Государственное регулирование территориального развития Приморского края
Содержание
Введение
Глава I. Характеристика Приморского края
Глава II. Государственное регулирование территориального развития Приморского края
§ 2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края
§ 2.2 Развитие региональной системы расселения
§ 2.3 Меры государства по развитию Приморского края
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.
В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.
Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте - государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.
Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй - на ее основе - создал теорию сравнительных преимуществ.
В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.
Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.
Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Приморского края).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;
- дать краткую характеристику региона;
- оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Приморском крае.
Объектом исследования является экономика Приморского края.
Предметом исследования выступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне.
Глава I. Характеристика Приморского края
Приморский край был образован 20 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/20_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1938 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1938_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> указом Президиума Верховного Совета СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0> и Уссурийская <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края - город Владивосток <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA>. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население - 1988 тысяч человек (2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>), удельный вес городского населения: 75,4 % (2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>)
Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007>), 6071 рубль (4 кв. 2008 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008>), для работающих - 5321 руб. (2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007>), для пенсионеров - 3968 руб. (2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007>), для детей - 4810 рублей (2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007>). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007> года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> - 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19 процентов населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума В декабре 2008 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей.
Губернатор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80> края - Сергей Дарькин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. В ноябре 2004 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2004> года было объявлено о его вступлении в партию «Единая Россия» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>. В январе 2005 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005> Дарькин стал первым назначенным губернатором в России. Ему предстоит руководить регионом до 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010> года. Дарькин сам поставил вопрос о доверии перед президентом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82>, и его кандидатура была предложена президентом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82> Путиным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD> на утверждение краевым Законодательным собранием. Из 36 депутатов 35 поддержали эту кандидатуру. Не поддержал только один - Николай Владимирович Марковцев.
Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания - 40 депутатов.
Крупнейшими налогоплательщиками в Приморье являются:
· ОАО «Восточный порт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9>»
· ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>»
· «Приморское морское пароходство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>»
· ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D1%8C-%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82&action=edit&redlink=1>»
· ОАО «Находкинский морской торговый порт» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82>
· ОАО «Дальэнерго <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE&action=edit&redlink=1>»
· ОАО «Дальневосточное морское пароходство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>»