Ирак, кризис ООН




ГЛАВА 3. РОЛЬ ООН В ПОСЛЕВОЕННОМ УСТРОЙСТВЕ ИРАКА

3.1.Ирак: модели послевоенного устройства


      Иракская оппозиция рассматривает разные варианты построения новой государственности в своей стране. С одной стороны, во избежание религиозных распрей после возможной войны обсуждается так называемая модель конфессионализма по типу ливанской, когда высшие государственные посты пропорционально распределяются между представителями ведущих конфессий. С другой стороны, данная модель может завести в тупик, как это случилось в том же Ливане. Но даже если в Ираке будет избран такой вариант, этому должны предшествовать новая перепись населения и составление соответствующего общественного межконфессионального договора, который будет необходимо внести в Конституцию.

      В то же время в Сирии, например, межконфессионального согласия удалось достичь практически на неофициальной основе. Ряд заместителей министров в сирийском правительстве - христиане, среди высших чиновников есть даже евреи. Последнее неудивительно. Еще во времена Хафеза Асада, когда на волне антиизраильских настроений в Сирии были предприняты попытки еврейских погромов, глава государства сурово предупредил население о необходимости сохранить межконфессиональный мир. Погромщиков ожидали самые жестокие репрессии. Поэтому и не произошло массового исхода сирийских евреев в Израиль, как это было с иранскими и йеменскими евреями, когда те стали подвергаться гонениям со стороны властей.

      Крайне мало информации о современной религиозной жизни в Ираке. За последние 10 лет ни в России, ни за рубежом практически не было серьезных аналитических материалов по иракской экономике. Еще в 1989 г. Садам издал указ - за несанкционированную публикацию статистических сведений об Ираке виновные подлежат смертной казни[17].

      Правящая партия «Баас» стремилась привлечь верующих на свою сторону. До недавнего времени иракский флаг предельно напоминал сирийский, отличаясь только количеством звездочек. Но на иракском флаге примерно три года назад появилась надпись «Аллах Акбар».

      Баасистский режим в Ираке во многом был ориентирован на советскую модель с ее принципом однопартийности, с жестким подчинением по властной вертикали. При этом для внешнего имиджа власти декларировалась толерантность в религиозной сфере, в национальном вопросе. Ведь иракцы учились в нашей стране в совпартшколах, и принципы советского социализма весьма удачно переносились на баасистскую почву в Ираке.

      В то же время говорить о том, что Ирак (равно как и Сирия или Египет) - совершенно светская страна, было бы не правильно. Ислам тем и отличается от христианства, что он регламентирует нормы не только духовного поведения, но и повседневной жизни. Богословы (улемы) собираются и рассматривают сферы, где воля Аллаха жестко выражена, то есть известно, что разрешено и что запрещено, а также третью область, где воля Аллаха выражена неясно. Например, Коран запрещает изображения людей и животных, как идолопоклонничество. Поэтому долгое время арабские газеты выходили без фотографий и рисунков. В конце концов, улемы приняли решение не считать их «изображением людей и животных». На разрешение телевидения тоже потребовалась специальная фетва.

      Ни одна мусульманская страна, в том числе светский Ирак, не свободна от таких проблем, которые европейцам часто кажутся надуманными. Однако без знания особенностей религиозной и светской жизни арабских стран у политиков, в том числе в ООН велик риск совершения ошибок, на исправление которых, как правило, приходится затрачивать немалые усилия.

      Развитие ситуации в Ираке после отстранения Саддама Хусейна и его соратников от власти трудно прогнозировать. Как известно, большинство населения Ирака – 60% - это мусульмане-шииты, в то время как правящая партия БААС и ее лидеры представляют меньшинство - 40% населения – мусульман-суннитов. Часть населяющих южные и центральные провинции Ирака шиитов и их духовных лидеров традиционно тяготеют к Ирану, и уже одно это постоянно вызывало трения в межгосударственных отношениях. Роль шиитского фактора в расчетах Вашингтона и Лондона не может быть существенной. Шиитам Ирака вряд ли позволят даже надеяться на то, что их оппозиционность к Багдаду будет достаточно вознаграждена. События просто могут расчленить иракскую шиитскую общину на две-три части: антисаддамовскую, проиракскую и проиранскую со всеми вытекающими из этого последствиями.

      Другой, более тяжелой является курдская проблема. Северные провинции Ирака, населенные курдами, уже немало десятков лет являются зоной нестабильности, где действует ряд курдских партий и военно-политических организаций, провозгласивших своей главной целью создание собственного курдского государства. Вообще говоря, проблема курдского сепаратизма создает проблемы и для соседей Ирака – Турции и Ирана. Но курды практически всегда были разменной картой в большинстве геополитических игр в треугольнике Ирак-Турция-Иран. Этой картой пытались в свое время сыграть Великобритания и даже бывший СССР. Сегодня это намерены сделать США. Ясно, что эта игра может только лишь обострить курдскую проблему. Вашингтону в любом случае придется решать эту проблему. Конечно, если в планы администрации Дж. Буша входит фрагментация Ирака, то курдская карта может на самом деле оказаться козырной.

      Таким образом, отстранение от власти режима иракских баасистов и их нынешнего бесспорного лидера разрушили те скрепы, которые с момента получения Ираком независимости удерживали его в форме единого централизованного государства.

      Представляется, что все эти ожидаемые изменения в Ираке, имеющие разную степень вероятности, сегодня интересуют большую часть государств мира главным образом с точки зрения их влияния на состояние и перспективы рынка нефти.


