Государство Платона
1. Проблема государственного устройства.
2. «Государство» Платона:
- . Отрицательные формы правления.
- . "Разделение труда" в "идеальном" государстве.
-. Четыре добродетели лучшего государства.
-. Ограничение свободы личности в государстве Платона.
-. Единство людей "идеального" государства.
3. Почему государство Платона тоталитарно?
3.1. Возможное понимание автором слов "лучшее государство".
3.2. Теория идей.
4. Тоталитаризм личности.
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых
сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество
людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в
идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное
государство с хорошей экономикой, другие -государство, в котором каждый
человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема
общественного, государственного устройства перерастает в проблему
понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам
и посвящен трактат Платона "Государство".
Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э.
(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может даже
усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного
человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек - Платон. "...
Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже
понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали
бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство,
поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и
свершений" - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего
афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.
Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии.
После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись
к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа –
Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает
активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он
предпринял первое путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается
реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне
местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего.
Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине
представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не
была успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке
рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.
В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время
своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в
дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона
является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период
Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную
философскую школу – Академию, которая становится центром античного
идеализма.
В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь пытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в возрасте 80 лет.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений
Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они
написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и
менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом,
Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального",
лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего
строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и
никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об
идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не
пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в
Сиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумить
развращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что
закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из
города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславно
закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно- политической жизни – в полисе.
Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между
справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам
(частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему –
аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и
деловое, а им соответствуют три сословия – правителей, воинов и
производителей (ремесленников и земледельцев).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».
Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства – если среди правителей выделится кто-нибудь один – монархия, если несколько правителей – аристократия.
Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон
противопоставляет четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о
том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то,
во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в
"господстве корыстных «интересов", обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения
государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания "корыстных
интересов" в их строе.
Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила
черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная
собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов.
Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии.
«Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что
там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут
склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще –
скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки
и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстве
такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и
ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям.
Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием.
Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как
дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону
ненавистны войны, особенно между эллинами.
У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
Олигархия. – «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых ( немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое – богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии
Демократия. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, -
осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих
противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских
правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом
строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет
«полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком
обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к
управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он
обнаружил свое расположение к толпе.
Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания – наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.
С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:
1. Приемлемые государственные формы
2. Регрессивные – упадочные.
Первое место в группе приемлемых государственных форм - это его
“идеальное” государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он
относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась
Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия – власть
нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным
предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит
власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции
начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против
аристократии.
Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет
своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное внимание
автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его
мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства
Платона, ведь им свойственны "..правдивость, решительное неприятие какой бы
то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, что
любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя
улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять
"идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают
"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно
поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"
государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных
людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.
Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там
не будет места порывам души и чувствам.
Страницы: 1, 2