Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала — построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно- ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.1
Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере
жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие
которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между
людьми.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был
довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в
той или иной стране можно только условно.
Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд
более частных дисциплин. Среди них можно выделить:
1. Политическую философию. Она исследует ценностные аспекты властных отношений.
2. Политическую историю. (ИПУ). Она рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.
3. Политическую теорию. Она обращается к анализу типов и форм организации власти. Изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.
4. Политическую социологию, занимающуюся исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.
5. Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.
6. Политическую антропологию. Она исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.
7. Политическую географию. Рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.
Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным
благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии -
это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой
самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о
политике в целом. Существуют как общие, так и частные категории
политологии.
Первые используются всеми общественными науками и к ним относятся:
цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.
Вторые же используются собственно политологией или науками, находящимися на
стыке с ней - это категории: политики, политической власти, политических
отношений, политических режимов, правового государства, политической
системы, политической культуры, частной собственности и т.д.
Все отношения в политологии определены теми или иными законами. Законы
политологии - это объективно существующие и необходимые связи между
явлениями. Они реализуются через деятельность людей и являются общими.
Общепринятым является деление законов в зависимости от сферы их проявления
на 3 группы:
1. группу - составляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой
2. группу - образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений, как особых социальных схем.
3. группу законов можно условно назвать политико-психологической, т. к она характеризует взаимоотношения между личностью и миром политического.
Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы
развития. Первые обеспечивают сохранение того или иного политического
явления или процесса, а вторые - его переход от одного качественного
состояния в другое. По способу проявления законы бывают динамические, т.е.
определяющие однозначную связь между явлениями, и статические,
обуславливающие связь с определенной долей вероятности, условности
Предмет и объект политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в
различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все
то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в
качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования
конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например,
общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая
определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае
рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и
состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.
Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее
рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д.
Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он
то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину.
Но вопрос его определения остается еще не решенным.
Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании
предмета политологии.
Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта,
который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы
преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО
из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень
проблем, изучаемых политологией:
1. Политическая история
2. Политические институты
3. Партии, группы и общественное мнение
4. Международные отношения.
Не смотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом
также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные
дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев
под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми
сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому
пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является
учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере
политического и т.д.
Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает
в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами,
подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е.
политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного
этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о
«политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической
жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и
функционирования политической власти, политических отношений и политической
деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка
равноправного участника политической жизни.
Политика, политические отношения и политический процесс
Структура, содержание и сущность политики
Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика -
это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то
внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание
политики, как «области отношений между классами общества, основанных на
господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем
смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу
принципов, во имя личной выгоды.
В современной политической науке нет однозначного определения термина
«политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания,
многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:
1. социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;
2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер.
Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.
Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на
власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а
творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования
политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия
противоречий.
Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться
практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между
социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть
политикой.
Характерные черты политики:
Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для
предания целенаправленности действий.
Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной
целостности.
Политика связана с решением проблем существования и функционирования
государства, как социального института, служащего для всего общества.
Связь с действиями и интересами больших масс людей.
Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы,
а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов
осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает
обращение к механизмам власти.
В богатое и многообразное содержание мира политики входят:
1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.
2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;
3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;
4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.
Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.
К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое
сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть,
политические отношения.
Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации,
участвующие в процессе реализации государственной власти.
Политические отношения – отношения распределения и использования
государственной власти на основе политических интересов, а также целей,
установок, ценностных ориентаций.
Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на
основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс.
Иногда его отождествляют с политикой.
Социальная структура и социальная политика Взаимосвязь и взаимообусловленность
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.
Социальная структура – совокупность связей и отношений, в которые
вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее
развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого
общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не
однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс,
интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит
объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности.
Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве
людей по поводу удовлетворения их потребностей.
В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:
1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и рабовладельцев).
2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян
+ сословия и различные группы интеллигенции)
3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие.
Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники)
4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.
Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой дифференциации и мобильности.
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Цели социальной политики:
. Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
. Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
. Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества. Анализируя социальную политику можно сделать выводы о состоянии и уровне развития социальной структуры и наоборот. Эти понятия неотделимы и взаимообуславливают друг друга.
Содержание мира политики
Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:
1. Как сфера общественной жизни
2. Как один из видов активности социальных субъектов
3. Как определенный тип социальных отношений.
В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней
закрепляются функции согласования общественных и частных интересов,
осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление
общественными делами и регулирование людьми.
В 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их
осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.
В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как
отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных
отношений и социальных взаимодействий.
В богатый и многообразный мир политики входит (сема1): наука в такой мере,
в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели
различных социальных групп и политических институтов; Практическая
деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;
Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп
давления; регулирование и согласование интересов групп, классов -
обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по
поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов
политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение политики уже само по себе представляет собой политический
акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех
форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и
динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и
политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать
как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные,
неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные
величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.
Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления,
господства и сотрудничества, формирования власти и политического
неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политология: курс лекций под редакцией Радугина А А // "Центр". - М.,
1997.
2. Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д С
//
3. Основы политологии. - М., 1991. Ч. 2. С. 103.
4. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. С. 661.
5. Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев
К.С. // "Просвещение". - М., 1993.
Страницы: 1, 2