3.2. Последствия кризиса вокруг Ирака для мира, международной
 безопасности и интересов России


      Сегодня предметом главного интереса становится вопрос о том, какими могут быть последствия войны для иракского государства и его народа, для региона Ближнего и Среднего Востока, а в перспективе – и всего мира. Вообще говоря, думать об этом должны все – и потенциальные агрессоры, и их возможные жертвы, и все остальные. Последствия, как известно, возникают в результате конкретных действий или процессов, а сами действия, если они не стихийные, чаще всего являются мотивированными, спланированными и направленными на достижение четко сформулированных целей, на решение вполне определенных и конкретных задач.

      Какие именно последствия новой войны против Багдада представляются неизбежными и важными с точки зрения их влияния на ситуацию в самом Ираке, обстановку в регионе и общую ситуацию в мире?

      Само содержание и характер операции «Шок и трепет», в ходе которой применялось большое количества современных высокоточных боеприпасов - ракет, авиационных бомб и кассет - практически по всем стратегически важным объектам Ирака вызвало серьезные потери среди военнослужащих и мирного населения, а также вывело из строя всю основную инфраструктуру страны, привело к невиданному разгулу мародерства и правовому беспределу, достаточно сказать, что мир лишился бесценных сокровищ, похищенных из музеев иракской столицы.

      Осуществлением военной акции, результатом которой стало отстранение от власти Саддама Хусейна и режима партии БААС, Вашингтон создал условия для приведения к власти в Ираке марионеточного правительства (по аналогии с Афганистаном), которое затем приглашает в страну американские нефтяные монополии и фактически отдает всю иракскую нефтяную отрасль под полный американский контроль, вытесняя из Ирака Россию, другие страны и их нефтяные компании. На этом этапе иракская нефть – главный объект стратегического интереса США. Овладев этим ресурсом, нынешняя американская администрация добивается отмены санкций против Ирака, а затем за счет дешевой (но только для американской экономики) иракской нефти обеспечивает позитивный перелом в нынешних пессимистических тенденциях развития экономики США, снижает зависимость Соединенных Штатов от саудовской нефти и одновременно создает для себя дополнительный рычаг давления, как на остальные нефтедобывающие страны, так и на государства, зависимые от поставок арабской нефти, а это, в первую очередь, Западная Европа, Япония и Китай. Таким путем США подтверждают и усиливают свои претензии на роль глобального центра силы в мире XXI века.

      Как отмечают эксперты[18], в мировой прессе появились сообщения о том, что у США есть план установления своего рода международного протектората над Ираком на неопределенный период, включая пребывание там многонациональных сил, цель которых – не допустить хаоса и кровопролития. Существует вроде бы даже намерение сделать Ирак «витриной демократии» в арабском мире; проводятся аналогии с тем, что было проделано в Германии и Японии после второй мировой войны, когда иностранная оккупация способствовала искоренению фашистских и милитаристских традиций, произошла демократизация и модернизация общества.

      Но у иракцев нет того рационализма, той самодисциплины, которые позволили немцам в 1945 году осознать, что раз война проиграна, необходимо перевернуть страницу истории и сжечь все, чему поклонялись. Нет у них и уникального, впитавшего в себя древние традиции лояльности менталитета, позволившего японцам мгновенно перейти от готовности умереть за императора к столь же абсолютной готовности выполнить приказ императора – капитулировать и подчиниться победителям. А самое главное – иракцы не воспримут поражение как божью кару за грехи и преступления; все неизбежные неурядицы и междоусобицы, все кровопролитие будет поставлено в вину американцам точно так же, как сейчас в нищете и страданиях обвиняют не Саддама, а Америку. Недавняя история многих стран показала, что конец стабильности, наступление эпохи перемен и неуверенности побуждают людей забыть прегрешения свергнутой диктатуры и начать ностальгически вспоминать о стабильности и предсказуемости прежней жизни.

      Многие аналитики сходятся во мнении, что овладение иракскими нефтяными запасами является всего лишь первой, хотя и весьма важной, целью общего стратегического замысла администрации США. Установление контроля над Ираком создает для Вашингтона серьезные возможности для достижения следующей вожделенной цели – возвращения в Иран. Не случайно же Иран поставлен в центр очередной геополитической конструкции американской администрации - т.н. «оси зла». В какой форме и какими путями будет происходить указанное возвращение – это уже другие сценарии, контуры которых еще только намечаются.

      Последствия американской военной акции против Ирака для России могут быть плохими или очень плохими. Это будет очередной выход США в своих действиях за рамки международного права. Кризис в Ираке нанес существенный ущерб политике и позициям России, выступающей за повышение роли ООН как единственного легитимного органа и инструмента разрешения международных споров, поддержания международного мира и стабильности. Россия неизбежно столкнется с негативными геостратегическими последствиями долгосрочного характера. С уходом Саддама Хусейна и передачей власти в Ираке марионеточному режиму сохранение Россией своих экономических позиций в Ираке стало проблематичным. Открытие мировых рынков для иракской нефти может привести к обвалу мировых цен на нефть (по прогнозам, до 12-18 долл. за баррель), что создаст для экономики России ситуации, близкую к катастрофической. Из-за несостоятельности нашей информационной политики российское общество имеет очень слабое представление о реальной ситуации в Ираке и о возможностях российско-иракского сотрудничества. Похоже, что во многом именно по этой причине на общественном и политическом уровне судьба Ирака и его народа пока не стали в России темой, осознанно и целенаправленно увязываемой с российскими национальными интересами и судьбами нашей страны. Только буквально в последние месяцы российская общественность стала получать более-менее приемлемый объем информации о ситуации вокруг Ирака.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты