Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом?
«ЕВРОПА ДЛЯ МУСУЛЬМАН – постоялый двор или отчий дом?»
В сознании абсолютного большинства людей существует резкая граница между западным миром и Востоком, как у Р.Киплинга:
«Запад есть Запад. Восток есть Восток»
Запад, в представления среднего обывателя, - это этакий колосс, устойчивый, регулируемый отлаженной системой законов и традиций, развивающийся по научно выверенным моделям развития, обеспечивающий стабильную жизнь своим согражданам.
В свою очередь, Восток воспринимается как совершенно иной мир, мир
социальных контрастов, полный экзотики, непостижимости для европейской
.логики, имеющий мало общего с западным укладом жизни. .Для пресловутого
западного обывателя он представляет интерес лишь с точки зрения
туристического объекта, правда, иногда довольно опасного: то эпидемии, то
войны...
Запад традиционно относится к востоку снисходительно и высокомерно, различая его как сферу своих стратегических интересов: нефть, газ, дешевая рабочая сила.
Восток же испытывает к Западу более сложные чувства, которые в
основном определяет комплекс бывших колоний, а также стремление подражать
Западу.
Если сейчас пройти по улицам западных городов, мы обнаружим
удивительное явление: кажется, что белые люди растворены в океане цветных.
В Германии то и дело встречается мечети (за последние 15 лет здесь их
построено более 10000), восточные базары, целые кварталы, где ты слышишь
исключительно арабскую или турецкую речь, а возглас «Аллах акбар!» стал
самым известным. Ту же картину можно наблюдать во Франции, странах
Бенилюкса, США. И с каждым годом количество Востока в пределах Запада
растет по экспоненте.
Исламский фактор стал определять очень многое в современной жизни западных
государств.
В настоящее время, возможно, речь идет о втором нашествии арабов.
Я обратил внимание на то, что в последнее время появляется все больше
я больше сообщений и публикаций на тему исламизации Европы и Северной
Америки. Возможно, аналогом этих процессов является проникновение
представителей кавказских национальностей в Европейскую Россию.
Так что же собою являет исламский фактор и какие последствия грозят
Западу?
Итак, что же собой являет исламский Фактор, я как идет процесс исламизации?
Рассмотрим этот вопрос на примере отдельно взятой страны, например,
Франции.
В самом сердце французской столицы, на острове Ситэ, вашему взору
открывается знаменитый собор Парижской Богоматери - памятник средневекового
католического зодчества. Но стоит вам сесть на метро и через четверть часа
выйти на станции «Барбес Рошешуар», и, побродив по кварталу, вы скоро
ощутите атмосферу... мусульманского города. Вот, по улице идет группа
смуглых женщин в традиционных платках и длинных просторных платьях. Вот
магазинчик, вывеска над которым, написанная по-арабски не оставляет
сомнений: он предназначен для мусульман, желающих купить мясо, разрешенное
в пищу согласно шариату. А вот исламская книжная лавка. Впрочем, здесь
можно приобрести литературу религиозную -от Корана до трудов аятоллы
Хомейни, - и не только, но и четки, молитвенные коврики на любой вкус,
календари, украшенные кораническими изречениями или изображениями святой
Каабы, а также кассеты с записями проповедей самых популярных мусульманских
шейхов...
В конце 1994 года весь мир был взбудоражен сообщением о захвате исламистами самолета авиакомпании «Эир-Франс» в алжирском аэропорту. Однако наибольший резонанс этот инцидент вызвал во Франции, и отнюдь не только потому, что речь шла о французском авиалайнере. Дело в том, что за истекшие два десятилетия «присутствие» ислама в этой стране стало реальностью, с которой приходится считаться и обществу, и государству. И неудивительно, что каждый очередной акт исламского терроризма заставляет Французов с напряжением следить за настроениями в местной, весьма многочисленной мусульманской общине...
Сколько всего мусульман живет сегодня во Франции? Точная статистика на этот счет отсутствует хотя бы потому, что с 1968 года в переписях населения запрещено - во имя строгого соблюдения принципа светского государства - указывать конфессиональную принадлежность жителей страны. Специалисты, однако, называет приблизительную цифру в три миллиона человек.
Трехмиллионное мусульманское население Франции можно разделить на две большие группы: иммигрантов-иностранцев и т.н. «французских мусульман».
Подавляющее большинство иммигрантов составляет выходцы из бывших французских колониальных владений в Африке. Это прежде всего алжирцы (как арабы, так и бербероязычные кабилы), тунисцы и марокканцы, а также граждане из стран «черной» Африки - Сенегала, Мали и др.
Значительная часть «мусульманской» иммиграции представлена выходцами из арабских, стран Ближнего Востока (прежде всего Ливана и Сирии); в стране также имеются более или менее крупные общины пакистанцев, иранцев, турок и курдов.
Что касается «французских мусульман», то они подразделяются на три категории: «арки» (искаженное арабское «хараки»), «беры» и собственно французы-европейцы, по тем или иным причинам принявшие исламскую веру.
Название «арки» исторически закрепилось за теми алжирцами, которые в
годы войны за независимость (1954-1962) служили в частях французской
«вспомогательной полиции» («харака»), в учреждениях колониальной
администрации. В 1962-1963 гг. вместе с 900 тысячами «черноногих» -
европейских колонистов, осевших во французском Алжире, в метрополию
переселились около 20 тысяч «арки» со своими семьями. Им было предоставлено
французское гражданство. В настоящее время «арки» и их потомков, по
официальным данным, насчитывается около 450 тысяч человек.
Слово «бер» - современного происхождения. На молодежном жаргоне,
распространенном в парижских предместьях, оно означат «араб» и изначально
было презрительной кличкой «французов в первом поколении» - детей арабских
иммигрантов, преимущественно из стран Магриба. Со временем это слово
утратило былое значение и фактически превратилось в самоназвание для
значительной части французских мусульман. Быстрому росту численности
«беров» способствовал принятый во Франции в 1974 году, в условиях
экономического кризиса, закон об ограничении трудовой иммиграции, и
результате магрибинцы, в прошлом регулярно приезжавшие на заработки в
бывшую метрополию и опять возвращавшиеся в свои страны, поменяли «тактику».
Они старались остаться во Франции всеми правдами и неправдами и
воссоединиться со своими семьями - это не воспрещалось согласно принятому
закону. В соответствии с французским законодательством, их дети уже
«автоматически» получали право на французское гражданство, что давало им
неоспоримые социальные и экономические преимущества.
Что касается обращения французов в мусульманскую веру, то это явление
получило распространение лишь после бурных событий весны 1968 года, т.н.
«парижской весны», на фоне кризиса ценностей, охватившего тогда все
французское общество. Точная численность этой категории французских
мусульман, в массе своей глубоко верующих и соблюдающих обряды исламской
религии, неизвестна. По разным источникам, она колеблется от 30 тысяч до
300 тысяч.
На территории Франции мусульманское население проживает неравномерно.
В целом география его расселения совпадает с географией магрибинской
трудовой иммиграции. В Париже имеются отдельные кварталы, где численность
мусульман относительно велика (Барбес и Бельвиль). То же можно сказать о
промышленных предместьях французской столицы. Однако лидирующие позиции в
этом отношении занимают такие департаменты, как Марсель, Лион и Лилль.
По числу последователей ислам является во Франции второй религией
после христианства. Тем не менее как религиозный, социально-культурный и
политический феномен ислам заявил здесь о себе сравнительно недавно. Так,
до середины 70-х годов во Франции действовало не больше десятка мечетей, а
в результате массового «оседания» во Франции рабочих иммигрантов из стран
Магриба, их количество выросло в 700 (!) раз.
На некоторых кладбищах были отгорожены специальные «мусульманские»
участки; в городских кварталах, как грибы после дождя, стали открываться
лавки по продаже «халяльного» (от арабского «ха-ляль», обозначающего все
«разрешенное» согласно нормам шариата) мяса, колбас и т.д., а также
исламские книжные и сувенирные лавочки.
Все эти видимые признаки «рождения» ислама во Франции, христианской,
преимущественно католической стране, где до сих пор всеми правами
«признанного» конфессионального меньшинства пользовалась лишь иудейская
община, естественно, не могли не вызвать широкого общественного резонанса.
Если в 70-е годы во Франции давал о себе знать антиарабский расизм, ставший неотъемлемой частью «идеологии» и практики ультраправых националистических движений, то уже в начале 80-х годов многие заговорили об «исламской угрозе». Иранская революция и общий подъем исламистских движений в мусульманском мире, с характерной для них антизападной направленностью, благоприятствовали распространению в стране если не откровенно враждебного, то, во всяком случае, подозрительного отношения к исламу как к реальному или потенциальному носителю интегризма, несовместимому со светскими традициями Франции.
В начале 90-х годов успех Исламского Фронта Спасения (ИФС) в Алжире, вскоре приведший к ожесточенному столкновению между Алжиром режимом и вооруженными группами исламистов, придал в глазах французской общественности особую остроту проблеме «исламского интегризма», прежде всего, в связи с наличием среди мусульман, живущих во Франции, групп, симпатизирующих ИФС или связанных с ним.
Вообще факт тяготения мусульман Франции к странам своего происхождения, а, следовательно, возможность для различных государств исламского мира использовать общины своих соотечественников (в том числе и по «религиозным каналам»: финансирование мечетей, религиозных организаций и ассоциаций, издание брошюр и книг и т.д.) в собственных политических целях воспринимается властями как серьезная проблема.
Этнокультурные различия, с одной стороны, и ориентация на различные государства и существующие политические модели мусульманского мира, с другой, позволяют выделить внутри современного «французского ислама» три основных течения, а также ряд второстепенных.
«Магрибинский ислам» представлен во Франции, в силу исторических причин, наиболее широко. Помимо «арки» и «беров», в стране проживают 800 тысяч алжирцев, 450 тысяч марокканцев и 200 тысяч тунисцев. В Магрибе распространен суннитский ислам маликитского толка, считающийся самым стрдгим после ханбалитского. Это накладывает определенный отпечаток на характер религиозности выходцев из стран Магриба, где наименее грамотные слои населения сохраняют приверженность «народному исламу», с его культом святых, авторитетом «святых» шейхов-марабутов и т.д.
Молодое поколение мусульман - выходцев из Магриба и образованные слои населения является более «секуляризованными»: не будучи в большинстве своем практикующими верующими, они смотрят на ислам как на основу собственной культурной принадлежности.
В формировании облика «магрибинского ислама» участвуют три страны региона - Алжир, Марокко и Тунис.
Алжир пытается распространять свое влияние на весь «контингент» магрибинских иммигрантов во Франции и на их потомков. Эта его претензия на роль «исключительного представителя» мусульман во Франции фактически поддерживается французскими властями.
Выходцы из Марокко, большая часть которых входит в «Содружество марокканских рабочих и коммерсантов», контролируют значительную часть мечетей во Франции.
Среди мусульман, приехавших из Туниса, наиболее влиятельны исламистские движения, идеи которых пользуются популярностью, главным образом, у представителей иммигрантского «среднего» класса.
Страницы: 1, 2