Государство - основной структурный элемент политической системы общества

В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяются на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером [14, с.234].

Демократическая политическая система общества предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Ее характеризует подлинный политический плюрализм [18, с.167].

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма: СССР, ГДР, КНР. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем общества.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы общества.

Например, политическая система англо-американского типа существует в США, Канаде, Великобритании, Австралии. Она характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей.

Континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, присущих каком-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.

Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многочисленные страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Найти согласия в данной политической системе общества, не прибегая к насилию, практически невозможно. Для этого типа политических систем свойственен авторитаризм, концентрация власти и влияния узкого круга лиц.

Политическая система тоталитарного типа - это фашистская Италия, нацистская Германия, страны "мировой системы социализма, функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока [2, с.137-138].

Развернутую классификацию политических систем предлагает Чарльз Эндрейн. Он вычленяет четыре типа политических систем:

народную или племенную;

бюрократическую авторитарную, в двух вариантах: государственный капитализм и государственный социализм;

согласительную, в двух вариантах: конкурентные олигархии и плюралистические демократии;

мобилизационную, в двух вариантах: популистском и элитистском [1, с.34-35].

Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим Ж. Блондель выделил пять основных типов: либеральные, демократии, коммунистические или авторитарно-радикальные, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные политические системы общества.

Немецкие политологи Д. Берг-Шлоссер, Х. Майер, Т. Штаменн разделили политические системы по видам лидерства, индивидуальное, групповое, вождизм, следующим образом:

традиционная модель на основе религиозного культа;

статическая и модернизованная олигархии;

система фашистского толка;

преторианская, характеризуется низким уровнем институционализации, личный или групповой интерес возведен в принцип "общего блага";

коммунистическая модель;

парламентарно-демократическая политическая система, является наиболее жизнеспособной.

Д. Эптер выделял диктаторскую, олигархическую и консервативно-представительную типы политической системы общества.

Ш. Айзенштадт рассматривал шесть типов политической системы общества: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи, современные системы [18, с.168-169].

Выделяют и иные классификации. Например, по типам легитимного господства: традиционные, харизматические, рационально-легальные. По критерию "стабильность-изменчивость": консервативные и трансформирующиеся. Консервативные политические системы общества, характеризуются относительной стабильностью.


4. Государство - основной структурный элемент политической системы общества


Особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

1. Выделившись из общества, государство становится его единственной властвующей политической организацией. Государственная власть - главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием государственная власть охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. С деятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.

Например, Конституция Российской Федерации закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [10, п.1, 2 ст.3].

2. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств воздействия позволяет государству использовать различные методы убеждения и принуждения.

3. Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы.

Государство имеет право на сбор денежных средств с населения и организаций (налоги, займы) и их распределение.

К примеру, в ст.56 Конституции Республики Беларусь сказано, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [11].

4. Государство обладает суверенитетом. Государство является представителем всего народа внутри страны и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.

Например, в нашей стране, Республики Беларусь, была принята Декларация о государственном суверенитете республики 27 июля 1990 г. Декларация содержит многие атрибуты суверенитета, в том числе самостоятельность государственной власти в границах территории Беларуси, провозглашала правомочность законов Республики Беларусь, независимость Республики Беларусь в международных отношениях [8, с.23].

5. Деятельность негосударственных социальных институтов как субъектов политической системы общества находится под охранной государства. Защиту их прав и интересов осуществляет суд, прокуратура и другие государственные органы. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением негосударственными социальными институтами требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.

6. Государство является организующим началом в определении и осуществлении национальной политики во всех сферах общественной жизни.


5. Основные элементы политической системы общества в республике беларусь


В Республике Беларусь происходит процесс преобразование политической системы общества. Главное направление преобразования связана с превращением политической системы Республики Беларусь в политическую систему общества открытого типа.

В настоящее время нормы и принципы лежащие, в основе политической системы Республики Беларусь исходят, из политических стандартов. Примером может служить ст.1 Конституции Республики Беларусь: "Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок" [11].

Органы государственной власти осуществляют свою деятельность на основе принципов разделения властей. Конституцией признается и гарантируется система местного самоуправления, многообразие партий, общественный движений, которые действуют в рамках Основного Закона Республики Беларусь, выявляют политическую волю граждан и имеют право участвовать в выборах. В тоже время запрещается действие организаций, которые пропагандируют расовую, национальную рознь, насильственные изменение конституционного строя [11, ст.5].

В сфере политической культуры идут процессы, направленные на демократическое поведение граждан.

Вместе с тем в условия возрастания значения средств массовой информации недопустимо монополизация государством, общественными формациями или отдельными гражданами, а так же запрещается цензура.


Заключение


Таким образом, политическая система общества включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества представляет собой всего лишь одну из частей совокупной общественной системы и в реальной жизни взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой. Центральное положение политической системы общества в этой структуре определяется ведущей ролью политики в государственно-организованном обществе.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима, социально-политических отношений. Социально-политические отношения могут быть стабильными или нестабильными, конфликтные либо консенсусные.

Политическая система конкретного общества зависит от политико-правового статуса государства. Данный статус может быть конституционным, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами.

На политическую систему конкретного общества также влияют исторические и национальные традиции уклада политической жизни. Сюда входят, политическая активность либо пассивность населения страны, кровнородственные связи, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями.

На протяжении истории государственно-организованного общества существовало и существует великое множество политических систем. В своей работе, мной были рассмотрены различные классификации политических систем общества.

Применяя формационный подход к истории развития государства, можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. В данном случае в основу классификации политической системы общества положен классовый принцип, то есть представления о том, интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему общества в качестве инструмента в руках экономически господствующих классов [5, с.383].

Исходя их характера взаимоотношений политических систем общества с нашей средой, выделяют:

закрытые и открытые политические системы общества;

англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную или частично индустриальную, тоталитарную.

Наиболее распространенной классификацией политической системы общества является такая, в основу которой положен политико-правовой режим. По этому критерию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы общества.

Каждый структурный элемент политической системы общества - это субъект политических отношений, который в зависимости от их содержания исполняет определенную роль в управлении делами общества и государства. На современном этапе развития общества установилось единое мнение исследователь о том, что государству принадлежит решающее место в политической системе общества. Государство рассматривается не как совокупность разрозненных властных органов, а как целостный политический институт.

В реферате "Политические системы общества" было рассмотрено, почему же государство выступает основным звеном в структуре политической системы общества. Мои выводы: исходя, из исторических фактов, государство занимает решающее место в политической системе общества. Государство может поглотить не только политическую систему, но и все общество. Это поглощение происходит в государствах с тоталитарным, фашистским или авторитарным режимом. Чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы и даже к беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.

В наше время проблема поиска такого состояния политической системы общества, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими и взаимообеспечивающими началами социальной жизни остается актуальной. Политологи считают, что таковыми они могут быть лишь при условии, когда усилия человека и государства будут направлены на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии и обеспечения интересов личности и государства. Такое состояние достигается, когда политическая система общества строится с учетом принципов гражданского общества и правового государства.

Немало важно отметить, что в нашей стране, Республики Беларусь, все делается для достижения цели правового государства.

Например, разработчики Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г., ориентировались на международно-правовые стандарты в области прав человека, в результате чего наш Основной Закон воплотил в себя полный набор общественных прав и свобод человека и предусмотрел необходимые гарантии их реализации. Дальнейшее расширение этих прав и свобод и укрепление их гарантий нашло отражение в тексте Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями. В то же время в текущем законодательстве этот процесс протекает не столь последовательно. Как отмечалось в Послании Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г. ", " в качестве негативного фактора в законотворчестве следует рассматривать тенденцию к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования. В настоящее время важен переход к реальному утверждению презумпции правомерности незапрещенного поведения граждан в общественном сознании и правоприменительной практике, в деятельности правоохранительных органов" [Народная газета, 2001.31 января № 24].


Список использованной литературы


1.                 Антанович Н.А. Политология: Конспект лекций. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 160 с.

2.                 Вишневский А. Ф Общая теория государства и права: Учеб. пособие.2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2004. - 688 с.

3.                 Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. - 832 с.

4.                 Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом. 2006. - 480 с.

5.                 Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.

6.                 Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая школа. 2004. - 351 с.

7.                 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. - М.: Норма. 1999. - 245 с.

8.                 Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Монография. - Мн.: Молодежное научноеобщество. 2005. - 166 с.

9.                 Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: справочное пособие. - Мн.: Белтаможсервис. 2006. - 280 с.

10.             Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2006 г).

11.             Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. (ред. от 17.11.2004г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 1.

12.             Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология: Практическая политология. - Мн.: Тесей. 2002. - 240 с.

13.             Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. - М.: Юристъ. 1992. - 354 с.

14.             Политология: Учеб. пособие. / Под ред. Марченко М.Н. М.: НОРМА. 2002. - 567 с.

15.             О гражданстве: Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-3 (ред. от 22.06.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 106, 2/1231.

16.             Политология: Учебник для вузов. / Под ред. Решетникова С.В. Мн.: Амалфея. 2005. - 678 с.

17.             Политология: Хрестоматия. / Под ред. Василика М.А. М.: НОРМА. 1999. - 789 с.

18.             Теория политики: Учебное пособие. / авт. - сост. Баранов Н.А., Пикалов Г.А. СПб.: Изд-во БГТУ. 2006. - 567 с.

19.             Тихомиров А.В. Беларусь в международных отношениях 1772-2002 г. г.: Учеб. - метод. комплекс. Мн.: ЗАО "Веды". 2003. - 248 с.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты