4. Высокие требования выдвигает общество перед государ-ственным управлением с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть , без ее введения в управленческие процессы, является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.
Конец XX столетия актуализирует научную обоснованность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способностью и необ-ходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство – интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конечно, для этого годится только подлинная наука, а не ее суррогат, наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность государственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готовностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, которое может ее стимулировать и поддерживать.
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психо-логических, правовых, педагогических знаний.
С позиций именно интересов человека, его самосохранения, продления рода людского придется, наверное, государственному управлению анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.
И, конечно, общество хочет видеть государственное управление социально эффективным. Не "спешащим следом" за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и "работать" на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.
Библиография.
1. Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и
эффективность. М., 1995
2. Эффективность государственного управления ред. С.А Батчиков
и С.Ю Глазьев М., 1998 (пер. с англ.)
3. Государственное и муниципальное управление ред. А.Я Понама-
рева С-П., 1997
4. Чиканова Л.А Государственные служащие М., 1998
5. Государственное управление и государственная служба за рубе-жом. Ред. В.В Чубинского С-П., 1998
6. Атаманчук Г.В Общая теория управления М., 1994
7. Эффективность государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г Р-на-Дону 1998
8. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В.Г Р-на-Дону 1998.
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М. 1997.
9. Батанина И.А Политическое управление в регионе Тула 1997
10. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления М., 1998
11. Осипов В.И Власть - проблемы государственного управления Саратов 1997
12. Краткая философская энциклопедия. М., 1994
13. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления 1999 номер 1
14. Оптимизация государственного управления в переходном обществе // Проблемы теории и практики управления 1997 номер 4
15. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления 1998 номер 1
16. От чего зависит действенность государственного управления // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 1
17. Аков.Р, Эмери.Ф. О целеустремленных системах. М., 1974
18. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 2
19. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996 номер 5
20. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М. 1984.
21. Гончаров В.В В поисках совершенства управления: Руководст-во высшего управленческого персонала. М.,1993
22. Игнатов В. Становление системы государственного и местного
управления и самоуправления в современной России. Р-на-Дону.
1997.
23. Коржухина Т., Сенин А. История российской государ-ственности. М. 1995
24. Кочетков А. Эффективность системы государственной власти // Власть. 1997 номер 5
25. Скидмор М. Дж., Трапп М.К. Американская система госу-дарственного управления. М., 1993 ( пер. с англ.)
26. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе. М., 1991.
27. Игнатов В., Сулемов В., Радченко А., Ивлев А., Беклемишев Е., Огарев А., Понеделков А. Кадровое обеспечение государственной службы. Р-на-Дону. 1994.
28. Российская газет 1993. 11 марта.
29. Российская газета 1997. 25 сентября.
30. Послание Президента Росийской Федерации Федеральному Собранию " О действенности государственной власти в России"
М., 1995
31. Послание Президента Росийской Федерации Федеральному Собранию " О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации" М., 1997
32. Известия. 29 октября. 1996
33. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
34. Юридические записки 1995 номер 2
35. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997 номер 3
36. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983.
37. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986 (пер. с англ.)
38. Административно- государственное управление: Опыт Фран-ции // Проблемы теории и практики управления 1997 номер 1
39. Япония: административная реформа и государственный аппа-рат // Проблемы теории и практики управления 1996 номер 5
40. Качественные аспекты информации в органах государственного управления // Проблемы теории и практики управления 1999 номер 1
41. Россиийская газета 3 августа 1995.
42. Дон Фулер. Управляй или подчиняйся М., 1992 (пер. с англ.)
43. Рациональный выбор в политике и управлении ред. Сморгу- нов Л.В С-П., 1998
44. Положение о федеральной государственной службе 22 декабря 1993.
45. М.Вебер Избранные произведения М.,1990
46. Аганбегян А.Г Управление и эффективность М., 1981
47. Тейлор Ф.У Принципы научного менеджмента М.,1991 (пер. с
англ.)
48. Якокка Л. Карьера менеджера М.,1991 (пер. с англ.)
49. Управленческое консультирование ред. Милана Кубра М., 1992 (пер. с англ.)
50. Теоретические проблемы государственного управления и госу-дарственной службы. Ред. Бессонов Б.Н М.,1997
51. Тихомиров М.М Система информационной и интел-лектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М., 1996
52. Токтыбеков А.А Теоретические основы механизма государ-ственного управления. М., 1996
53. Тихонов Р.Е Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления М.,1994 Выпуск 6
54. Клепцов М.Я Принципы построения и реализации мобильной информационной системы для руководящих органов государственной власти М.,1996
55. Клепцов М.Я Информационные системы органов государ-ственного управления М.,1996
56. Известия 29октября 1996
57. Друкер П. Эффективное управление М.,1998 ( пер. с англ.)
58. Омаров А.М Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики М.,1980
59. Облонский А.В Человек и государственное управление М.,1987
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11