискуссию, но оно является эффективным лишь тогда, когда вы способны принудить людей замолчать.

Александр Пушкин: Надо стараться иметь большинство на своей стороне: не обижайте же дураков.

Бертран Рассел: При демократии глупые имеют право голосовать, при диктатуре – править.

Бертран Рассел: Зависть – вот фундамент демократии.

Стюарт Чейз: Демократия – порядок, при котором люди верят, что другие – такие же хорошие, как и они.

Михаил Комар: Равенство – сущность демократии и наибольшая угроза для демократии.

Эдмунд Бьорк: Совершенная демократия – самая бессовестная вещь в мире.

Джон Ф. Кеннеди: Когда я вступил на должность президента, более всего меня поразило то, что дела действительно настолько скверные, как мы и утверждали.

Джеймс Лоуэлл: Демократия – такая форма правления, при которой каждый человек получает право стать своим собственным угнетателем.

Райнгольд Нибур: Демократия – поиск приблизительных решений нерешаемых задач.

Райнгольд Нибур: Способность людей устанавливать законы делает демократию возможной, а склонность людей обходить законы делает демократию необходимой.

Генри Менкен: Демократия – теория, согласно которой простые люди знают, что им надо и заслуживают получить все это в полной мере.

Генри Менкен: Демократия – всего лишь мечта, как Аркадия, Санта-Клаус или рай.

Генри Менкен: Демократия - искусство управления цирком изнутри обезьяньей клетки.

Генри Менкен: Сказать, что наилучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии – это все равно, что сказать: наилучшее лекарство от преступности – больше преступности.

Г. де Фаер: Демократия – это термин, с которым обращаются к народу каждый раз, когда в нем испытывают потребность.

Найджел Росла: Демократия – слишком хорошая вещь, чтобы делить ее с кем бы то ни было.

Джордж Бернард Шоу: Демократия – это когда власть не назначается распущенным меньшинством, а избирается необразованным большинством.

Джордж Бернард Шоу: Демократия - это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает большинство.

Джордж Бернард Шоу: Демократия не может стать выше уровня того материала, из которого составлены ее избиратели.

Рафаэль Лауб: Полная демократия: нет человека настолько незначительного, чтобы он не мог нанести ущерб другим.

Оскар Уайльд: Демократия - обман народа с помощью народа во имя блага народа.

Лоуренс Питер: Демократия спотыкается на каждом шагу в пути к правильному решению, вместо того, чтобы прямо и без задержек идти в глухой угол.

Джордж Патрик: Демократия – это право сделать неправильный выбор.

Джон Берри: Демократия: говоришь, что желаешь, делаешь, что приказали.

Гилберт Честертон: Демократия означает правление необразованных, аристократия – правление плохо просвещенных.

Неизвестный автор: Каждый имеет право на ошибку, но чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы.

Билл Вон: Американцы переплывут океан, чтобы бороться за демократию, но не перейдут улицу, чтобы проголосовать.

Том Стоппард: Демократия – это не голосование, а подсчет голосов.

Янина Ипохорская: Если провести абсолютно свободные выборы, каждый проголосует за себя.

Из газеты “Речь”, 1907 г.: Никогда столько не врут, как во время войны, после охоты и перед выборами.

Выводы


Демократия не является изобретением современного общества. Это достояние эпохи античности, которое перешло к нашему времени по наследству. При всех своих недостатках, демократия на сегодняшний день – лучшее, что придумало человечество в сфере политических режимов. Но это не означает автоматическое утверждение демократии во все без исключения странах. Во-первых, экономической основой демократии является рыночная экономика и частная собственность. Без утверждения рыночной экономики сохраняется зависимость населения от распределительных функций государственной бюрократии. Во-вторых, недостаточно провозгласить права и свободы граждан, нужно обеспечить их гарантии, возможность защиты. За демократию надо бороться, отстаивать ее, готовить себя к жизни в условиях демократии. Перед каждым человеком стоит задача – сформировать в себе качества гражданина, чувство ответственности за все, что происходит в государстве. С другой стороны, жизнь в условиях демократии предъявляет особый счет и к правящей элите. От нее требуется взвешенность в действиях, «прозрачность» в принятии решений, учет интересов всех социальных групп. Признаком подлинной демократии является внимание к правам меньшинства и их защита.

Литература


1.   Гуггенбергер Б. Теория демократии. // Полис, 2007. - № 4. – С. 137-148.

2.   Дарендорф Р. Дорога к свободе. Демократизация и ее проблемы в Восточной Европе. // Вопросы философии, 2008. - № 9. – С. 69-75.

3.   Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 2008.

4.   Камю А. Бунтующий человек. – М., 2007.

5.   Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб, 2005.

6.   Паренти М. Демократия для немногих. – М., 2009.

7.   Поппер К. Открытое общество и его враги.: В 2-х тт. – М., 2007.

8.   Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 2007.

9.   Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2005.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты