Франклин Рузвельт как человек и политик

Франклин Рузвельт как человек и политик

Оглавление

Оглавление...................................................................... 1

1. Предисловие................................................................ 2

2. Происхождение.  Начало карьеры. Первые успехи и неудачи............................................. 4

3. Внутренняя и внешняя ситуация в канун президентства Рузвельта..................................... 5

4. Снова на политической арене....................................... 9

5. Экономический кризис.................................................. 9

6. Рузвельт в гуще политической борьбы.......................... 11

7. Рузвельт президент США и его "новый курс"................. 14

8. Новая международная ситуация - новые решения......... 19

9. Дипломатическое признание СССР............................... 23

10. "Новый курс" в канун войны........................................ 26

11. Рузвельт в канун новых выборов................................ 28

12. Начало второй мировой войны.................................... 35

13. Планы послевоенного устройства................................ 43

14. Завершение войны и новые проблемы........................ 47

15. Крымская конференция............................................... 49

16. Бернский инцидент..................................................... 53

17. Смерть президента - утрата для Америки.................... 55

18. Список литературы...................................................... 59

1. Предисловие.

В одном из своих писем в конце января 1941го года Томас Манн, вели­кий немецкий пи­сатель - гума­нист, эмигрировавший из нацист­ской Германии, писал о приеме, которым он был удосто­ен президен­том Ф. Руз­вель­том в Белом до­ме: "дальнейшее наше путешест­вие было интерес­но и уто­мительно - инте­ресно, конеч­но, особенно на следующем этапе, где нас при­няли с по­рази­тельным вни­манием. Голово­кружительной верши­ной его был коктейль в рабочем кабинете, когда другим приглашенным на dinner гостям пришлось ждать внизу. А ведь у нас уже был с "ним" пер­вый зав­трак. "Он" сно­ва произвел на меня силь­ное впечат­ление или, вернее, опять вызвал у меня ин­терес и симпатию: трудно оха­рактеризовать эту смесь хитрости, солнечности, избало­ванно­сти, кокетства и честной веры, но есть на нем ка­кая-то пе­чать  благодати, и я привязался к нему как к прирож­денному,  на мой взгляд, противни­ку то­го, что должно пасть". А пасть должен был быть фашизм.

Это замечание писателя-антифашиста уди­ви­тель­но точно и ярко пере­дает сложный и про­тиво­ре­чивый внутренний облик 28го президента США, пожалуй, са­мого знаменитого государст­венного деятеля этой стра­ны.

Период, начавшийся мировым экономиче­ским кризисом 1929-1933гг. И завершившийся по­бедой сил антигитлеровской коалиции занима­ет особое место в судьбах человечества. Роль Руз­вельта и его окруже­ния в определе­нии прин­ципов и реализации социаль­ной и внешнеполити­ческой стратегии, направленной на со­хранение и упроче­ние экономических и внешне­полити­ческих пози­ций США,  исключительно велика. С его именем свя­зана также одна из самых значи­тель­ных стра­ниц в истории внешней политики и ди­пломатии США, и в частности установление нор­ма­лизация ди­пломати­че­ских отношений с Совет­ским Сою­зом, уча­стие США в антигитлеровской коалиции.

Исключительно велика роль Рузвельта в фор­ми­ровании и претворении в жизнь так назы­ваемого "нового курса" внутри страны, курса демократи­ческой направленности, сыгравшего выдающуюся роль в ста­билизации экономической и социальной ситуации в стране в период после глубокого эконо­мического кри­зиса 1929-1934гг, курса, позволив­шего избежать тяжких социально-политических потрясе­ний.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гиб­кий политик, тонко чув­ствующий ситуацию, способ­ный верно угадывать тенденции и своевре­менно и точно реагировать на изменение на­строе­ние всех слоев обще­ства.

Оставаясь верным сыном своего класса Руз­вельт делал все чтобы со­хранить и развить суще­ст­вующий общественно-экономический строй в стра­не и укрепить доминирующее положение США во всем мире. Рузвельт в отличие от многих других президен­тов, всегда оста­вался трезвым и праг­матичным политиком.

