Этнические и общегражданские аспекты национальной политики в республиках современной России

Этнические и общегражданские аспекты национальной политики в республиках современной России

Этнические и общегражданские аспекты национальной политики в республиках современной России (по материалам Республики Башкортостан)

И.М. Габдрафиков

Одной из главных отличительных особенностей развития политического процесса в конце 1980-х — 1990-х гг. в России и республиках бывшего СССР стала всеобщая мобилизация этничности. Сегодня можно достаточно уверенно сказать, что именно мобилизованная этничность граждан стала одной из основных причин развала могущественной сверхдержавы, какой являлся Советский Союз. В России в первой половине 1990-х гг. центробежные силы, особенно в национальных республиках, под этническими лозунгами, также начали угрожать целостности страны. На волне этнической мобилизации, в некоторых республиках к власти пришли люди, которые открыто провозгласили курс на национал-сепаратизм. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в Чеченской Республике, руководство которой начало проводить политику вооруженной борьбы с целью выхода республики из состава Российской Федерации. В итоге подобная политика агрессивной борьбы за независимость привела к применению физического насилия и массовой гибели гражданского населения. И Первая (1994 — 1996 гг.), и Вторая (1999 г. — по настоящее время) чеченские войны имеют ярко выраженную этническую окраску.

В республиках современной России, где этничность была снабжена важнейшим рычагом национальной государственности, происходит четко выраженная тенденция этнизации общественной и внутриполитической жизни. Эта тенденция проявляется в разных республиках с различной интенсивностью в зависимости от множества факторов (социальноэкономических, геополитических, этнодемографических, этнокультурных и пр.). Причем необходимо отметить, что этнический фактор в республиках основывается не только на самодеятельных формах национального возрождения народов, но и в значительной степени, на патерналистской по отношению к этническим группам политике руководства российских республик.

Патернализм проявляется в стремлении руководства республик стимулировать этнополитическую активность прежде всего титульных этносов, а также в попытках мобилизовать с целью ангажирования этничность граждан, принадлежащих к так называемым "некоренным" народам. В этом плане большой интерес представляет Республика Башкортостан.

1. Общие сведения о Республике Башкортостан.

Башкортостан расположен на Южном Урале, на стыке Европы и Азии. Территория 143,6 тыс. кв. км. (0,8% площади РФ). В составе республики 54 района, 21 город, 40 поселков городского типа. Население 4,1 млн. чел. (2,8% от численности населения РФ), в т.ч. городского 65%. Этнический состав республики очень сложен. Полиэтничность характерна как для сельской местности, так и для городской. Численно в республике преобладают башкиры (22% населения), русские (38%) и татары (29%). Кроме них в РБ компактно или дисперсно проживают значительные группы чувашей, марийцев, украинцев, удмуртов, немцев, мордвы, латышей, евреев и др., которые в совокупности составляют 11% населения региона1. Столица республики Уфа (1,1 млн. чел.). Наиболее крупные города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск и Октябрьский.

Этнические группы РБ имеют существенные различия по уровню урбанизированное™, разный опыт проживания в условиях города. Например, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты до сих пор остаются преимущественно сельскими жителями, у них интенсивный период урбанизации начался только в 1970 — 80-е гг. По этой причине в городах РБ этнические группы на нынешнем этапе социально-экономического развития имеют не^ одинаковую социальную структуру2. В составе городского населения РБ демографически доминирует русское население, составляя почти во всех городах большинство жителей.

Заметные различия этнические группы как в городах, так и сельской местности РБ имеют по показателям темпов естественного движения населения. Из трех основных этнических групп республики наиболее неблагоприятные темпы естественной убыли на протяжении 1990-х гг. происходят среди русских, у которых наблюдается самый низкий в республике показатель рождаемости и одновременно самый высокий показатель смертности. Относительно благоприятные демографические показатели имеют башкиры. Они сохраняют положительный баланс естественного движения. Промежуточную между башкирами и русскими демографическую ситуацию занимают татары, у которых также развивается тенденция естественной убыли, но она прогрессирует менее угрожающим масштабом, чем у русского населения3.

На долю Башкирии приходится около 3% национального дохода, 3,5% промышленного и 3,7% сельскохозяйственного производства России. По численности населения (2,7%) и доле в ВВП страны (2,3%) Башкирия занимает лидирующую позицию среди республик в составе РФ и входит в десятку крупнейших производителей среди 89 регионов России4. Благодаря особенностям отраслевой структуры, промышленность республики переживает кризис менее глубокий, чем вся российская промышленность в целом. Это связано прежде всего с тем, что в местном производстве преобладают наименее кризисные отрасли топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность. В указанных отраслях производится более 70% промышленной продукции5. Башкирия входит в состав немногих регионов-доноров и не нуждается в федеральных трансфертах.

В августе 1994 г. в Москве был подписан Договор между Башкирией и Россией "О разграничении предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между РФ и РБ". В Договоре Республика Башкортостан признается суверенным государством, входящим в состав Российской Федерации. Республика получила большую долю самостоятельности, особенно ощутимой в социально-экономической сфере. В соответствии с Договором действует 11 соглашений между правительствами РФ и РБ. Важнейшим из них является межбюджетное соглашение, благодаря которому примерно 70% собранных средств остается в республике.

По Договору Башкирия получила возможность прямого выхода на зарубежные рынки и право без разрешения Москвы привлекать иностранных инвесторов, За прошедшие 5 лет (1994 1999 гг.) внешнеторговый оборот Башкирии вырос на 60% и составил в 1999 г. 2,5 млрд. долларов США. При этом доля экспорта составила 85%. Основными статьями экспорта являются продукция топливной промышленности (более 80%), а также химической и нефтехимической промышленности (13%).

2. Симбиоз государственного патернализма и регионального нациестроительства.

В Башкирии в 1997 1999 гг. в значительной степени по инициативе властей и на государственные средства, как правило, в исключительно торжественной обстановке, прошли съезды татар, русских, чувашей, марийцев, украинцев, немцев, евреев и др. На этих мероприятиях были созданы постоянно действующие исполкомы съездов этих народов. С 1995 г. в республике действует Исполком Всемирного курултая башкир, который сейчас размещается в здании Кабинета Министров РБ и содержится на государственные средства. Проведение подобных съездов и учреждение их исполкомов, по замыслу властей, призваны содействовать развитию культур и языков народов. Однако, на наш взгляд, чрезмерный патернализм государства при проведении мероприятий, нацеленных на "возрождение этнических культур", способствует усилению этнизации сознания граждан, опережающему росту этнического фактора в общественно-политической жизни, подмене общественной инициативы и самодеятельности масс инициативой государства.

Примером патерналистского отношения государства к этническим группам является разработка так называемых этнических программ "Возрождение и развитие народов"6. Как правило, в основу этих программ берется моноэтнический подход. Изучение этих программ показывает, что в них народ, люди, человек выступают не как активный субъект истории, а как пассивный объект государственной заботы. Такой подход государства сам по себе вызывает ответный рефлекс, ведет к усилению этнического компонента в самосознании граждан. Этнолидеры от имени "своих" народов все настойчивее просят или требуют государственные средства для развития этнических культур, языков, своей доли в госбюджете.

В этих программах этнос выступает отстраненным от межэтнических связей. Ведущее значение придается имманентному развитию языка; культура понимается преимущественно как возрождение этнических традиций. Соответственно, программы "Возрождения" включают мероприятия в сферах языка, образования и традиционной культуры. Однако они не охватывают жизнь этноса в целом, особенно в плане модернизации культуры и общегражданских взаимодействий. Этническое самосознание, этничность в этих программах понимается как некая неподвижная категория, без развития и динамики.

В то же время руководящая политическая элита в российских республик (кроме Чечни), в последние годы постоянно декларируя лояльность к единству России, всегда подчеркивает стремление к формированию у населения гражданской идентичности на уровне собственных национальнотерриториальных образований. Это проявляется прежде всего в провозглашенном курсе на создание новых социально-политических общностей ("татарстанцев", "башкортостанцев" и пр.), а также в юридическом закреплении этой практики через институт республиканского гражданства.

Президент РБ М.Рахимов в своих ежегодных посланиях Государственному Собранию также подчеркивает мысль о том, что для нормального развития республики крайне важно иметь целостную государственную программу, которая сплачивала граждан Башкирии: «...Наш священный долг обеспечение гарантий свободного и нормального развития всех народов республики. Мы должны создать условия, чтобы каждый человек имел возможность приобщения к своему языку, культуре, духовным ценностям, культуре других народов. Мы можем и должны Показать России и всему миру, что Башкортостан земля подлинного единства и равенства граждан и народов ...Мы хотим, чтобы наши народы объединяла идея патриотизма, чтобы каждый ее гражданин проникся чувством гордости за успехи республики, любви к ее трудовым и духовным достижениям, уважением к истории и традициям Башкортостана»7.

В конце 1998 г. Кабинетом Министров РБ в порядке законодательной инициативы в парламент республики был внесен на рассмотрение проект закона «О гражданстве Республики Башкортостан». Необходимость ускорить принятие республиканского закона о гражданстве впервые отметил президент РБ М. Рахимов в своем ежегодном послании депутатам Государственного Собрания РБ еще в феврале 1998 г. Ранее президент выражал сомнение в том, что республике нужен такой закон. Видимо, появились веские причины, добудившие его изменить свое мнение по данному вопросу, в числе которых могло быть и введение российских паспортов нового образца в конце 1997 г. без графы о национальности. В соответствии е постановлением Государственного Собрания РБ от 19 декабря 1997 г. до сих пор действует запрет органам внутренних дед на выдачу гражданам паспортов нового образца. Между тем бланки паспортов советского образца уже закончились, поэтому «паспортная проблема» для все большего числа граждан (достигших совершеннолетия, меняющих паспорт в связи с вступлением в брак, получающих гражданство РФ и пр.) становится головной болью. Этим людям вместо паспорта выдают так называемое временное удостоверение личности, которое, конечно же, не может в полной мере заменить основной документ.

В течение мая октября 1999 г. законопроект прошел в Законодательной палате Госсобрания РБ первое третье чтения и был передан на рассмотрение в Палату представителей. В ноябре 1999 г. верхняя палата парламента рассмотрела проект, но по неизвестным Причинам пока отложила его принятие. Скорее всего, из-за того, что в конце 1999 г. общественнополитическая ситуация в России была не самая походящая для этого в связи с намерением федеральной власти во главе тогда еще с председателем правительства РФ В. Путиным усилить роль Центра в жизни государства и ужесточить контроль над выполнением российских законов.

Анализ проекта закона показывает, что в нем имеются некоторые противоречия и несоответствия с федеральными законами, регулирующими вопросы гражданства РФ, что в случае принятия его в такой редакции может вызвать определенные правовые коллизии в отношениях Республики Башкортостан с федеральным центром. Например, в проекте закона говорится, что граждане РБ имеют и гражданство Российской Федерации, но граждане РФ, находящиеся на территории республики, не имеют гражданства РБ, а только пользуются правами и несут обязанности граждан Республики Башкортостан.

В нем также констатируется, что «Республика Башкортостан поощряет приобретение гражданства Республики Башкортостан лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства». Это положение противоречит ст. 71 Конституции РФ и ст. 22 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которая гласит: «Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики в составе Российской Федерации». По российскому закону следствием прекращения определенного гражданства является его отсутствие, а отсутствие гражданства Российской Федерации должно предполагать и невозможность получения гражданства Республики Башкортостан.

Необходимо отметить, что, несмотря на широкое толкование законопроектом республиканского гражданства, он не настолько радикален, насколько его хотели бы видеть некоторые лидеры башкирского национального движения. В частности, в проекте нет положений, учитывающих их требования об автоматическом предоставлении двойного гражданства этническим башкирам, проживающим за пределами Башкирии, а также поощрения их возвращения на историческую родину.

3. Закон «О языках народов Республики Башкортостан».

Еще один пример преобладания этнического подхода над общегражданским в национальной политике современной Башкирии — это принятие в феврале 1999 года закона "О языках народов РБ". Проект закона был внесен в парламент республики в порядке законодательной инициативы президентом РБ М. Рахимовым. Уже с момента своего появления и первого обсуждения (в декабре 1998 г.) в Госсобрании РБ законопроект, несмотря на замалчивание официальными СМИ республики этой темы, мгновенно вызвал реакцию общественности и, в первую очередь, национальных движений, позиции которых поляризовались. Особенно негативно отнеслись к проекту закона общественные организации татарского национального движения. В знак протеста против принятия закона это движение организовало пикет перед зданием Государственного Собрания РБ, который был разогнан милицией.

Примерно такой же была реакция на законопроект русского общественного объединения «Русь». Напротив, организации башкирского национального движения приветствовали принятие закона о языках в предложенной редакции.

Наибольшее недовольство татарских общественно-политических организаций вызвала 3 статья закона, в которой государственными были объявлены башкирский и русский языки. Эти организации потребовали предоставления статуса государственного также и татарскому языку. Дело в том, что по данным статистики башкирский язык в республике признают родным только около 16% населения. Тогда как татарский язык является родным для 30% населения, в т.ч. для более чем 20% башкир РБ. Татарское национальное движение Башкирии в своих требованиях нашло поддержку в  лице руководства Татарстана, которое открыто выступило в защиту языковых прав своих соплеменников в соседней республике. Во время обсуждения в парламенте Башкирии проекта закона о языках Государственный Совет Татарстана принял обращение к депутатам Госсобрания РБ, в котором выражалась надежда, что в принимаемом законодательном акте будет определен государственный статус языка татарского населения, составляющего значительную часть многонационального народа республики. Однако на данное обращение высшего представительного органа Татарстана башкирские парламентарии никак не отреагировали.

Как правило, государственный статус того или иного языка устанавливается конституцией. В Конституции РБ, принятой в 1993 г., никаких упоминаний о государственных языках республики нет. В данном случае, констатируя, что государственными языками в Республике Башкортостан являются русский и башкирский, закон не опирается на конституционные нормы.

Чем же было аргументировано решение руководящей элиты Башкирии о предоставлении статуса государственного только двум языкам?

Формально принятый закон основывается на реанимации решения Второго всебашкирского съезда советов 1921 г., провозгласившего государственными языками республики башкирский и русский. Однако это решение было принято в географических рамках так называемой Малой Башкирии, до присоединения к ней Уфимской губернии, составляющей 2/3 территории современной Башкирии. Вторым аргументом стало то обстоятельство, что государственный статус татарского-языка в пределах России уже определен в Республике Татарстан. Этот язык, как и язык чувашей, марийцев, мордвы и других народов, не может иметь статус государственного одновременно в двух субъектах Российской Федерации.

Однако есть более глубинные мотивы, которые побудили власти РБ подобным образом определить статус .языков:

Государственный статус дает право на ведение на этом языке делопроизводства в органах власти, выделение госбюджетных средств на СМИ, книгоиздание, образование и т.д. Естественно, предоставление статуса государственного татарскому языку могло означать сокращение государственных финансовых ресурсов для развития и функционирования башкирского языка.. .

Как известно, башкиры занимают третье место (22%) по численности среди населения Башкирии, заметно уступая русским (39%) и татарам  (29%). В западной же Башкирии (территория к западу от Уфы) татары составляют демографическое большинство населения, а башкиры здесь татароязычны. Предоставление государственного статуса, безусловно, способствовало бы усилению роли татарского языка в РБ и ускорило бы процесс формирования у татароязычных башкир татарской этнической идентичности, что в дальнейшем привело бы к еще большому разрыву в численном соотношении между башкирами и татарами. В свою очередь, значительный демографический перевес татар в Башкирии, особенно в западной ее части, мог бы усилить в среде татарского национального движения сепаратистские настроения.

Именно по вышеназванным мотивам в Башкирии в течение десяти лет ее суверенного развития законодательное определение статуса языков, в отличие от других республик в составе Российской Федерации, несколько раз откладывалось. Еще в 1990 г. Верховный Совет РБ попытался принять Декларацию о государственном суверенитете, в которой государственным языком провозглашался башкирский, а русский языком межнационального общения. Позже, в 1992 г. в парламент республики был внесен и обсуждался закон о языках (в нем статус государственного закреплялся за башкирским и русским языками). Обе попытки в те годы закончились неудачно, т.к. вызвали резкий протест татароязычной общественности Башкирии. По этой же причине статус языков не был определен в Конституции РБ, принятой в декабре 1993 г.

Второй нормой закона «О языках народов РБ», вызвавшей протест прежде всего русскоязычной общественности республики, стало содержание статьи 13, в которой вводится требование сдачи квалификационных экзаменов на владение государственными языками для кандидатов на должность президента РБ. Однако, согласно данным последней (1989г.) переписи населения, башкирским языком владеют 0,2% русских республики и столько же татар, а для 5% башкир родным языком является русский. В свою очередь, 75% башкир с родным башкирским свободно владеют русским языком.

Необходимо также признать, что во всех остальных случаях закон довольно либерален. В нем гарантируется возможность широкого использования всех языков, в т.ч. в сфере государственной жизни, поддержка их со стороны государства. Согласно тексту закона, все языки, на которых говорят жители Башкирии, равны, но все же два из них «равнее».

В чем же причина столь упорного проталкивания президентом РБ, а за ним и депутатами Госсобрания республики закона о языках в подобной редакции? Почему был принят закон, очевидно не учитывающий сложившуюся в республике языковую ситуацию, несмотря на наличие предыдущего негативного опыта и угрозу ухудшения отношений с Татарстаном? На наш взгляд, у руководящей элиты РБ для принятия такого решения могли быть несколько причин. Самая главная из них — это то, что с принятием закона о языках подводится правовая база под статьи законов «О президенте РБ» и «О выборах Президента РБ», которые требуют от кандидата на пост президента республики знания башкирского и русского языков. Именно отсутствие закона о языках было одним из главных оснований для решения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. о неправомерности положений по языковому цензу в вышеупомянутых правовых документах РБ. Установив языковой ценз, руководящей политической элите Башкирии удастся значительно сузить круг претендентов на пост президента республики.

4. Этническое представительство в органах государственной власти — важнейшая составляющая национальной политики.

Государственное регулирование межэтнических отношений, в т.ч. воздействие на этнический состав государственных органов, практически полностью проводится исполнительной властью. В связи с этим в осуществлении национальной политики в РБ и, в первую очередь, кадрового аспекта, очень высока роль субъективного фактора — многое зависит от степени этнической ориентации, межнациональной культуры и происхождения того или иного чиновника. Поэтому в данной сфере общественных отношений в РБ решающее значение имеет национальный состав кадров высших исполнительных структур государственной власти: Администрации президента, Кабинета министров, глав администраций городов и районов.

Анализ кадрового состава высшего руководства республики показывает явное преобладание титульной национальности над другими этническими группами (см. таблицу 1).

В республике этнический фактор является наиболее действенным рычагом резкого "сужения" социальной базы потенциальных претендентов на высшие государственные посты. На этом еще кадровый отбор не завершается, на теневом уровне срабатывают субэтнические, земляческие и клановые признаки . Например, из четырех человек в составе высшего руководства республик три наиболее влиятельных лица республики, в руках которых сконцентрирована практически вся полнота власти, происходят из юговосточной Башкирии: президент, премьер-министр и глава администрации президента. Если президент РБ обладает практически неограниченной властью, в т.ч. оказывает решающее влияние на законотворческую деятельность высшего представительного органа республики, то глава администрации президента отвечает за подбор кадров (глав администраций городов и районов, министерств и ведомств, судей, руководителей государственных предприятий и учреждений), а роль премьер-министра велика в хозяйственной жизни, он обладает значительными экономическими рычагами.

Таблица 1

Национальный состав исполнительной власти Республики Башкортостан в начале 2000 г., %*

Националь

ность




Реклама
В соцсетях