Государство

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1.     Содержание каждой функции государства складывается из совокупности односторонних аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2.     В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определения деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов.

3.     Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности.

4.     Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться структурными подразделениями различных органов государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховных хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному процессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

 Таким образом, функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

 Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене.

 По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия).

 К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1.     Экономическая функция.

2.     Социальная функция.

3.     Функция финансового контроля.

4.     Функция охраны правопорядка.

5.     Экологическая функция.

6.     Культурно-воспитательная функция.

 К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

1.     Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2.      Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

3.     Борьба с международной преступностью.

4.     Участие в международной охране окружающей Среды.

В ходе  исторического развития сфера деятельности государства постоянно расширялась. В соответствии  с главной  своей функцией государство всегда выступало и выступает в качестве арбитра и активного участника отношений  между основными социальными группами, стремясь не допускать опасного для общества обострения социальных конфликтов и решать их мирными политическими средствами. Усложнение хозяйственных связей, необходимость обеспечения нормального функционирования экономики, от которого зависит благосостояние общества, потребовали от государства  постоянного участия в регулировании и этой сферы жизнедеятельности людей, гибкого реагирования на сбои в экономическом механизме. Кроме того, оно оказывает прямое или опосредованное воздействие на систему образования, СМИ, от него во многом зависит состояние системы здравоохранения, науки, культуры.

         Наконец, в условиях усиления взаимозависимости современного мира, когда события, происходящие в одной стране влияют на обстановку в целом регионе, а это в свою очередь оказывает воздействие на весь ход мировых событий в огромной мере возрастает значение внешней функции государства.

Типы государств

Каждое государство в современном мире  отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на 2 самых общих типа — монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

1) Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей.

☼       Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сейчас она сохранилась лишь в некоторых странах.

☼       При конституционной  монархии, существующей в Великобритании, Дании, Бельгии, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед  парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они принимают юридическую силу. Всю ответственность за их осуществление несет государство.

Практика показывает, что в современных условиях монархия способна не только выступать в качестве фактора стабильности и конституционной законности, но и быть действенной силой глубоких структурных реформ.

2) Республика — наиболее распространенная  в современном мире форма правления. Различаются президентская и парламентская республики.

o       В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. В президентской республике, характеризующейся жестким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, создаются благоприятные условия для концентрации широчайших полномочий в руках исполнительной власти, и, прежде всего президента. Президентская власть — главное звено государственного руководства. Типичный пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления.

o       Парламентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что правительство формируется лидером победившей  на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти — парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят  смены правительства и внеочередные выборы.

Большое значение для понимания природы того или иного государства имеют и его территориально-политическая организация, политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношения  центральных, региональных и местных органов власти. Различают три основных формы территориально-государственного устройства — унитарную, федеративную и конфедеративную.

ü     Унитарное государство обладает следующими признаками: в нем действует единая конституция; существует единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.

ü     Федерация — это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельных государственных образований. В федерации существуют два уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией. Отличительной особенностью федерации является наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента. К ведению федерального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, установление важнейших налогов. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

ü     Конфедерация — это союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации. В определенные периоды своей истории конфедеративная форма государственного устройства была характерна для США (1776 – 1787 гг.), Швейцарии (1848 г.), Германии (Германский союз в 1815 – 1867 гг.). В настоящее время Швейцария хотя и именуется официально Швейцарской конфедерацией, но реально является федерацией. В современном мире можно с определенной долей условности считать конфедерацией Европейском союз (1991 г). В перспективе сложное и противоречивое сочетание интеграционных и дезинтеграционных процессов в современных федерациях может привести к образованию новых конфедераций.

После распада СССР на его территории появилась новая форма ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта форма ещё более аморфная и неопределенная чем конфедерация.

В современной политологии существуют и другие классификации типов государства. В соответствии с приоритетными функциями государства подразделяют на полицейские (военные), правовые, социальные.

Полицейские государства главной своей задачей считают защиту насильственными методами существующего государственного строя.

Правовые государства в качестве основной функции видят обеспечение основных прав и свобод граждан. Правовое государство характеризуется целым рядом отличительных признаков: верховенство закона во всех сферах общественной жизни, защищенность основных прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей.

Социальное государство характеризуется заботой о соблюдении интересов всех  своих граждан, созданием для них достойных условий жизни. Оно стремится сформировать новый тип социальных отношений на принципах справедливости, гражданского мира.

Вокруг вопроса о роли государства, характере, формах и степени его воздействия на экономические и социальные процессы не утихают острые споры, ведется политическая борьба. По мере развития общества меняются и функции государства, его роль в процессах социального регулирования. Искусственное сдерживание этого процесса может привести лишь к  усилению трений между обществом и государством, их взаимному отчуждению друг от друга.

Само по себе государство как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма, характер деятельности, средства и методы, которые оно использует для выполнения  своих функций, зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, преобладающих философско-религиозных воззрений, потребностей экономического развития и многих других факторов.

Виды государственных органов:

1.     в зависимости от порядка формирования:

²    первичные - органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

²    производные - органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2.     в зависимости от объема полномочий:

²    высшие - правительство, парламент и др.

²    центральные - министерства;

²    местные - государственные органы субъектов Федерации и т.п.

3.     в зависимости широты компетенции:

²    органы общей компетенции - президент, правительство и др.;

²    органы специальной компетенции - министерства, службы, агентства;

4.     в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

²    коллегиальные - правительство;

²    единоличные - президент;

5.     в зависимости от организационно-правовых форм деятельности:

²    законодательные;

²    исполнительные;

²    судебные;

²    контрольно-надзорные органы;

6.     в зависимости от действия в пространстве:

²    федеральные государственные органы;

²    органы государственной власти субъектов федерации;

7.     в зависимости от длительности действия:

²    постоянные;

²    временные;

8.     в зависимости от правовых форм деятельности:

²    правотворческие;

²    правоприменительные;

²    правоохранительные.



















Литература.


         1. Марченко М.Н. Теория государства и права М., 2002.

         2. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

3. Конспект по предмету Правоведение.

4. Шпаргалка по теории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2006 г.




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты