Гражданское общество в современной России

3. Перспективы развития гражданского общества

Как быстро может завершиться процесс формирования граждан­ского общества в нашей стране? В условиях низкого уровня граждан­ской культуры и отсутствия длительное время у россиян возможно­сти играть решающую роль в общественно-политической жизни рез­кий переход от тоталитарно-авторитарного общества к демократиче­скому неизбежно привел бы к охлократии, развалу государства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского обще­ства (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня).

Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный период тесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияния демократически сформированных органов правового государст­ва и институтов гражданского общества. Постепенно по мере повы­шения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государствен­ных проблемах, граждане через институты гражданского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходе политической рефор­мы члены общества должны иметь гарантированную законом и обес­печенную всем механизмом реформируемой государственной струк­туры возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень своей гражданской культуры.

Процесс формирования гражданского общества у нас имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены органичные вековые связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества) только начинают складываться. Государственные струк­туры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В таких усло­виях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация обще­ственного управления могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социаль­но-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного ре­гулирования и выбор правильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формирования гражданского общества.

Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от вла­сти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в годы уравнительного "социализма", привели к появлению значительных социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед рынком в опреде­ленной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приоб­ретает неуправляемый характер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущест­венной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях про­блемы социальной защищенности, социальной справедливости неза­висимо от чьей-то воли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план.

Не просто идет процесс формирования многочисленных новых общественных организаций и движений. К естественным трудностям их становления добавляется, и сознательное стремление придать им полугосударственный статус и тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесь может служить создан­ный еще в СССР Крестьянский союз, который фактически объеди­нил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сель­ских тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторых независимых профсоюзов (например, профсоюзов горня­ков) добиться путем организации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, все новых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей. При отсутствии нормальной налоговой системы тактика давления на любое правительство будет иметь серьезные отрицательные последствия для нашей экономики.[4]

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исто­рического развития она превратилась в мощное социальное образо­вание, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие обще­ственные образования экономического и социального порядка. При­своив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей госу­дарственной власти. Без ликвидации подобного противоестественно­го положения вещей развитие гражданского общества будет невоз­можно.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предпо­ложить, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительным и во многом болезненным. Из мировой практики основные направления его развития известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных сло­ев населения; создание необходимых условий для перехода к рыноч­ной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политиче­ских партий закону, обеспечение его верховенства; разгосударствле­ние собственности в самых разных формах и образование равноправных различных экономических субъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

Развал старой тоталитарной системы общественного управления породил многие негативные явления, такие, как национализм, сепа­ратизм, экстремизм, корпоративность и групповщину (имевшие мес­то и раньше, но в условиях реформирования общественной системы России последних лет эта тенденция усилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждения гражданского обще­ства. В условиях внерыночной экономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимся максимализмом и нетерпимостью способны привести общество к конфронтации, обост­рению социальных конфликтов. Чтобы сделать их наименее болез­ненными для общества (если не удастся избежать их вообще), необходимо прийти к гражданскому согласию, исходя из тех обществен­ных идеалов, которые выдвигались и отстаивались не одним поколе­нием людей всех стран мира. Пройдя длительную проверку време­нем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких поняти­ях, как "гуманизм", "демократия", "справедливость", которая в современных условиях должна пониматься как равенство всех граж­дан в правах и возможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайший плюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшего общественного развития, суще­ствующих среди российских граждан, подобное толкование и прак­тическое осуществление идеи справедливости способны сплотить ос­новную часть населения России. Тем самым будет установлен граж­данский мир, так необходимый для формирования гражданского общества в нашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление это­му процессу со стороны различных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарного к гражданскому обществу, на­иболее приемлемой, возможно, станет модель сильного государст­венно-либерального режима, который постепенно открыл бы дорогу к подлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашей страны к гражданскому обществу. Его главной задачей будет создание необходимых условий, при которых идущие в обществе процессы смогли бы войти в нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.[5]

 

Заключение

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

Список литературы

1.          Алексеев С. С. Государство и право. -  М.: ИНФРА-М. 2002.  - 376 с. 1996.

2.          Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития. – М.: Бизнес, 2003.  -342 с.

3.          Лазарев В. В., Общая теория права и государства. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 359 с.

4.          Мигранян А.М. Актуальные проблемы в праве. -  М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.  - 564 с.

5.          Протасов В. Н. Теория государства и права. – М.: Логос, 2001. – 280 с..

6.          Хропанюк В. Н. Теория государства и права. -  М.: Дело, 2002. - 376 с.


[1] Протасов В. Н. Теория государства и права. – М.: Логос, 2001. – С. 93

[2] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. -  М.: Дело, 2002. – С. 127

[3] Лазарев В. В., Общая теория права и государства. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 69

[4] [4] Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития. – М.: Бизнес, 2003.  –С. 135

[5] Мигранян А.М. Актуальные проблемы в праве. -  М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.  – С. 275.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты