Иран после Второй Мировой войны
С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался в
сложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороны
Берлина, Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера, опасаясь реакции
Лондона. Недовольный нерешительностью шаха, фюрер послал в Иран Канариса с
инструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха", если
обнаружится, что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольству
Германии нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью в
Иране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушении
Тегераном ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска на
основании указанного Договора были введены в Северный Иран, а британские
части по договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужден
отречься от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви,
правившего страной с 1941 г. по 1979 г.
Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от перспективы военных действий на его территории, способствовала его экономическому развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нужд антигитлеровской коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР и экономической и иной помощи союзных Держав (поставки продовольствия, борьба с нашествием саранчи и т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племен выдали союзникам главу германской разведки в Иране Майера, отказавшись от профашистской деятельности
Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими,
британскими, а позднее и американскими войсками способствовали
компрометации реакционных кругов и усилению национально-демократического
движения. В наибольшей степени этот процесс развился в советской зоне
оккупации, на Севере, где окрепли позиции иранских коммунистов из Народной
Партии Ирана (НПИ), Демократической Партии Курдистана (ДПК),
Демократической Партии Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПА
добились широкой национально-культурной автономии с правом проведения
аграрных преобразований, причем Тегеран обязался демократизировать весь
Иран по образцу иранского Азербайджана (в состав Правительства Кавама даже
были включены 3 члена ЦК НПИ). Как показали последующие события, эти
временные уступки были сделаны Тегераном для накопления сил и последующего
разгрома национально-демократического движения, на чем настаивали Лондон,
Вашингтон, АИНК, вожди кочевых племен, реакционная иранская военщина.
Внутриполитическая борьба в стране происходила на фоне усиливающегося англо-
американского противоборства за влияние в Иране.
Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг.
воспрепятствовал модернизации страны, жизненный уровень которой был в 2, 5
раза ниже турецкого, что было залогом будущих социальных взрывов и
дальнейшего ослабления ее самостоятельности на международной арене.
Наиболее дальновидные представители правящих кругов видели гарантию
сохранения социально-политической стабильности в стране в форсировании
экономического развития, что было невозможно без использования доходов от
иранской нефти на благо самого Ирана, а не АИНК. Таким образом,
нефтедоллары рассматривались ими в качестве заменителя коренных социально-
экономических преобразований. Сторонники подобной политики объединились в
Национальный Фронт (НФ) во главе с Мосаддыком (аристократ по рождению,
экономист по образованию, бывший дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгом
национализации иранской нефти победил на выборах и приступил к реализации
своей программы
Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными
богатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические,
прежде всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать в
борьбу широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30
гг., борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чем
свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых
организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбы
с империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы с
империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала
консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от
Мосаддыка, а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению
на антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту
Ирана на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы
итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить
взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э.
Маттеи в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ и
Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать
ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия
внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти
социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической
изоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате
государственного переворота 1953
Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением
позиций империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной
Тегерана был создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как
"Семь сестер", для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили
несколько американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл
(14%), Франсез де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушена
не Тегераном, а ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана
генерала Захеди вопреки Закону 1951 г. о национализации национальных
нефтяных богатств согласилось на деятельность МНК в стране до 1994 г. при
расширении площади концессии без права ее аннулирования Тегераном в
одностороннем порядке. Реальный выигрыш Ирана заключался в обязательстве
МНК отчислять ему прибыли по принципу "фифти-фифти" плюс 12% добываемой
нефти. Не желая укрепления экономической самостоятельности Ирана, МНК
ограничивался расширением добычи и вывоза сырой нефти без создания системы
нефтепереработки.
Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами
сопровождалась укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с
Вашингтоном. В 1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО),
отказавшись тем самым от официально нейтрального статуса (за сопротивление
такому изменению основ внешней политики было арестовано более 600
офицеров). Была одобрена "доктрина Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнуто
советское предложение заключить Пакт о ненападении, поскольку такой
документ ограничил бы возможности американо-иранского военно-политического
сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4 раза превосходили
государственные инвестиции в экономику. Большая часть американской помощи
Ирану направлялась в строительство военной инфраструктуры. Страна
запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых долгов превосходила
поступления от новых займов. Экономические планы промышленного
строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского хозяйства,
и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в деревне.
Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и
политического кризиса.
Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.)
"Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны, так и настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американская помощь союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих странах). Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с полуфеодальным землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис и проводил реформы своими декретами.
Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов и
ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг.
площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальные
передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг.
был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель
(устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющим
капиталистические методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство
создавало условия для кооперативного движения и для крупных зерноводческих
хозяйств на государственных землях. В целях общекультурного подъема села
туда были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и
здравоохранения.
Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы.
В 60 гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским
малоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и не
могло быть), но социальная база шахского режима в деревне резко увеличилась
на указанное десятилетие. С другой стороны, парцеллизированное с/х в эти
годы само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с
необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к
с/х импорту. Таким образом, уже в 60 гг. наблюдаются противоположные
социальные и экономические последствия аграрных преобразований.
В 70 гг. выявилось, что темпы аграрных преобразований в стране оказались слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянства через короткий период малоземелья приходит процесс обезземеливания обуржуазивающейся деревни, земли которой интенсивно переходят в руки деревенской кулацкой верхушки и тех же бывших помещиков (около 30% деревенского населения). До 41% крестьянства были вынуждены в 70гг. мигрировать в города, не нуждавшиеся в таком количестве рабочей силы, и составили там значительный слой маргиналов, взрывоопасный в плане социального протеста, традиционно массового в этой стране.
Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного
роста благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притоку
нефтедолларов, особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78
гг. со 100 долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства
составляли 8,8% в год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг.
Однако эти блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития
сборочного производства, не укрепляющего экономической самостоятельности
страны и, что самое существенное, на путях развития капитализма сверху,
блокирующего возможности демократического развития капитализма снизу с
втягиванием в буржуазно-рыночные отношения основной массы населения.
Следовательно, капиталистический прогресс обеспечивал средства для
существования незначительной части населения. В то же время не только в
деревне, но и в городе старые формы существования разрушались быстрее
утверждения новых.
Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том, что темпы
модернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывали
национально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишком
серьезное сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционного
иранского общества на утверждение новых буржуазных норм и условий
существования, возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белой
революции" оказались слишком большие доходы от нефти (в результате
повышения цен на нее с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд.
нефтедолларов, из которых 40 млрд. были истрачены на силовые структуры и
столько же на государственные промышленные проекты). Уникальное явление в
мировой практике реформ - наличие средств, и наличие мощного репрессивного
аппарата побудили Шаха игнорировать оппозиционные преобразованиям силы
(вместо кропотливой работы с оппозицией для ее раскола и привлечения части
ее на свою сторону Шах практиковал ее тотальное подавление).