Формы политического процесса

Формы политического процесса












Реферат

"Формы политического процесса"


Революция


Революции всегда сопровождали развитие человечества, но особое значение они приобрели в последние два столетия. Неудивителен поэтому интерес к этой форме политического процесса со стороны ученых-политологов. В политологии существуют разные теории, которые стремятся понять их смысл, причины возникновения, ход и результаты революционного процесса.

Наиболее распространенным (в том числе и в западной литературе) остается понимание феномена революции, данное К. Марксом. Революция трактуется марксизмом как результат конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Противоречия такого рода в общественном развитии всегда выступают в роли повивальной бабки при рождении нового строя, при переходе от низшей к более высокой общественной формации. При этом наряду с объективными факторами (историческая необходимость) выступают также субъективные (организованность пролетария та). Должно ли революционное разрешение классовых противоречий носить насильственный характер, или возможны мирные пути к социализму? Прямого ответа на этот вопрос в работах К. Маркса нет. Однако его последователи (особенно большевики России) обычно ссылались на недвусмысленные высказывание Ф. Энгельса о том, что революция - акт, с помощью которого одна часть населения навязывает свою волю другой части с помощью винтовок, пушек и штыков. Чем отличается пролетарская революция от всех предшествующих, так это тем, что означает не смену господства одной группы, представляющей меньшую часть населения, другой, столь же незначительной по численности группой, а приводит к власти ранее эксплуатируемое и угнетенное громадное большинство в форме диктатуры пролетариата и тем самым ликвидирует все массовые противоречия.

Современное западное обществознание вносит существенные поправки в такую трактовку. Соглашаясь, что революции являются следствием политического развития, западные социологи и политологи отказываются признавать фатальную неизбежность, как и телеологическую предопределенность исторического процесса к заранее поставленной цели. Сама по себе революционная ситуация носит "открытый" характер и не всегда завершается революционной ломкой. Не все революционные взрывы или революционные преобразования заканчиваются успешно (революция в Мюнхене в 1919 г., революция в Никарагуа, победившая в 1978 г., но отступившая перед экономическими и другими непредвиденными трудностями). Последствия революции вообще невозможно оценить за короткий срок.

Революция определяется в политологии как успешное свержение правящей элиты новой элитой, главным образом, с помощью силы и путем мобилизации народных масс, при этом переход власти к новой элите сопровождается фундаментальным изменением социальной структуры и структуры господства.

Одной их современных попыток объяснить феномен революций является концепция Ч. Джонсона, который опирается в своих построениях на теорию Т. Парсонса об обществе как саморегулирующейся системе, то есть системе, которая реагирует на изменения перестройкой своих институтов для поддержания равновесия между ними я сохранения эффективности. В случае неспособности общества преобразовать свои институты в соответствии с происходящими изменениями (внутренними и внешними - указывает Ч. Джонсон, - общественная система вступает в положение нестабильности (утраты равновесия). Именно эта нестабильность является необходимым условием для возникновения революции. Главным источником нестабильности, по его мнению, выступает разбалансирование связей между основными культурными ценностями общества и системой экономического производства. Нестабильность вынуждает массы искать новых лидеров, в то время как существующие власти утрачивают поддержку преимущественной части населения. Революция в таких условиях возможна, но не неминуема. Власти могут опередить или разгромить выступления оппозиции, использовав силу. В этом случае дело идет к установлению полицейского государства, которое опирается на вооруженные силы.

Однако управление обществом исключительно с помощью силы не может быть длительным. Если изменения в обществе настолько глубоки, что задевают его фундамент, вооруженные силы сами начинают утрачивать лояльность в отношении правительства. Процесс этот может быть ускорен некоторыми причинами, главной из которых является поражение в войне (например, Россия накануне революции 1905 г). Утрата поддержки армии делает правительство неспособным контролировать ситуацию, и страна оказывается охваченной революционным шквалом. Новый режим, который устанавливается в ходе революции, осуществляет реформы и возвращает общество к новой форме равновесия.

Еще одна современная концепция революции изложена в работе Ч. Тилли "От мобилизации к революции", в которой автор рассматривает революцию как одну из форм протеста и насилия. В соответствии с теорией Ч. Тилли, социальные движения как способ мобилизации групповых интересов возникают тогда, когда люди не имеют институционализованных способов для выражения своей воли, когда их требования не берутся во внимание, а выступления (даже ненасильственные) прямо душатся государственными властями.

Изучив огромное количество инцидентов, которые имели место в Западной Европе с 1800 года, Ч. Тилли поставил вопрос: как и когда коллективное действие становится насильственным? Его ответ: насилие, чаще всего, - это ответ на репрессии со стороны властей. Современный европейский опыт, считает автор, убеждает, что "репрессивные силы сами по себе являются наиболее последовательными инициаторами и исполнителями коллективного насилия". Революционные движения, согласно Ч. Тилли, - это тип коллективного действия в условиях, когда правительство по тем или другим причинам утрачивает полный контакт с обществом. Подобная ситуация может быть следствием внешней войны, внутренних политических столкновений или их комбинации. Осуществится революция или нет, зависит от того, насколько официальные структуры сохранили контроль над вооруженными силами, существуют ли конфликты внутри правящих групп, а также от уровня организации движений протеста, которые стремятся захватить власть.

Как видим, авторы всех приведенных выше концепций единодушны во мнении: революции представляют собой способ разрешения внутренних конфликтов, которые являются следствием глубинных социально-экономических процессов. Одной из наиболее ярких и глубоких работ, посвященных анализу сущности, причин и следствий революции в истории человечества, является работа П. Сорокина "Социология революции". Главными причинами революционных изменений П. Сорокин называет комплекс условий, которые выстраиваются в причинную цепочку. Непосредственным условием любой революции, считает он, всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения. Цепочка предреволюционных предпосылок длинна, она складывается из большого числа конкретных причин, которые в сумме своей делают революционные выступления неминуемыми.

Важнейшей из этих причин является голод (подавление инстинкта пищеварения), невозможность удовлетворить потребности в жилье, одежде даже в минимальном объеме, господство бедности и нищеты одних на фоне благоденствия других, деспотические экзекуции, массовые убийства, кровавые зверства правящего режима (подавление инстинкта самосохранения), преследование религиозной секты, партии, надругательство над святынями. Среди других причин революций П. Сорокин называет подавление инстинкта самовыражения, угнетение потребности в свободе и ряд других. При этом репрессии со стороны властей должны носить не выборочный, а всеобщий характер. Необходимым условием революционного взрыва является также состояние социальных групп, Которые выступают на страже существующего порядка, Их неспособность подавить революционные выступления Масс. Революции можно избежать, если "силы порядка" способны противопоставить растущему недовольству низов контрсилу. Таким образом, утверждает П. Сорокин, революция является результатом соединения трех Факторов:

растущее подавление базовых инстинктов;

всеобщий характер репрессий;

бессилие групп порядка.

Для революционного взрыва, как свидетельству история (как древняя, так и современная), недостаточно только массового недовольства существующим порядком. Необходима еще неспособность властей и правящей элиты разработать контрмеры, чтобы удержать и побороть натиск масс, изменить, хотя бы частично, условия, которые стали нестерпимыми для большинства населения; направить недовольство масс в другое, нереволюционное русло.

Для атмосферы предреволюционных эпох всегда характерна деградация правящих привилегированных классов, их неспособность выполнить элементарные функции власти. Именно бессилие властей открывает путь для выхода недовольства масс. В истории многих стран неоднократно бывали периоды, когда положение значительных масс населения было невыносимо тяжелым, катастрофичным, массы голодали, вымирали, и в то же время оно не сопровождалось революционными выступлениями. Причина тому - мощный и эффективный государственный контроль. История, пишет П. Сорокин, терпит жестокие, циничные правительства до того времени, пока они способны управлять государством. Но бессильные и бездарные правительства история долго не выносит.

Итак, революция всегда порождена объективными обстоятельствами, она - инструмент решения назревших социально-экономических проблем. Удается ли это ей? Прав ли Маркс, который называл революцию локомотивом истории? Находится ли истина на стороне тех, кто, как и П. Сорокин, считает революцию худшим способом лечения общественных болезней? Для ответа на этот вопрос обратимся к опыту Октябрьской революции 1917 г. Ее главными участниками, от имени и во имя интересов которых действовали большевики, были рабочие. Что дала им революция? На первых порах - освобождение от эксплуатации, потом ужасы и лишения гражданской войны и будущее закабаление государством в рамках "диктатуры пролетариата". Еще более горькой была доля крестьянства, лишенного в ходе коллективизации не только земли, но и личной свободы. Миллионами жизней, погубленными судьбами сотен тысяч людей, гибелью материальных и культурных ценностей, изгнанием цвета нации заплатили народы России за попытку немедленно изменить судьбу страны, добиться для себя лучшей доли. Но, может быть, Октябрьская революция была исключением? Однако опыт других революционных выступлений (Франция, Китай, Куба и др.) показывает, что жертвами революционного порыва становятся не только те классы, против которых направлены действия масс, но и именно эти самые массы, которые сгорают в костре ненависти, террора, гражданской войны. Логика развития революции неминуемо ведет ее к фазе контрреволюции, к диктатуре, часто к реставрации старого порядка, старого режима. Опыт всех революций - во всяком случае, XX века - показывает, что революционный порыв масс, неистовый выход их энергии сменяются глубокой апатией и равнодушием большинства населения, его тоской по старому порядку. Эти настроения открывают путь диктатурам Робеспьера, Ленина, Мао и т.д.

Оценка революции всегда субъективна, и теперь, как и раньше, несмотря на страшную цену, которой оплачивается любая попытка революционных изменений, диапазон мнений современных политологов и политиков по проблеме революции весьма широк: от несомненного признания ее прогрессивности - до такого же безусловного отрицания.

XX столетие, вызвавшее на авансцену истории народы, которые раньше были лишь молчаливыми статистами, усилило внимание к вопросам политических изменений вообще, и к их революционным формам в частности. Появились новые подходы и к трактовке революции. В разрез с общепринятым в западной политологии ее Центральным критерием - мобилизацией масс для осуществления революционного переворота, теория Эрнесто Че Гевары - "теория Фоко" утверждает: партия кадровых (профессиональных) революционеров выбирает наиболее горячую точку в мировом сообществе (подобно фокусу - точке, где сходятся солнечные лучи, преломленные стеклянной линзой) и с помощью террористических актов ("герильи" - партизанской борьбы) шаг за шагом подталкивает народные массы к революции и гражданской войне. Как известно, практическое воплощение этой теории, которое Че Гевара пытался реализовать с группой революционеров в горах Боливии, закончилось поражением. Его примеру, также безуспешно, пытались следовать сторонники Че Гевары в рядах РАФ (Фракция Красной Армии) в ФРГ и "красных бригад" в Италии.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты