Далее следует определение социально-правовых основ человеческого общества. Оно гласит: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремления к частью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья справедливая власть зиждется на согласии управляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления нарушает этот принцип, народ вправе изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью.
Провозглашение этих принципов означало отказ от феодально- абсолютистской идейной традиции. Оно также представляло собой революционную трактовку идей Просвещения, и прежде все учения Джона Локка «О царстве разума», основанном на «естественном равенстве людей», на свободе частой жизни личности и на праве частной собственности. Из соответствующей этому учению формулы неотъемлемых прав человека Томас Джефферсон решительно исключил обладание собственностью, заменив его стремлением к счастью. И этот выбор определил прогрессивное значение Декларации, так как наделял равными правами всех людей независимо от их имущественного положения.
Развивая идею равноправия, Декларация провозглашает народ единственным вершителем своей судьбы. Только на «согласии управляемых» основана власть правительства, и он вправе «изменить ли уничтожить» форму правления, если сочтут, если она противоречит их стремлению к «безопасности и счастью». Это положение означает, что провозглашенное Декларацией «право на революцию не подлежит никакому сомнению».
Спустя почти столетие после принятия Декларации президент США А.
Линкольн говорил: «Достоин любой чести Джефферсон, который в конкретной
напряженной обстановке борьбы за национальную независимость одного народа
проявил качества хладнокровия, предвидения и мудрости, введя в обычный
революционный документ абстрактную истину, действенную во все времена и для
всех народы».
И хотя лишь годы спустя стало широко известно, кем написана Декларация
независимости, ее создание явилось важной вехой в жизни и деятельности
Томаса Джефферсона. Это его творением был первый в истории государственный
документ, провозгласивший основой организации человеческого общества
народный суверенитет, равенство всех людей и неотъемлемое право не только
на жизнь, но и на свободу и стремление к счастью, но и на революцию во имя
этих целей. Идеям, выраженным в Декларации, он сохранил верность навсегда.
Почти три с половиной десятилетия после принятия ее конгрессом, в 1810
году, Томас Джефферсон писал, что забота о свободе и счастье людей должна
быть целью всякой политической организации и «всех человеческих усилий».
Декларация независимости на века прославила Джефферсона, поставив его
в один ряд с величайшими идеологами Просвещения. Но ее создание оказалось
только началом долгого пути, больших свершений. Томас Джефферсон взял на
себя труд подготовить проект конституции для штата Виргиния. Но этот проект
не был принят, так как в тот момент достаточно сильны были консерваторы.
Они взяли из проекта Джефферсона лишь несколько фраз, хотя и эти несколько
фраз определили достаточно прогрессивный характер виргинской Конституции.
Эти положения касались провозглашения народного суверенитета и права на
революцию, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей,
провозглашения и гарантирования свободы печати, запрета передачи должностей
по наследству, налогообложения без представительства. Консервативный блок
отверг ряд других положений, касающихся запрета на ввоз и торговлю рабами,
раздела государственных земель.
Таким образом принятая под давлением консервативных элементов виргинская конституция была направлена на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию войны за независимость в борьбу за демократические права граждан и социальные преобразования.
2. Программа демократических преобразований Томаса Джефферсона
В условиях неопределенного будущего молодой республики многим
импонировало стремление Джефферсона перейти от общих лозунгов к решению
реальных проблем. Программа его состояла в том, чтобы опираясь на
революционную волну и рост политической активности масс, заложить основы
будущего демократического государства, которое представлялось ему
республикой независимых фермеров. Только труд земледельца, считал он,
«пробуждает в человеке достоинства, стремление к справедливости, укрепляет
в нем дух республиканизма». Программа демократических преобразований в
штате Виргиния Томаса Джефферсона была обширна. Она включала ликвидацию
рабства и феодальных форм землевладения, а вместе с ним и господства
аристократии, распределение земель среди неимущих, избавление от
религиозного гнета, всеобщее образование, предоставление широким кругам
населения возможность участия в политической жизни страны.
Первое, к чему приступил реформатор, была попытка ликвидации системы
майората – порядка наследования имущества без отчуждения и право
первородства. Эта во многом несправедливая система носила характер
архаичной и феодальной, поэтому не устраивала Томаса Джефферсона. Поэтому
в октября 1776 года он внес в ассамблею предложение об отмене майоратства,
а позднее – и права первородства. Очевидна умеренность предложения
Джефферсона: он не собирался вводить уравнительное землепользование, а
хотел утвердить лишь равенство имущественных прав среди состоятельных
семей. Не случайно данный законопроект встретил слабое сопротивление и мало
что изменил в действительном положении вещей.
Гораздо более острой и значительной была его борьба за установление в штате религиозной свободы. Государственная англиканская церковь Виргинии своими преследованиями иноверцев, экономическим гнетом и связью с метрополией заслужила ненависть рядового фермерства. У убежденного атеиста и просветителя Джефферсона религиозная нетерпимость и англиканские священники вызвали искреннее возмущение. И именно в борьбе с ними он проявлял больше бойцовских качеств.
В ассамблею Виргинии он внес резолюции, предусматривавшие отделение церкви от государства, отмену законов, препятствовавших свободе вероисповедания, а также отмену привилегий священников англиканской церкви и налогов в ее пользу. Против Джефферсона поднялись приверженцы официальной церкви во главе с Пендлтоном и Николасом, которые сумели отстоять связь церкви с государством. Став губернатором, Томас Джефферсон возобновил свое наступление, но только в 1783 году его сторонникам удалось провести билль о религиозной свободе через ассамблею. Этот знаменитый закон, как бы распространивший принципы Декларации независимости на область религиозной свободы, по праву считается одним из замечательных документов американской истории. Его философская преамбула – это гимн разуму и совести, освобожденным от диктата церкви. Закон этот прогремел по всей стране, был восторженно встречен просвещенной Европой и укрепил международную репутацию автора. Не случайно Томас Джефферсон считал его в конце жизни одним из трех своих замечательных творений.
Самым интересным и характерным для Джефферсона был его законопроект
«всеобщего распространения знаний». В соответствии с традициями Просвещения
он считал образование залогом процветания республики, обеспечивающим мудрое правление и развивающим гражданские добродетели народа. Томас Джефферсон
подчеркивал, что образование «позволит ему разобраться в своих правах,
поддерживать их и разумно выполнять свою роль в деле самоуправления. И он
предложил трехступенчатую систему образования. В школах первой ступени
предусматривалось бесплатное трехгодичное обучение. Также планировалось
создание в Виргинии 20 школ второй ступени. Они, как и начальные, также
должны были содержаться за счет государства. Третьим звеном намеченной им
программы просвещения являлось создание содержащейся на государственные
средства общественной библиотеки. Данный законопроект не был однозначно
одобрен конгрессменами, так как они усмотрели в нем «брожение умов».
Однако, после долгой борьбы, которая длилась продолжительное время со всей
присущей Джефферсону настойчивостью и последовательностью, законопроект был
принят. Важное значение усилий в этом направлении состояло в том, что с
тех пор принцип ответственности общества, государства (а не церкви) за
воспитание граждан стал одним из существенных пунктов программы действий
прогрессивных сил Америки.
По плану Томаса Джефферсона в Виргинии была также создана новая, более либеральная судебная система. Будучи адвокатом, он сам видел неприглядность и вопиющую несправедливость британских королевских законов. Все судопроизводство сводилось к произволу, преступления и наказания были зачастую несоразмерны. Свою задачу Томас Джефферсон видел в упрощении судопроизводства, устранении разночтений, служивших пищей для крючкотворства. Но главное заключалось в том, чтобы «свести к определенной системе весь ряд подлежащих возмездию преступлений и дать соответствующую градацию наказаний». Свои мысли на этот счет он изложил в билле «О соотношении преступлений и наказаний». Но данный документ так и не стал законом, хотя отдельные его части были приняты виргинскими законодателями и способствовали расчистке путей для развития буржуазного законодательства, освобожденного от наследия феодальных перемен.
Нельзя не упомянуть и еще об одной законодательной инициативе Томаса
Джефферсона. Согласно предложенному им и принятому ассамблеей
законопроекту, все права и привилегии граждан Виргинии распространялись на
граждан остальных двенадцати штатов. Это был важный шаг, способствовавший
укреплению союза бывших североамериканских колоний.
Активность Джефферсона как законодателя в период 1776-1779 годов трудно переоценить. Он подготовил множество биллей, каждый из которых показывал осведомленность автора, его способность вникнуть в суть вопроса, мастерство аргументации.
Конечно, нельзя не видеть ограниченность этих реформ. Джефферсон,
мечтавший о республике равных, объективно расчищал почву для развития
буржуазной демократии со всеми ее язвами и пороками. Общечеловеческое
упиралось в капиталистическую форму собственности, справедливость на бумаге
становилась гарантией процветания немногих и угнетения большинства.
Представитель буржуазии периода ее революционности, Джефферсон верил, что
равные юридические права в сочетании с всеобщим образованием создадут
трудолюбивому народу условия для человеческого счастья. Но частная
собственность, хотя он и исключил ее из триады неотъемлемых прав,
оставалась экономической основой общественной жизни, и именно она порождала
неравенство и обесценивала многочисленные проекты. В этом заключалась
трагическая сторона реформаторской деятельности великого американского
гуманиста.
Осенью 1778 года Томас Джефферсон сосредоточил все свое внимание на
процессе создания федеральной конституции США, проходившем в Филадельфии.
Накануне республику потрясло восстание Даниэля Шейса. Движение
массачусетских фермеров-должников по-новому заставило Томаса Джефферсона
взглянуть на природу демократии. Его, прежде всего, стал интересовать
демократизм конституции и волновали сепаратистские устремления. Поэтому
Джефферсон выступил с рядом поправок.
Первое его возражение против предлагаемого проекта конституции заключалось в недоверии к предоставляемой ею возможности неограниченного числа переизбраний президента страны. Томас Джефферсон видел в этом прямой путь к диктатуре.
Второе – глубокое беспокойство по поводу гарантий прав гражданина. В письмах Медисону и другим своим друзьям он пишет о необходимости конституционного оформления и закрепления основных прав каждого избирателя и каждого гражданина вообще.
Томас Джефферсон продолжал протестовать против принципа переизбираемости президента., но главным предметов его размышлений все более становится билль о правах - совокупность конституционно закрепленных гарантий основных прав граждан, конституция должна была содержать и другие важные начала. Она определяет государственное устройство и характер внутреннего управления, она касается общественной жизни и положения граждан штатов. Поэтому конституция призвана в большей мере отразить права гражданина государства, оградить его от произвола верховных властей. От характера конституции зависела судьба демократии. Летом 1788 года эта мысль полностью овладевает Джефферсоном. Его наброски и переписка с друзьями составили то, что впоследствии принял конгресс первого созыва: десять первых поправок к конституции, билль о правах – свобода слова, печати, совести, право на суд присяжных, право носить оружие и ряд других демократических свобод.
Заключение
Конституция была принята в 1787 году и явилась результатом немалых
политических компромиссов и главной ее целью было скрепление союза штатов
более прочно. Принятие конституции как бы явилось логическим завершением
американской революции, огромнейшую и важнейшую роль в деле которой сыграл
Томас Джефферсон. Его вклад в дело борьбы за независимость и становление
государственности США трудно переоценить. Именно благодаря
целеустремленности этого политического деятеля в процессе завоевания
демократических свобод в дальнейшем вывело США из кризиса и способствовало
их дальнейшему политическому, экономическому и культурному развитию. Томас
Джефферсон проявил себя в период борьбы за независимость и становления
государственности как настоящий сын отечества, вникая абсолютно во все
вопросы и проблемы колоний того времени. Он зарекомендовал себя не только
как выдающийся политический деятельно, но и как дипломат, военно-
командующий и, самое главное, законотворец. Очевидно, что без участия
Томаса Джефферсона в американской революции результаты не были бы столь
значительными и колонии еще долго были бы разобщенными, что не привело бы
к становлению государственности.
Список использованной литературы:
"Новая История" под ред. Юровской - М., "Высшая школа", 1983 г.
Печатнов В. О. “Гамильтон и Джефферсон” - М, 1984
Покровский Н.Е. "Джефферсон вчера, сегодня, всегда", вступительная статья к
Г. Шелдон "Политическая…"
Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. “Томас Джефферсон” – М, 1976
Согрин В.В. “Основатели США: исторические портреты” – М, 1983.
Ушаков В.А. “Америка при Вашингтоне” - Л., "Наука", 1983 г.
“Хрестоматия по новой истории, 1640-1870” / под ред. Сироткина В.Г - М,
1990.
Шелдон Геррет "Политическая философия Томаса Джефферсона" - М,
"Республика", 1996 г.
Страницы: 1, 2