Четырежды переизбирался на пост прези­ден­та страны( что представ­ляет собой своеобраз­ный рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти в 1945 году.



2. Происхождение.  Начало карьеры. Первые успехи и неудачи.

Франклин Делано Рузвельт родился 30го ян­ва­ря 1882го года в Гайд-парк в штат е Нью-Йорк в семье со­стоятельного землевладельца и пред­прини­мателя, имевшей широкие связи в по­литических кругах северо-вос­точных штатов. По образованию юрист, учился в привилегированной част­ной школе в Гортоне, в Гар­вардском и Ко­лумбийском универ­си­тетах. В 1905 году женился на своей дальней родст­веннице Элеоноре Руз­вельт, пле­мяннице Тео­дора Рузвельта (1858 - 1919)  - государственного деятели и пре­зидента США.

В 1907-1910 годах работал в юридической фирме. Рузвельт рано вклю­чился в активную по­лити­ческую деятельность в рядах Демократиче­ской партии. В 1910ом году он избран в сенат штата Нью-Йорк. В 1913-1920 гг - помощник морского министра в прави­тельстве президента Вильсона, вы­ступал за усиление военно-морской мощи США, что было насущно необхо­димо для осуществления политики "большой дубинки" в глобальном мас­штабе.

В 1920ом году - кандидат на пост вице-пре­зи­ден­та США от Демокра­тической партии. По­терпел пора­жение и вернулся к частной юридиче­ской прак­тике и предпринимательству. С августа 1921го года в резуль­тате полиомиелита на всю жизнь стал инвали­дом, поте­рял способность сво­бодно пере­двигаться. До 1928го го­да оставался "в тени", не заявлял о себе на обще­ствен­ной или по­литической арене, но стано­вится все более замет­ной фигу­рой в руководстве Демократической пар­тии.


3. Внутренняя и внешняя ситуация в ка­нун президентства Рузвельта.

Посмотрим как складывалась внешняя и внут­ренняя политика США при ближайших пред­шествен­ни­ках Ф. Рузвельта, президентах США.

В течении всего времени становления и раз­ви­тия США их отношения с соседними странами базирова­лись на принципах разбоя и насилия. Од­ним из "краеугольных камней" в фундаменте внеш­ней полити­ки явилась док­трина Монро, дек­ларация принципов внешней политики США про­возгла­шенная президентом Дж. Монро в посла­нии кон­грессу. Выдвинут принцип разделения мира на американскую и европейскую сис­темы и невмеша­тель­ства США во внутренние дела ев­ропейских стран и соответственно невме­шатель­ства последних во внутренние дела стран амери­канского конти­нента. Кратко принцип формули­ровался так: "Америка для американцев".

Латинская Америка окончательно освобож­да­лась от испано-порту­гальского и иного ино­зем­ного господ­ства. США стремились установить безраздель­ное гос­подство в Латинской Америке. В декларации Монро де­лается попытка обосно­вать принцип, ставивший рост могущества США в зави­симость от присоединения но­вых террито­рий и образования новых штатов что сви­детель­ствовало об экспансио­нистских устремлениях США в отно­шении Латинской Америки ( и не только Латин­ской Америки ) . Под флагом этой доктрины США в захватнической войне против Мексики ( 1846-1848гг ) отторгли свыше полови­ны ее территории. Далее экспансионистские тен­денции доктрины Монро полу­чили развитие в доктрине Олни ( 1895г ) и в так назы­ваемом до­бавле­нии Теодора Руз­вельта (1904г), в кото­ром прямо провозглашались претензии США на осу­ще­ствление роли "международной полицейской силы".  Уже в первые десятилетия 20го века США предприняли интер­венции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминикан­скую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны.

Что касается экономики и внутриполитиче­ской и социальной ситуа­ции, то, вступив в пер­вую миро­вую войну с "опозданием" на два с по­лови­ной года, США вышли из нее не понеся ни­какого за­метного урона. На­про­тив, их экономи­ческое и финансовое могущество, их влияние во всем мире неизмеримо выросли. Военные постав­ки воющем странам обога­тили США, способст­вовали росту их экономики, а финансовые займы пре­вратили стра­ны Антанты в не­оплатных  должников. И далее, десятилетняя полоса прав­ления республиканцев, "эпоха президента Кэл­вина Кулиджа", пришед­шаяся на 20е  годы 20го  столетия, отмечена про­мышленным бу­мом, стре­ми­тель­ным обогащением олигархической вер­хушки общества на финансовых афе­рах. В еще большей степени это обогащение происходило на базе обеспе­че­ния монополиями США ведущих позиций в миро­вой хозяйственной систе­ме за счет конкурентов США, обес­кровленных и обессилен­ных войной, по­слевоенной раз­рухой, застоем и внутренними полити­ческими кризи­сами.

Осуществив благодаря золотому дождю во­ен­ных прибылей широкую технологическую мо­дерни­за­цию, американская экономика сделала огром­ный рывок впе­ред, оставив позади весь ос­новной мир.

Пропагандистские рупоры крупного капи­та­ла культивировали иллю­зии, утверждая, что в эконо­мике США действуют новые экономические за­коны, исклю­чающие противоречия, свойствен­ные эконо­мике других стран. Концепция разви­тия "нового, американского ти­па цивилизации", соче­тав­шего в се­бе возможности ни­чем не огра­ничен­ной конкуренции, социаль­ного парт­нер­ства, не­вмешательства государ­ства в дела биз­неса, культ тех­ницизма и националь­ного превос­ходства были возведены в ранг официаль­ной идеологии. 

Монополистический капитал захватил ко­манд­ные позиции в эконо­мике и политике. Его агрессив­ная наступательность привела к сверты­ванию многих учре­ждений, призванных оградить общество от своекорыст­ных по­сягательств со стороны денежных магнатов, к росту консерва­тивных на­строений со стороны широких масс, оглушенных антирадикаль­ной истери­ей и пове­ривших рекламе "нового капита­лизма".

Правительственный курс республиканцев в 1921-1933 гг отвечал всем самым далеко идущим вожделе­ниям деловых кругов. Поклонение ничем не ограничен­ной стихии рыночных отношений, сво­бод­ной от прямо­го прави­тельственного регу­лиро­вания и контроля стало краеугольным эле­ментом экономиче­ской стратегии правительства. Самой популярной в вашингтон­ских де­партамен­тах была установка: "Предоставьте бизнес само­му себе, а он позаботится о вас". Единственно, где признавалась роль государ­ства, так это в сфере охрани­тельной деятельности. Бизнес заин­тересован в жестком правительственном контро­ле за всеми формами само­деятельности трудя­щихся и неуклонно доби­вался такой политики в рабочем вопросе, которая давала все пре­имуще­ства капиталу и вела к под­рыву организации тру­дя­щихся, их моральному разоружению.

Демократы (активным деятелем этой пар­тии и был Ф. Рузвельт) так же, как и правящая партия рес­публиканцев, отмежевывались от ра­дикализма (под этим понималась всякая револю­ционная идео­логия и политика, на­правленная на коренную ломку общест­венно-политического и экономиче­ского строя) и обещая "окончательно" ликвидиро­вать последние следы бед­но­сти, все же не позво­ляли ослепить себя безрассудной ве­рой во всесилие Америки, способной якобы в одиноч­ку, не связывая себя никакими обяза­тельствами, опираясь на силу или угрозу применения силы, не только реа­ли­зо­вать свои имперские амбиции но и повсюду обеспе­чить выгодный США баланс сил.

Сохраняя верность лозунгу президента Вудро Вильсона о мессианской роли США и не изменяя притя­заниям их на мировое лидерство, демократы противо­поставили внешнеполитиче­скому иллюзи­ционизму рес­публикан­цев концеп­цию активного вторжения в между­народные дела, но опять таки в интересах утверждения влияния Вашингтона на ход мирового развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты