Государство в политической системе общества

Президентская республика (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) предполагает высокую степень децентрализации государственной власти (но не государственного управления!). Политическая активность исполнительной власти в рамках такой формы правления является преобладающей, но ограниченной влиянием представительных органов. Тем самым, появляется возможность для "сдерживания" государством себя же, уравновешивания управленческих возможностей высших государственных органов. Но последовательная реализация такого принципа может быть нарушена при нарастании авторитарных тенденций в действиях президентской власти в ущерб полномочиям парламента, либо при сохранении тесных политических связей президентской и парламентской властей (например, когда президент является главой партии, образующей в парламенте наибольшую фракцию). В этих случаях формируемая в рамках административной системы жесткая управленческая структура сочетается с образованием единого эпицентра политического влияния - рождается "сильная" президентская республика.

Устройство президентских республик характеризуются следующими чертами:

-                   законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых, всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков) - т.е. одна власть не может быть избрана другой.

-                   президент одновременно является главой государства и правительства, обладая правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

-                   реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей - на основе "сдержек и противовесов", включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

-                   сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право суспенсивного, или отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

Парламентарная республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления, основанную на наиболее последовательной реализации идеи народного представительства. Парламент, избираемый на основе всеобщего, прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, обладает верховенством в системе разделения властей. Тем самым, максимальная децентрализация власти задачей такой формы правления изначально не является. В обществе сохраняется единый эпицентр политического влияния. Но его конфигурация может быть различной. Сильный парламент может в наибольшей степени "оттягивать" на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства, его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее "сильную", нежели президентская республика (например, "канцлерская республика" в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы, парламентская республика может стать символом политически "слабого", конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами:

-                   преобладание принципа верховенства парламента, в т.ч. в системе разделения властей,

-                   политическая ответственность правительства перед парламентом, что в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.

-                   премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий наибольшую фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой;

-                   право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия,

-                   президент, как глава государства, избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т.е. не избирается на основе прямых выборов,

-                   президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля над деятельностью правительства и его составом.

Смешанная (президентско-парламентская) республика (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) характеризуется сложным сочетанием черт президентской и парламентской форм правления. Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства - и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив области контроля над правительством (кто назначает состав кабинета - президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию, кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству - исполнительной или законодательной власти, каковы юридические последствия такого вотума - обязательность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума). Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Смешанная республиканская форма правления в наибольшей степени характеризуется сугубо политическими механизмами властвования наряду с формально-юридическими. В правовом отношении это выражается в наличии более или менее широкого круга "конституционных соглашений" - неписанных норм взаимодействия государственных органов и осуществления ими властных полномочий. Это может создавать перманентную конфликтность в системе государственного управления, но в странах с развитой системой демократии скорее обеспечивает гибкую, политически адаптивную форму правления.

6. Территориально-политическая организация

 

6.1. Федерация


Еще одной универсальной характеристикой формы государства является способ территориально-политической организации государственной власти.

Форма государственного политико-территориального устройства - это способ территориальной организации государственной власти, основанный на внутреннем делении государства на национально-территориальные и административно-территориальные единицы.

Среди форм государственного политико-территориального устройства выделяются простые и сложные. Основанием для их различия является отсутствие или наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного политико-территориального устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Федеративное государство состоит из субъектов, обладающих государственно-политической автономией. Отношения и разграничение функций между центром (федерацией) и субъектами федерации строятся на конституционной или договорной основе при соблюдении ограниченного суверенитета субъектов. Определение природы суверенитета субъектов федерации является спорной проблемой. В большинстве современных федеративных государств суверенитет федерации определяется как производный от суверенитета входящих в нее государственных единиц. Но суверенитет самих субъектов не рассматривается как государственный (т.е. полный). Это предполагает отсутствие у них реального права на односторонний выход из состава федерации (права на сецессию). За последнее время лишь конституция СССР трактовала принцип самоопределения народов как основу для предоставления субъектам федерации такого права. Но механизм реализации права на сецессию в советской конституции сформулирован не был.

Федеративное устройство обычно предполагает следующие особенности организации государственной власти:

1. Наличие двухуровневой системы органов государственной власти (целостная система законодательной, исполнительной и судебной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации).

2. Разграничение компетенции федеральных органов власти и субъектов федерации на основе союзной (федеральной конституции) или федерального договора.

3. Принадлежность высшей законодательной, исполнительной и судебной власти федеральным государственным органам.

4. Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации.

5. Наличие (в большинстве современных федераций) двойного гражданства.

6. Наличие двойной системы налогообложения.

В зависимости от правовой основы федерации могут быть конституционными (факт образования таких федераций и основные принципы федерального устройства определяются Основным законом страны) и договорными (правовой основой федерации является договор субъектов).

По внутренней структуре федерации делятся на симметричные (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричные (с неравным правовым положением субъектов). Как правило, асимметрия образуется при закреплении в политико-территориальном устройстве национально-территориальной автономии национальных и этнических меньшинств (помимо федеративного устройства) или преимуществ определенных субъектов федерации, отражающих объективные исторические, экономические, политические, географические отличия различных регионов государства.

По системообразующим основаниям федерации делятся на административно - территориальные (образованные на основе территориального принципа) и национально - государственные (образованные по национальному признаку). Из современных федеративных государств лишь очень немногие являются национально-государственными (Россия, Югославия, Бельгия, Эфиопия, до 1993 г. - Чехословакия). Значительной особенностью обладает федеративной устройство Индии, основанное на национально-лингвистическом критерии. Большинство из существующих более чем 20 федеративных государств основаны на административно-территориальном принципе, который может допускать и существование национально-территориальной автономий, не обладающих суверенитетом субъектов федерации. Такое устройство присуще, в частности, Австрии, ФРГ, Малайзии, Пакистану, ОАЭ, Коморским островам, Нигерии, Танзании, Эфиопии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Канаде, Мексике, США, Австралии, Папуа-Новой Гвинее. Федерацией является и Швейцария, несмотря на закрепление в ее конституции государственного названия "конфедерация".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты