Депортация населения Северного Кавказа

Затем в 1955 г. Президиумом ЦК КПСС было принято постановление "О снятии ограничений по спецпоселениям с членов КПСС, кандидатов КПСС, у членов их семей", а в ноябре последовало и постановление Совета Министров СССР "О снятии со спецпоселения участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями Советского Союза, и преподавателей учебных заведений. Это уже были заметные шаги в реализации мер, связанных с реабилитацией лиц, подвергшихся репрессиям по различным причинам.

В декабре 1995 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Но им разрешалось возвращение в старые места проживания. Поэтому контингент немцев, депортированных с территории Северного Кавказа в 1941-1942 гг., оставался в местах поселений. Они переходили, по замечанию В.Н. Земскова, в статус "помилованных".

17 марта 1956 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета "О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении". Он распространялся и на калмыков, проживавших в Ставропольском крае и Ростовской области, однако и они не получали пока права на возвращение к старым местам обитания.

28 апреля 1956 г. был принят Указ Верховного Совета СССР "О снятии ограничений по спецпоселениям с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшинов, членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны". Они все снимались с учета спецпоселений и освобождались из-под административного надзора органов МВД СССР.

1956 г. появился Указ "О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". Важным документом был приказ МВД СССР "О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были выселены".

Семьям чеченцев и ингушей была оказана помощь со стороны колхозов и совхозов в строительстве жилых домов и надворных построек. Также проводились меры по жизнеобустойству балкарцев, выделялись необходимые денежные средства.

К февралю 1958 г. в республику уже прибыли 20 174 чеченских и ингушских семей. Они активно включались в производство и общественную сферу.

Восстанавливались национальные и государственные образования. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР, Чечено-Ингушская АССР. В место бывшей Карачаевской Автономной области была образована Карачаево-Черкесская Автономная область.

В конце 80-х годов начался новый этап реабилитации репрессивных граждан, связанный с дальнейшим расширением демократизации общества. Продолжение этих мер, начало которым было положено еще во второй половине 40-х годов, вызвалось необходимостью исправления ошибок прошлого в государственной политике.

Основополагающим документом явилась Декларация "О признании незаконным и преступным репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению прав" (1989 г.), а также появившийся  в 1991 г. (26 апреля) Закон РСФСР ''О реабилитации репрессивных народов", вобравший в себя положения, раскрывающие сущность реабилитации. Продолжалась подготовка нормативной базы реабилитации, включая и реабилитацию народов Северного Кавказа: казаки, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, ингуши, частично чеченцы (проживающие в Дагестане).

Непосредственно в процессе по реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям, наступает новый своеобразный этап. Если для первого этапа характерны любые в основном политические акции, то в 1995-1997 годах нашлась компенсация материального ущерба, нанесенного спецпереселенцами.

Учитывая трудности экономического развития Российского государства, сложно занять однозначную позицию в оценке этих мер. Дело в том, что меры компенсации ущерба вызывают определенное недовольство со стороны населения, проживающего совместно с подвергшимися репрессиями. Выработать форму действий, согласно которой были "удовлетворены" все депортированные, также сложно. Судя по всему, что главным должно быть решение проблемы на правовой основе, на цивилизованном уровне с наименьшими потерями для общества, без нанесения ущерба традициям, существующим связям между народами.

Проведение реабилитационных мер, в том числе и на Северном Кавказе, еще раз подтвердило насколько сложна территориальная реабилитация, вызывавшая определенную конфронтацию в обществе, обострение в отношениях между отдельными субъектами, в частности, Ингушской Республикой и Республикой Северная Осетия - Алания, да и явившаяся фактически основой для возникновения острого конфликта.

В связи с этим рассмотрены и меры Президента, Правительства России по урегулированию территориальных взаимоотношений, роль призывов к народам действовать на основе консенсуса с обязательным соблюдением главного Закона Государства – Конституции Российской Федерации.

Заключение. Развитие событий на Северном Кавказе в конце 80-90-х гг. ХХ в. вызывает необходимость обращения к такой важной стороне проблемы, как причины конфликтности и противоречий в отношениях между народами. Причины эти различны, однако, развитие процессов весьма одинаковое: поиск врага, этнические чистки, массовый исход населения с территории своего проживания. Эти процессы вызвали подвижки населения Северного Кавказа. В связи с событиями в Чечне убыло: чеченское население из республики в соседние субъекты или в центральные области Российской Федерации.

Одновременно следует заметить, что причины были заложены начиная с 1918 года, когда через "игры" с народами, их переселение, всевозможные политические манипуляции, изъятие и передачу земель за "преданное" отношение к Советам формировалась государственная политика в сфере национальных отношений на Северном Кавказе.

Обращение к ранее запретной проблеме позволило осветить объемно процессы, связанные с вынужденным переселением народов и групп населения, принадлежавших к различным национальностям.

Относительно регионов Северного Кавказа депортация, по заключению документов центральных ведомств, являлась "приемлемой" формой для стабилизации межнациональных отношений, ослабления обострявшейся криминогенной обстановки.

Социально-экономический аспект как в зеркале отразил определенный комплекс накопившихся причин обострения ситуации, начиная с 1918 года и до начала Великой Отечественной войны , явившегося поводом открытого выступления масс и осуществлявшихся принудительных переселений.

Первыми, кто оказался среди вынужденных переселенцев, были русские (казаки), проживавшие на Северном Кавказе. Причины их депортации базировались, в основном, на несогласиях казачества принять устанавливаемый общественный строй. Альтернативной силе власти советов был нанесен сокрушительный удар. Сотни тысяч казаков вынужденно переселялись начиная с 1918 года, однако, пик их выселения приходился на период коллективизации. Казаки претерпели утерю имущества, разрыв семей и т.д. Им пришлось преодолевать и трудности адаптации в новых местах обитания, интегрируясь в местных условиях, экономику, культуру.

В интересах упрочнения существовавшего режима власти укрепление административно-командной системы затронуло во многом и население национальных регионов Северного Кавказа. По причинам несогласия с политикой партии, государства, советов они также были подвергнуты принудительным переселениям или как попавшие под статус "неблагонадежных", так и кулаков.

Обострение на кануне войны 1941-1945 гг., а также стремление режима упрочить свою власть, способствовало принятию пагубных мер по отношению к таким национальностям, как немцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, греки и другие.

Более 680 тыс. граждан Северо-Кавказского региона, принадлежавших к  различным национальностям, в принудительном порядке выселялись в Казахстан и республики Средней Азии, а также отдельные области и края Российской Федерации.

Последствия депортации были тяжелыми для принудительно переселявшихся. Наносился ущерб генофонду народов, подрывался авторитет самого государства и власти. Ощутимым был ущерб для экономического сектора регионов проживания, подвергшихся депортации. Большие трудности испытывали аграрная сфера, временно выключался из экономического потенциала страны огромный земельный массив.

Потерпела ущерб культура народов. На долгое время приостанавливалось вынужденному переселению, пришли в упадок налаженная в районах проживания депортированных система здравоохранения, образования. Утрачивались трудовые навыки и сложившиеся обычаи и традиции народов.

В связи с предпринимаемыми акциями по принудительному переселению создавалась в экстремальных условиях нормативная база, разумеется, противоречащая основным положениям Конституции СССР. Было проявлено полное пренебрежение правами личности, народа.

Спецпереселенцам пришлось испытать лишения, связанные с трудностями адаптации, интеграции в экономику новых районов проживания в условиях военного времени.

Приведенные материалы свидетельствуют, что депортации вызывают и ликвидацию государственности народов. Были ликвидированы такие гособразования, как Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская АССР, Карачаевская Автономная область, Калмыцкая АССР.

Изменение политической ситуации в государстве в 50-е годы позволило приступить к осуществлению мер по реабилитации народов и групп населения, подвергшихся депортации. В 50-е годы эти меры носили половинчатый характер и только демократические преобразования, начавшиеся во второй половине 80-х годов в СССР позволили вновь возвратиться к решению проблемы реабилитации репрессированных народов. Правда, отдельные меры, связанные с реабилитацией, вызвали и конфронтационное состояние в обществе.

Однако, несмотря на это, курс, взятый на реабилитацию, был поддержан в принятой в Российском государстве "Концепции государственной национальной политики", в других законодательных актах Российской Федерации. Очевидно, что решение этой проблемы должно осуществляться цивилизованным порядком на правовой основе.













Список использованной литературы:

q       Северный Кавказ: реабилитация репрессивных народов (20-е-30-е годы ХХ века). – Нальчик, 1998г.

q       Северный Кавказ: актуальные проблемы русского этноса (20-е-30-е годы ХХ века). – Ростов – на - Дону, 1997 г.

q       Северный Кавказ: границы, конфликты, беженцы. – Ростов – на – Дону, 1997 г. Документы, факты, комментарии.

q       Современная этнологическая ситуация на Северном Кавказе. – Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции. – Нальчик, 1996 г.

q       Русские на Северном Кавказе в 20-е-30-е годы. Документы, факты, комментарии. – Нальчик, 1995 г.,









Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты