Формирование описанных выше социальных структур и иерархий по национальному или этническому признаку приводит к взрывоопасным ситуациям в разных регионах России, накаляет межнациональные отношения, порождает стойкие негативные национальные стереотипы и недоверие у людей разных национальностей. Проблема борьбы с бюрократическими структурами, связанными с организованной преступностью, выходит на одно из первых мест.
После распада СССР конфликты не обошли стороной и саму Россию. Она
столкнулась с необходимостью разрешения споров и противоречий между
центром, с одной стороны, областями и краями – с другой , а также между
субъектами федерации. Ряд из этих конфликтов вылились в вооруженные
столкновения и даже в военные действия, в частности, в Кавказском регионе.
Карабахский кризис явился огромной проблемой для России и в военном, и в
моральном, и в экономическом плане. С самого начала непросто стали
строиться отношения между союзными республиками СССР, ныне – независимыми
государствами. Между ними возникло немало острых конфликтных ситуаций, хотя
до силовых решений дело не доходило. Далеко не всегда субъекты , или
участники, конфликта – и прямые и косвенные – очевидны. Не случайно при
урегулировании конфликта зачастую возникает проблема, с кем начинать этот
процесс. Например, в конфликте в Нагорным Карабахе азербайджанская сторона
с самого начала рассматривала Армению ка непосредственного участника
конфликта и долгое время отказывалась вести переговоры с представителями
Нагорного Карабаха, не видя в нем самостоятельного субъекта. В свою
очередь, армянская сторона и Нагорный Карабах настаивали на полноправном
участии представителей Нагорного Карабаха в переговорах по урегулированию.
Касаясь этого судьбоносного для многих народов вопроса, А.И. Солженицын
пишет «Не забудем и как безответственно небрежна была советская прометка
границ… Да ведь в те годы считалось: это совсем не важно, где границы
проводились, еще немножко, вот-вот, и все нации сольются в одну.
Проницательный Ильич первый назвал вопрос границ «даже десятистепенным».
(Так Нагорный Карабах отрезали к Азербайджану, какая разница – куда, в тот
момент надо было угодить сердечному другу Советов – Турции). /Солженицын
А.И. Как нам обустроить Россию. Литературная газета. 1990.18 сентября/.
Выявление участников конфликта не сводится лишь к вопросу о том, с кем вести переговоры по урегулированию конфликта. Оно имеет и более глубокие основания, а именно, чьи интересы и потребности необходимо учитывать при урегулировании конфликта.
Обычно конфликтные отношения являются продолжительными и нередко окрашиваются в крайне враждебные тона. В случае кратковременного ухудшения отношений разногласия, споры, инциденты, иногда весьма серьезные, зачастую возникают даже между союзниками, но все же они не представляют реальной угрозы для отношений сторон в целом. Выбор мирного пути их разрешения в общем-то очевиден. Степень враждебности сторон, находящихся в конфликтных отношениях, может быть различной. Различным может быть и то, какие сферы и насколько полно охватывают подобными отношениями. Иногда конфликтные отношения оказываются настолько значительными, что пронизывают все области отношений между сторонами.
Права человека универсальны. Соблюдать эти права – обязанность любого государства. Однако, что касается нашей страны, то не должно быть противопоставления коллективных прав индивидуальным правам человека. В странах Запада исторически оказались уничтоженными многие самобытные этносы. Россия же, русский народ сохранили все живущие на огромной территории этносы. В связи с этим в России остается актуальной проблема защиты прав народов, в первую очередь малочисленных, и гарантии этих прав наряду с гарантиями прав каждого человека.
В настоящее время сохраняется достаточно высокий уровень напряженности в
межнациональных отношениях. К счастью, не сбылись прогнозы относительно
новых «горячих» точек, узлов конфликтов в тех или иных регионах.
Национальная напряженность уступила первенство социальной напряженности
.Межэтническая напряженность растет и на личностном и на институциональном
уровнях. Вынужденная миграция русских не из ближнего уже зарубежья , а из
республик в составе РФ нарастает, достигнув десятков тысяч. К сожалению,
чужие ошибки никогда и ничему не учат. В этом убеждают командировки в зоны
межэтнических конфликтов бывших республик Союза, в частности Закавказья, а
так же в регионы Северного Кавказа. Вновь и вновь лидеры национальных
движений вовлекают тот агрессивный потенциал, который накопился в обществе
из-за экономической и социально-политической нестабильности. И этот
агрессивный потенциал прежде всего направляется в русло межэтнической
напряженности. По-прежнему этно- национальные отношения остаются сложными и
конфликтогенными. Множество национальных проблем порождено
противоречивостью двух изначально заложенных в основу государственного
устройства Российской Федерации принципов: национально – территориального и
административно – территориального. Причиной конфликтов является разделение
жителей республик на представителей так называемых «коренных» и
«некоренных» национальностей. Во многих регионах этнополитическая
обстановка осложняется из-за притока беженцев и вынужденных переселенцев.
Сохраняются определенные болевые точки межнациональных отношений, регионы
острых кризисных ситуаций (зона Северной Осетии и Ингушетии, Чечня),регионы
потенциальных острых кризисных ситуаций (Северный Кавказ в целом,
Краснодарский и Ставропольский края)
Межнациональные противоречия и конфликты на территории Пермской области
Урал всегда славился своим гостеприимством. Суксунский район занимает особое место среди всех территорий Прикамья. Именно Суксунская земля славится красотой природы и трудолюбием живущих на ней людей. В мире и согласии уживаются в Суксунском районе татары и башкиры, грузины и украинцы, русские и марийцы. История Суксуна не помнит каких- либо этнических конфликтов между ними. В незапамятные времена советской государственности на эту землю приезжали многие народы на заработки. Всем хватало места на Суксунской земле, многие из приехавших осели в этих краях на постоянное место жительства. Жителям Суксунского района с инородцами , прибывшими к ним с сиром и добром , делить нечего , всем хватит места и тепла, лишь бы приезжие относились к суксунцам по-доброму, привозили с собой мир и согласие.
Местная администрация всегда обращала особое внимание на межнациональные
отношения. Не оставалась в стороне и администрация области, оказывавшая
содействие действующей в районе «Программе поддержку и развития
национальных культур». Заместитель главы города Г. Собакина отмечала, что
работу по возрождению народных традиций в районе координируют три центра:
русский, татарский и марийский. Руководители Татаро-башкирского центра Ш.
Мухутдинов, Русского центра А. Булатова, Центра марийской культуры Л.
Николаева помогали администрации организовывать национальные праздники,
были частыми гостями на различных встречах активистов общественных
организаций в Прикамье и за его пределами. Летом в районе действовал
фольклорный лагерь, В местной газете «Новая жизнь» постоянно подчеркивалась
многонациональность района.
Вернувшись с общероссийского молодежного форума «Ассамблея районов
России» , делегат от района отмечала необходимость того, чтобы молодежь как
можно активнееe участвовала в создании молодежных объединений, справедливо
считающих, что самоопределение народа – это не право на замкнутость внутри
своих этнических групп , а возможность самовыражения , развитие своей
культуры в многонациональном обществе. В пример ставилась Удмуртия , где
очень много молодежных национальных объединений , направленных отнюдь не на
борьбу против «инородцев» , а проповедающих основы дружбы народов
многонациональной России.
Межнациональный мир в районе удавалолсь сохранять с 1992 года . Тот год , пишет «Новая жизнь» , памятнен всем жителям поселка. Конфликт тогда разгорелся между коренными суксунцами и грузинами. Причиной эксцесса называлась следующая: «…гости почувствовали себя вольготно , захотели стать хозяевами жизни». К счастью , тогда все обошлось без тяжких последствий, благоразумие посетило обе стороны.
А складывающаяся ситуация такова , что может повториться неприятное прошлое.
По разным причинам прибыли на территорию Суксунского района жители
Чеченской республики , входящей в состав Российской Федерации. Суть не в
том , кто из них и зачем сюда приехал , где живет , в Суксуне или на селе.
Важно то , что все должны жить , как законопослушные и добропорядочные
граждане.
Толи возрождение национальной культуры не пошло впрок , то ли за тремя
национальными группами забыли об остальных , но в начале 2000 года перед
местными властями встал чеченский вопрос.
Поэтому , видимо , не случайно появилось заявление жителей поселка Суксун
, адресованное депутатам Земского собрания Суксунского района , под которым
стояло 50 подписей. В нем говорилось: «За 2000 год совершен ряд
противоправных действий лицами чеченской национальности…» , далее
приводились фамилии потерпевших , обратившихся в Суксунский РОВД , где им
было отказано в возбуждении уголовного дела.
В данном заявлении жалобы на постоянные разборки чеченцами в пьяном виде в общественных местах , что угнетает жителей района и они обоснованно опасаются за свое здоровье и жизнь. Выступившие от имени большинства жителей заявители просят разобраться в сложившейся ситуации , в противном случае не исключают возможности стихийных разборок и самосудов.
Газета «Новая жизнь предоставила слово заместителю начальника Суксунского
ОВД Сергею Сабурову. Он признает неслучайность того , что появилось это
заявление . Предполагается , что чашу терпения жителей поселка переполнила
трагическая гибель суксунца Тихомирова . Майор милиции приводит статистику
и разбирает конкретные случаи , показывая , что в каждом из них виновные
уходили от ответственности на вполне законных основаниях . Либо они
попадали под амнистию , либо привлекались к административной
ответственности , либо потерпевшие забирали свои заявления «в связи с
примирением» . Руководство РОВД заявляет , что полностью воспринимает
критику жителей Суксуна по поводу панибратского отношения некоторых
работников ГИБДД к правонарушителям – чеченцам и заявляет , что будет это
пресекать. Заместитель начальника Суксунской милиции призывает
представителей чеченской национальности уважать покой живущих рядом и
взаимно уважать друг друга . В этой ситуации особо важно найти решение ,
приемлимое для обеих сторон .
Средства массовой информации Прикамья постоянно знакомят жителей нашей области с произошедшими межнациональными конфликтами, путями их урегулирования, с планами областной администрации в области преодоления возникших разногласий.
Климов А. Искусство возможного.//Пермские новости. 1999 г.-20 авг.
Чтобы и дальше проводить взвешенную политику в национальном вопросе,
администрация области совместно с рядом общественных национальных центров
разработала и внесла в областной парламент проект целевой комплексной
программы по гармонизации национальных и межнациональных отношений. Однако
на июльском заседании Законодательного Собрания едва не вышел конфуз.
Программу в первом чтении (т .е .в принципе) одобрили в третьем заходе.
Справедливые, в принципе, замечания отдельных депутатов по тем или иным
разделам программы и ее названию не привели к срыву итогового голосования.
Слава богу, у областных депутатов хватило ответственности не давать козырей
политическим экстремитстам. Сейчас необходимо найти и заложить в
соответствующие бюджеты финансовое обеспечение программы. Так как средств
этих много не предвидится, важно очень тонко расставить приоритеты, чтобы и
дело сделать, и никого не обидеть.