Абсолютная монархия.
(В Англии-с XVI-XVII в., в о Франции - XVI-XVIII в., в Германии – с XVII-XVIII в., в России – при Петре I и Екатерине II).
Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов.
Аристократическая республика.
Высшими органами власти и управления были городские советы, в состав которых входили в основном представители городской знати. Каждый город – республика имел свое: войско, во главе которого нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, управленческий аппарат, обычаи и законы, суверенную власть и денежную систему. Решающее место в управлении государства принадлежала советам.
3. Формы правления капиталистического государства.
Капиталистическому государству свойственны 2 основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика.
Конституционная монархия.
Она является результатом эволюции абсолютной монархии, при котором верховная власть принадлежит неограниченно царю, результатом приспособления данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.
Конституционная монархия делится на 2 вида:
1)парламентарную; 2) дуалистическую.
Парламентарная монархия.
Правительство формируется партией, которая получила большинство голосов в парламенте. Лидер партии становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной. Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной стране (Великобретания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия).
Дуалистическая монархия.
Власть практически разделена между правительством и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Это свидетельствует о слабости буржуазии, о ее вынужденном делении государственной власти с феодалами. Эта форма правления существовала в кайзеровской Германии(1871 – 1918), в Эфиопии, Иране и др.
Высшей формой правления буржуазного государства считается:
Республика.
Она делится на парламентарную и президентскую республику.
Парламентарная республика.
Отличительными чертами является: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентерской основе из числа лидеров политической партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, или специальной коллегией, образуемой парламентом. Здесь глава государства не играет существенной роли. Правительство формируется и возглавляется премьер – министром. (Австрия, ФРГ, Италия, Швейцарии).
Президентская республика.
Характеризуется сосредоточением сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента (США, Франция).[5]
4. Классификация государств по форме правления.
В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация по форме правления государства, опирающаяся на признаки собственно формы.
Выделяются 3 главные формы правления: монархическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (много властная).
Монократическая форма.
Главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица (абсолютная монархия в стране Осман, фюрера в фашистской Германии, “пожизненного президента” Иди Амина (в прошлом) в Уганде), принадлежит коллегии ( военно – революционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ) или конституционной может быть провозглашено, что вся власть принадлежит совета (на доле – партийно – государственной номенклатуре в СССР).
При данной форме разделения властей отвергается, в государственном управлении существует «сверхцентрализация», местное самоуправление не признается законом или фактически отсутствует, в государственном режиме доминируют методы принуждения, права человека не признаются или нарушаются в массовом порядке. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда – с закреплением государственной религии.
Как видно из примеров, монократическая форма правления может существовать в странах, различных регионах, значительно отличающихся по уровню экономического и культурного развития. Такая форма может иметь следующие разновидности:
1) теократическая (Саудовская Аравия);
2) экстремистская (фашистская и др.);
3) милитаристская (правление военного центра);
4) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
Поликратическая форма.
Является полной противоположностью монократической. Здесь существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией участием граждан в управлении государством, поисками консенсуса и кампромисов, гарантиями прав граждан. Эта форма так же может существовать в странах различного уровня развития (Индия, США). Поэтому она имеет свои разновидности: традиционную и постсоциалистическую, которые находятся только в стадии становления.
Сегментарная форма.
Это промежуточная форма (др. – греч. сегмент – отрезок целого). Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Роль судов традиционна, слаба, а парламент принижен. Прав человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Эта форма так же имеет свои разновидности. Так, сегментарная форма правления в Венесуэле и Египте или Марокко и Иордании существенно различаются. В некоторых странах эта форма сравнительно либеральная, в других – более авторитарная.[6]
5. По государственно-территориальному признаку
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Две основные формы территориального устройства государства: унитарная и федеративная. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания – многонациональна.
Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированны на выполнение решений центра. В децентрализованных – крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка etc. В отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограниченны, что ставит их в сильную финансовую зависимость перед центром.
6. Федерация и конфедерация
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны etc), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.
По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, региональными, лингвистическими etc особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и др. интересов меньшинств для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть к управлению гражданами.
Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенции, – в различных странах по разному делится между центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также, обычно, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель etc.
Члены федерации – соучастники общего суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков etc.
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решения лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.
Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной ветвей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правого государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в результате всего выше изложенного, можно сделать вывод, что в истории существовало, а некоторые и существуют и по сей день, 3 типа государства, которые существенно различались между собой формами правления. Условно все формы правления можно поделить на 2 вида: монархию и республиканскую форму. Однако в разные периоды исторического времени каждая из этих форм имела свою специфику. Всю сложность и особенности разделения данных форм можно увидеть в Приложении №1.
Так же в этой работе нами была приведена совершенно новая классификация государств по форме правления. Эту классификацию в упрощенном виде можно рассмотреть в Приложении №2, из которого видно, что все государства в настоящее время делятся на 3 вида, каждый из которых, в свою очередь делится на свои подвиды. Более подробно с этой классификацией можно познакомится в соответствующей главе данной работы.
И в заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на множество форм монархического и республиканского правления, в основе все же остаются их характерные черты и особенности, т.е. коренным образом в результате преобразований эти формы не меняются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. – 389 с.
2.История государства и права зарубежных стран. / Отв. ред. Жидков О. А., Крашенникова М. А. – М., 1996. – 450 с.
3.Общая теория права и государства: Учебник \ Под. ред. Лазарева В. В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ. – 2001. – 517с.
4.Общая теория государства и права: Академическииий курс. / Отв. ред. Марченко М. Н. – 1том. – М.: ЗЕРЦАЛО. – 1998. – 4008 с.
5.Теория государства и права: Учебник / Под. ред. Рассолова М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. – М.: Закон и право. – 2001. – 540 с.
[1] Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В. В. Лазарева. – М.: ЮРИСТЪ., - 2001. – С. 352.
[2] Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., пере раб. И доп. – М.: ЮРИСТЪ. – 2001.- С. 355.
[3] История государства и права зарубежных стран. / Отв. ред. О. А. Жидков, М. А. Крашенникова. – М., - 1996. – С.14.
[4] Античная демократия в свидетельствах современников. – М.,-1996. – С.101.
[5]Общая теория государства и права. / Под. ред. М. Н. Марченко. – 1 том. – М.:ЮРИСТЪ. – 2001. – С. 355.
[6] Теория государства и права: Учебник / Под. ред. М. М. Рассолов, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М.: Закон и право, - 2001. – С.540.
Страницы: 1, 2