Формы правления и политические режимы
Введение
1. Общие положения о формах правления
2. Основные формы правления
2.1 Монархическая форма правления
2.2 Республиканская форма правления
3. Политические режимы
3.1 Значение политического режима
3.2 Виды политических режимов
Заключение
Список литературы
Введение
Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.
В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Политический (государственно правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Цель контрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы их соотношение и специфику.
Задачи:
1. Рассмотреть общие положения о формах правления;
2. Рассмотреть формы правления;
3. Рассмотреть значение и виды политических режимов.
1. Общие положения о формах правления
Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу и что оно может быть трех типов:
• правление одного;
• правление немногих;
• правление многих или большинства.
Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется монархией, а правление злого - тиранией (которая сегодня именуется диктатурой). Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правление лучших), а правление группой нечестных граждан лиц - олигархией. Если у власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией. Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление называется охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения о демократии в принципе, называя ее властью толпы.
Так, античные философы выделяли три правильные формы государства —монархию, аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок или искажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — в охлократию анархию.
Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» «кратос» — «власть, правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают на нее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ.
Демократия основана на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
При демократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении возможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или иной степени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано. При демократии правительство — это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.
2. Основные формы правления
2.1Монархическая форма правления
Монархия (от греч. monarchia—единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).
Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.
Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства1. В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.
В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.
В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней»[1].
Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В дележе управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной[2].
Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.
Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева Великобритании[3].
Большая часть стран с такой формой правления — парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была принята Конституция.
2.2 Республиканская форма правления
Три правильные формы правления: монархию, аристократию и демократию — можно объединить в одну и назвать ее республикой.
Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.
В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.
Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.
Страницы: 1, 2