Дорогу арабам и другим мусульманам в США открыли крайне либеральные иммиграционные законы, принятые Конгрессом в 1966 г. Они обеспечили наплыв обитателей северной Африки, Среднего и Ближнего Востока, сыгравших роль передового отряда ислама. А затем начался естественный процесс роста их общины за счет массового притока близких родственников и невероятно высоких темпов рождаемости.
Вторая волна хлынула на американский берег в 1990-х годах после первой войны с Ираком, ее приливы продолжаются и в наше время. В отличие от многих этнических общин, систематически оседавших в США, арабы и другие мусульмане отнюдь не стремятся в пресловутый "плавильный котел".
Они не только свято берегут родной язык и обычаи своей родины, но, прежде всего религию.
Еще в начале 70-х стало организовываться арабское лобби. Национальная ассоциация американских арабов /НААА/ была образована в 1972 году. Это была первая арабская организация, официально зарегистрированная как лоббистская и сформировавшая Комитет политического действия /КПД/. Она добивалась, чтобы американская политика содействовала объединению Ливана и его стабилизации и предлагала создание палестинского государства как решение палестино - израильского конфликта. Более крупной и более социально ориентированной организаций был Американо-арабский антидискриминационный комитет, созданный в 1980 г. под руководством Джеймса Абурезка из Южной Дакоты /конгрессмена арабского происхождения/, который основное внимание в своей деятельности уделял отстаиванию гражданских прав арабов-американцев и борьбе за права палестинцев на территориях, оккупированных Израилем.
Третья организация – Арабо-американский институт /ААИ/, создана в 1985 г. Джеймсом Зогби, ветераном политических кампаний /обычно он выступал на стороне Демократической партии/ и основателем одной из наиболее надежных организаций, занимавшейся опросом общественного мнения. ААИ занимается исследованиями и составлением политических сводок относительно положения арабов-американцев, их положения в обществе и освещения в СМИ, а также способствует активному участию американцев арабского происхождения в различных кампаниях и выборах.
Несмотря на изобилие мусульманских и арабских организаций, пытающихся воздействовать на американскую политику, их реальное влияние довольно скромное, и иногда «победы», о которых они «громко распространяются», оказываются на поверку откровенно пустыми. НААА сумела добиться аудиенции с президентом Фордом в 1975 г. /подобные встречи происходили и с каждым последующим президентом/ и с некоторыми высокопоставленными политиками. Наличие /или давление/ мусульманских организаций было «вознаграждено»: эйд-посланиями из Белого дома, которые начались с президента Буша-старшего в 1990 г., формальными приглашениями на ифтар в период президентства Клинтона, добавлением полумесяца наряду с менорой и крестом как Рождественского украшения на лужайке перед Белым домом, а также почтовыми марками по случаю праздника Ид аль-Фитр, выпущенными в 2001 г. /до 9/11/. В 1993 г. капитан Абдул Рашид Мохаммад был назначен первым мусульманским капелланом в армии США, мусульманам, служащим в вооруженных силах, позволили посещать общинные молитвы по пятницам, и мусульманские имамы стали приглашаться на процедуры благословения перед началом работы обеих палат Конгресса. По крайней мере, на уровне риторики большинство представителей властей, занимающих ответственные позиции, попытались проводить различие между исламом в реальности и исламом, который злостно искажают американские популярные СМИ и некоторые немусульманские религиозные лидеры.
Мусульманские организации осудили акты терроризма, что особенно важно из-за широко распространенного представления, что мусульмане если не одобряют, то игнорируют подобные безрассудные преступления ненависти и насилия. Они сделали это посредством различных статей в СМИ и ток-шоу, публичных выступлений и официальных деклараций. САИО /CAIR/ собрал тысячи подписей под петицией, озаглавленной «Не от имени ислама», а Совет по фикху Северной Америки выпустил в 2005 г. фетву /правовое мнение с соответствующими цитатами из Корана и сунны/, одобренную примерно 150 мусульманскими организациями; в обоих документах содержалось безоговорочное осуждение терроризма и религиозного фанатизма. Мусульманские объединения не только призвали к освобождению американских заложников, удерживавшихся мусульманскими экстремистами, но и вызвались быть посредниками и даже послать своих эмиссаров в проблемные регионы /например, в Ирак/, чтобы обеспечить безопасность захваченных. Они пытались разъяснять мусульманские взгляды и чувства относительно веры, Пророка или Священного Корана. Принимали участие в дискуссиях в Дании и других странах Европы, пытаясь разъяснить свою позицию, когда пересекались, с одной стороны, права на свободу высказывания, а с другой – религиозные чувства правоверных.
Однако большинство этих достижений были скорее символическими, чем существенными. В специальных вопросах, особенно касающихся внешней политики, их влияние было довольно ограниченным, а успехи – весьма незначительными. Это, в частности, можно проиллюстрировать на примере американских планов по продаже оружия арабским странам. Так, когда президент Форд предложил продать передвижные зенитные комплексы HAWK Иордании, ему пришлось пойти на компромисс и, в конце концов, продать лишь стационарные установки. Когда президент Картер хотел снабдить истребителями F-15 Саудовскую Аравию, разгорелась «лоббистская битва» между произраильскими организациями, которые хотели не допустить этой сделки, и вновь оживившимися арабскими группировками, требовавшими ее проведения.
Одна сторона утверждала, что продажа современных истребителей будет угрожать безопасности Израиля, в то время как другая сторона указывала, что Саудовская Аравия – «умеренное государство», богатое и дружески расположенное к американским интересам. В итоге, Саудовская Аравия получила желанные F-15, но с условием, что они не будут использоваться против Израиля и не будут снабжены установками для сбрасывания бомб или ракет системы «воздух-воздух». Когда президент Рейган вознамерился передать Саудовской Аравии радары, снабженные электронными системами наблюдения, предназначенными для ВВС, соответственные лобби вновь заняли противоположные позиции. Опять-таки Саудовская Аравия получила 5 систем AWACS, но еще раз на их использование было наложено несколько ограничений, и данная сделка была сбалансирована предложением снабдить Израиль различными видами вооружения и предоставлением ему дополнительной экономической помощи.
Нельзя не сказать и о том, что уязвимость мусульман в США стала особенно остро ощущаться после 11 сентября 2001 года, когда им пришлось сталкиваться с проявлениями ненависти, нарушениями гражданских прав и свобод, придирками в аэропортах, ограничениями в визах и поездках, вандализмом в мечетях, замораживанием счетов ряда мусульманских благотворительных организаций, дискриминацией при приеме на работу или же с враждебным окружением на работе. Мусульманские узники, находившиеся в тюрьмах, страдали порой больше всего, ибо им приходилось сталкиваться с оскорблениями, граничащими с богохульством, при исполнении своих религиозных обязанностей, и если мусульмане, как обычно, проявляли религиозную терпимость по отношению к другим, то они не получали ее в ответ. Члены мусульманских организаций /Совета по американо-исламским отношениям, Мусульманского совета по общественным взаимоотношениям, Американского мусульманского совета и недавно созданного Североамериканского совета мусульманских женщин/ встречались несколько раз с представителями госдепартамента и получили от них гарантии справедливого обращения и религиозного понимания /особенно в таких вопросах, как ношение бороды мужчинами, головных платков – женщинами, а также относительно соблюдения времени молитв и употребления халяльных продуктов питания/. Хотя это, понятно, никак не назовешь победой во внешней политике, мусульмане, по крайней мере, смогли использовать внешнеполитический инструмент для исправления ситуации в стране их проживания.
Опрос ABC News, проведенный в марте 2005 г. показал, что:
● Если раньше только 14% американцев считали, что ислам поощряет насилие, то к 2005 году их число составило 34%;
● Процент считающих, что ислам не учит уважению убеждений последователей других религий подскочил до 43% с прежних 22%;
● Но при этом в исследовании отмечается, что люди, которые считают, что они понимают ислам, гораздо чаще воспринимают его положительно. Среди американцев, которые считают, что они понимают эту религию, 59% называет ее мирной, 46% думают, что она учит уважению убеждений других.
Действия мусульманской общины сейчас в основном направлены на развенчание мифов об исламе, созданных СМИ Америки. Так, в США начал вещание первый англоязычный кабельный телеканал для мусульман, сообщает газета Washington Times. Поводом к созданию Bridges TV стало желание продемонстрировать американцам истинное лицо быстрорастущего мусульманского сообщества и реальную картину их жизни.
Правительство США, в свою очередь, выпустило ряд видеороликов о жизни мусульман в Америке. По замыслу авторов, эти фильмы призваны развеять популярные среди мусульман мифы о преследовании ислама в США. Однако, правительства исламских стран сочли содержание этих роликов не соответствующим действительности и власти Ливана даже запретили их показ в своей стране. Комментируя этот шаг, министр информации Ливана Гази Ариди заявил: «Эти фильмы содержат слова, противоположные истине. В них говорится, что Америка хорошо относится к арабам и мусульманам, а это неправда». Такие заявления небеспочвенны. Так, в США зафиксировано множество случаев высылки из страны мусульман, имеющих проблемы с визами. При этом отношение к нарушителям другого вероисповедания гораздо более либерально. Кроме того, по оценкам общественной организации «Совет по американским исламским связям» (Council on American Islamic Relations, CAIR), в 2002 году число антиисламских актов в США выросло на 15% по сравнению с 2001 годом. Т. е. акции возмездия продолжаются. Американское правительство сейчас ищет новые пути диалога с мусульманами своей страны, однако способ разрешения сложившейся ситуации американские политики видят только один - модернизировать ислам.
После избрания президентом Барака Обамы в США произошло интересное явление. Еще 10-15 лет назад, и тем более после 11 сентября 2001 года, мусульмане США старались вести себя тихо и скромно, но в последние годы община решила изменить политику и выделяться. Они решили показать себя будущим Америки и потребовать достойного представительства и финансирования для общины, претендующей на центральное место в американском обществе.
Рекламные компании, ориентированные на мусульманский сектор, и общинные организации готовят детей мусульман к поступлению в престижные университеты. Например, специалисты показывают, что мусульмане почти не поступают на юридический факультет и журналистику, области, в которых бросается в глаза присутствие евреев. Мусульманская община работает над тем, чтобы заполнить этот пробел.
Около 70% американских мусульман «очень хотят» увеличить свое представительство во властных структурах США.
Еще одна опасная тенденция: между мусульманами и остальным американским населением практически нет связей, то есть, нет смешанных браков и социальных связей. Соединенные Штаты, безусловно, страна общин, которые варятся в «собственном соку», но мусульмане отличаются этим в еще большей степени.
Исследование Cornell University приводит следующие результаты:
● Около 44% американцев заявили, что они считают необходимым ввести некоторые ограничения гражданских свобод в отношении мусульман;
● 26% заявили, что правоохранительным органам США следует тщательнее контролировать мечети;
● 29% согласились с тем, что сотрудники правоохранительных органов должны проникать в мусульманские общественные и добровольческие организации, с тем, чтобы отслеживать их деятельность и финансовые потоки;
● 65% тех, кто назвал себя религиозным, отказывались заявлять, что ислам поощряет насилие больше, чем это делают другие религии. Напротив, 42% респондентов, которые сказали, что они не испытывают религиозных чувств, представляют ислам, религией поощряющей насилие.
Эти и другие факторы приводят к тому, что неуклонно растущая численно и наращивающая степень своей интеграции мусульманская община, все еще слабо представлена во многих сферах общественной жизни Америки. Мусульманское представительство во власти продолжает оставаться ничтожно малым, несмотря на то, что в последние годы внутренняя и внешняя политика американской администрации непосредственно затрагивает интересы мусульман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя деятельность арабских мусульманских организаций, мы пришли к следующим выводам:
1) По сравнению арабского лобби с армянским, израильским и греческим видно, что арабское лобби всё ещё находится на стадии формирования, развития и продвижения в том направлении, в котором они смогут оказывать больший эффект на американский политический процесс.
2) Растущая численно и наращивающая степень своей интеграции мусульманская община, все еще слабо представлена во многих сферах общественной жизни Америки.
3) Мусульманское представительство во власти продолжает оставаться ничтожно малым, несмотря на то, что в последние годы внутренняя и внешняя политика американской администрации непосредственно затрагивает интересы мусульман.
4) Влияние на политический процесс арабского лобби пока не дало сколько-нибудь серьезных и видимых результатов.
Недостаток особых достижений никоим образом не является виной мусульманских организаций в США. Для того, чтобы хоть как-нибудь повлиять на политический процесс им приходится приходится преодолевать невероятные препятствия, вызванные исламофобскими предрассудками, постоянно обороняться и решать множество проблем местного значения. Действительность 9/11, продолжающаяся «война против террора», сектантские и внутренние конфликты в исламском мире, о которых красочно сообщают западные СМИ, непрекращающаяся словесная и физическая нетерпимость со стороны некоторых мусульманских экстремистов в ряде стран в отношении Запада и его представителей - все это накладывает огромную тень на действия и надежды мусульман в Америке. Однако важно не то, чего достигли мусульманские организации, а то, что они сумели выжить в столь недружественном окружении и готовятся к будущему. Они движутся от относительной безвестности и маргинальности к представляющему большинству американского политического процесса, и их голоса становятся более громкими и уверенными, уже являясь неотъемлемой частью в общенациональном дискурсе.
В последнее десятилетие арабское лобби существенно набирает силу. Основная цель арабского лобби сегодня – добиться, чтобы США проводили сбалансированную политику по отношению к арабам в США и более активно развивали отношения с арабским миром. Кроме того, делается все возможное, чтобы донести до американского руководства точку зрения арабов на различные региональные проблемы, в том числе на арабо-израильское урегулирование. Тем не менее, пока арабское лобби не может на равных конкурировать с произраильскими группами интересов, поскольку не имеет такого опыта и связей, а главное, располагает гораздо меньшими финансовыми и организационными ресурсами.
Однако, по нашему мнению, арабское лобби будет развиваться и его влияние на американский политический процесс станет колоссальным. Более того, ислам становится популярным среди коренных жителей США. А это означает, что мусульманская община будет расширяться, а её влияние увеличиваться.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция США. Первая поправка к Конституции США от 1791 года.