Источники финансирования террористических организаций на Ближнем Востоке

Некоторые благотворительные и гуманитарные фонды используются международными террористами не только с целью получения и отмывания денежных средств, но также для облегчения их деятельности благодаря использованиию статуса этих организаций, который предоставляет определенные льготы. С этим столкнулись американские военные в ходе своих операций в Афганистане и Ираке, когда подозреваемые ими в поддержке террористов лица предъявляли документы гуманитарных организаций. Следует отметить, что американские военные под предлогом проведения контртеррористических операций не раз совершали противоправные действия в отношении активистов гуманитарных и благотворительных организаций, тем самым препятствуя оказанию помощи крайне нуждающимся в ней народам Афганистана и Ирака.

К числу организаций, заявивших о гуманитарном и благотворительном характере своей деятельности и имеющих крайне разветвленную сеть представительств, относится и "Международная Исламская Благотворительная Организация" (IIRO). Филиппинское отделение этой организации с 1986 г. по 1994 г. возглавлял зять Бен Ладена, Мухаммад Джамал Калифа. Через счета этой организации переправлялись средства террористическим группировкам, входящим в состав "Аль-Каиды". В 2001 г. канадскими властями был арестован проживавший в то время на территории этого государства Махмуд Джубейлла, который был объявлен Интерполом в международный розыск по обвинению в причастности к деятельности египетской террористической организации "Исламский джихад". В ходе расследования Интерпола, а затем и канадских правоохранительных органов была установлена причастность Джубейлла и к "Международной Исламской Благотворительной Организации". В акциях этой организации также принимал участие Файез Ахмед, один из террористов, совершивших нападения на здания Всемирного Торгового Центра 11 сентября 2001 г. По словам отца Ахмеда, последний, накануне совершения теракта, рассказал, что отправляется за границу по поручению представителей "Международной Исламской Благотворительной Организации". В ходе спецопераций израильских войск на Западном берегу реки Иордан в офисах комитета "Тулькарм закят" (общественной организации, чьей целью, по данным уставных документов, является оказание помощи правоверным мусульманам), контролируемого движением "Хамас", были изъяты документы, свидетельствующие о том, что на счета этого комитета и некоторых других "Международной Исламской Благотворительной Организацией" было перечислено более 280 тыс. долл.28

"Международная Исламская Благотворительная Организация" (IIRO) входит в состав "Мусульманской Мировой Лиги", которая образована на средства и всячески поддерживается руководством Саудовской Аравии. В марте 2002 г. в офисах этих организаций, расположенных в северной Виргинии, сотрудниками министерства финансов США были проведены обыски с целью обнаружения улик, свидетельствующих об участии этих структур в получении, перераспределении и отмывании денег "Аль-Каиды"29. Министерство финансов США арестовало счета других фондов, входящих в состав "Мусульманской Мировой Лиги", подозреваемых в финансировании террористических организаций, отмывании денег и других видах преступной деятельности. К числу подобных организаций была отнесена "Рабита Траст". Ее штаб-квартира расположена в Пакистане. В 1999–2001 гг. эта организация оказывала финансовую помощь движению Талибан30.

В октябре 2002 г. представители вооруженных сил НАТО провели расследование деятельности "Саудовской Высшей Комиссии по оказанию помощи Боснии", которая была образована принцем Сулейманом бен Абдель Азизом и поддерживалась королем Фахдом. По данным НАТО, один сотрудник этой комиссии вел телефонные переговоры с Усамой бен Ладеном и другим руководителем "Аль-Каиды" Абу Зубайдой с тем, чтобы подготовить нападение на американское посольство в Сараево. Представители НАТО также попытались заблокировать банковские счета этой организации, однако незадолго до начала расследования 41 млн. долл. был снят членами этой организации.

Существует еще ряд благотворительных и гуманитарных организаций, которые были заподозрены в действиях, идущих вразрез с декларируемыми целями. Для предотвращения противоправной деятельности подобных организаций и препятствия финансированию террористических группировок, администрацией Джорджа Буша был составлен своеобразный "черный список", в который вошли имена физических и названия юридических лиц из всех стран мира (в общей сложности около 191). По словам министра финансов США, около 150 стран последовали примеру США и заблокировали деятельность многих организаций, арестовав более 70 млн. долл. на их активах. Представляется возможным говорить о готовности большинства стран мира сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Следует отметить, что такая борьба является одной из наиболее сложных и животрепещущих проблем, с которыми сталкиваются страны Ближнего Востока. Многие государства этого региона пошли на организацию, укрепление и активизацию борьбы с противоправной деятельностью на своих территориях. В некоторых странах Ближнего Востока в рамках этого процесса были созданы антитеррористические комитеты и комиссии. Деятельность подобных комитетов и комиссий часто встречает ожесточенное сопротивление со стороны преступных организаций. Примером подобной реакции может служить теракт, совершенный членами организации "Бригады аль-Харамейн", в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Теракт произошел 21 апреля 2004 г. неподалеку от здания, в котором расположена одна из служб безопасности, специализирующаяся на борьбе с терроризмом. Примечательно, что накануне этого события наследный принц Саудовской Аравии выступил с официальным заявлением, в котором подчеркнул стремление своей страны приложить все усилия для борьбы с терроризмом. Однако следует отметить, что, несмотря на подобные заявления, которые в последнее время звучат все чаще, имеются данные о том, что отдельные члены правящей королевской семьи Саудовской Аравии активно помогают представителям террористических организаций и членам их семей, в частности, "Хамас", "Исламский джихад" и т.п. В течение долгого времени правящая монархия Саудовской Аравии являлась основным спонсором террористических движений, ведущих подрывные и военные действия в отношении Израиля. Для помощи подобным движениям были сформированы "Народный комитет помощи палестинским муджахидинам" и "Комитет поддержки интифады Аль-Кудс, а также "Фонд аль-Аксы", на нужды которых было выделено около 15 млрд. саудовских реалов, что при пересчете составляет 1 млрд. долл. Эти средства были направлены саудовскими властями на продолжение интифады на оккупированных палестинских территориях, которую саудовские официальные лица называют "джихадом" или "сопротивлением".

"Народный комитет помощи палестинским муджахидинам" был образован после арабо-израильской войны 1967 г. Его возглавил принц Салман бен Абдель Азиз. В феврале 1994 г. король Фахд Ибн Абдель Азиз издал очередной указ об оказании всесторонней помощи "членам семей мучеников-борцов за освобождение Палестины"31 в рамках национальной кампании по сбору необходимых средств. Комитет собрал на заявленные цели около 300 млн. сауд. реалов32.

В октябре 2000 г. в Каире состоялась встреча на высшем уровне, в ходе работы которой было одобрено предложение Саудовской Аравии создать два фонда: "Фонд интифады Аль-Кудс" (уставной капитал 200 млн. долл.; цель – оказание помощи семьям палестинцев-смертников, убитых во время интифады "Аль-Кудс") и "Фонд Аль-Акса" (уставной капитал 800 млн. долл.; цель – разработка и финансирование проектов по сохранению арабского и исламского облика Иерусалима, а также поддержка освободительной борьбы палестинского народа)33. Наследный принц Абдалла бен Абдель Азиз заявил, что саудовская сторона готова внести четверть от общей суммы уставных капиталов этих двух фондов, т.е. 250 млн. долл., а также сообщил, что король Саудовской Аравии Фахд Ибн Абдель Азиз возьмет на попечение 1 тыс. семей палестинских террористов-самоубийц. Было также сообщено, что губернаторам провинций в Саудовской Аравии предписано донести до каждого гражданина этого государства мысль о необходимости его участия в сборе средств в пользу "Фонда интифады Аль-Кудс". Принц Наиф бен Абдель Азиз, министр внутренних дел Саудовской Аравии, возглавил "Саудовский комитет поддержки "Фонда интифады Аль-Кудс" и "Фонда Аль-Акса", который перечислил на счета этих организаций более 15 млрд. сауд. риалов. В дополнение к этому принцем Наифом был образован комитет, который выделил 20 тыс. сауд. риалов (более 5 тыс. долл.) каждой семье смертника.

Говоря о средствах, которые имели в своем распоряжении "Народный комитет помощи палестинским муджахидинам", а также "Фонд интифады Аль-Кудс" и "Фонд Аль-Акса", можно привести следующую статистику за период с января 1998 г. по июнь 2003 г.36

Следует отметить, что один из основных получателей материальной помощи со стороны Саудовской Аравии – Организация Освобождения Палестины, признанным лидером которой является Ясир Арафат. С января 1998 г. по июнь 2003 г. в официальных документах, представленных государственными организациями Саудовской Аравии, сообщается о проведении переговоров палестинской и саудовской сторонами о выделении ООП различных по объему денежных сумм. "С палестинской стороны в разное время в переговорах и встречах принимали участие Набиль Шаат (бывший в свое время министром иностранных дел Палестинской Национальной администрации), Мустафа Хашем Диб (палестинский посол в Саудовской Аравии), с саудовской – принц Наиф бен Абдель Азиз (министр внутренних дел Саудовской Аравии), принц Сальман бен Абдель Азиз (губернатор Эр-Рияда) и другие официальные лица.

В июне 2003 г. в "Нью-Йорк Таймс" была опубликована статья, в которой сообщалось со ссылкой на официальные лица, что США через представителей министерства финансов и других федеральных агентств оказывают давление на руководство Саудовской Аравии, чтобы получить контроль над средствами, размещенными на счетах благотворительных фондов, оказывающих помощь палестинцам. Особо подчеркивалось, что эта помощь может использоваться для финансирования террористических организаций. В статье говорилось о том, что счета, на которые перечисляются средства для оказания помощи палестинской стороне, объединены общим названием "Счет 98". Обращалось особое внимание на то, что своеобразным координатором деятельности благотворительных фондов и распределения финансовых средств для оказания помощи семьям террористов-смертников (называемых во всех арабоязычных или переведенных с этого языка документах – "мучениками") является принц Наиф бен Абдель Азиз. В 2001 г. "Счет 98" был впервые упомянут в официальных документах, представленных государственными органами Саудовской Аравии, в которых детально были расписаны приход-расход материальных средств. Следует отметить, что через два года, 26 июня 2003 г., вопрос о существовании "Счета 98" вновь был обсужден на заседании подкомиссии Законодательного комитета Конгресса США. Эта подкомиссия, возглавляемая сенатором Джоном Килом, занимается исследованиями в области технологий, правительственной связи и терроризма. "Счет 98" упоминался в докладе "Терроризм: растущее влияние ваххабизма на Соединенные Штаты Америки"37. Также были заслушаны показания свидетелей из числа государственных чиновников, которые были приглашены на заседание данной подкомиссии для дачи показаний. Все они заявили о том, что им не было известно о существовании данного счета и проведении через него финансовых операций.

В соответствии с данными, опубликованными саудовской стороной, часть средств, поступивших на "Счет 98", шла от Лиги Арабских Государств, которые затем через саудовский "Банк Исламского Развития" передавались казначейству Палестинской Национальной администрации38. Официальные представители Саудовской Аравии не раз заявляли, что королевство "всегда выступало на стороне палестинского народа, за реализацию его законных прав и надежд. Королевство всегда готово оказать политическую, финансовую и моральную поддержку палестинцам…"39. Руководством Саудовской Аравии и, в частности, А.аль-Джубейром, советником по внешней политике главы этого государства, всячески подчеркивалось, что оно "никогда не скрывало свою заботу о судьбе палестинского народа, однако, не стоит говорить о спонсировании террористических организаций через фонды благотворительных организаций, действующих на территории королевства и за его пределами"40. Отмечался также и тот факт, что большая часть собранных средств на благотворительные цели, перераспределялась нуждающимся через организации, имеющие международное признание, такие, как Красный Полумесяц, Палестинская администрация, ООН и другие, что позволяет говорить о "прозрачности перераспределения средств"41.

В интервью западным и арабским средствам массовой информации принц Бандар бен Султан (посол Саудовской Аравии в США), принц Сауд бен Фейсал (министр иностранных дел Саудовской Аравии) и принц Сальман бен Абдель Азиз (губернатор Эр-Рияда) многократно подчеркивали, что единственной целью создания вышеуказанных фондов и выделения столь внушительных денежных средств являлось оказание помощи палестинскому народу, несущему колоссальные потери в связи с многолетней неурегулированностью палестинской проблемы. Официальные лица Саудовской Аравии указывали и на то, что некоторые благотворительные организации, расположенные на территории Западной Европы и США, также были заподозрены в оказании помощи террористическим организациям, однако их деятельность не подвергалась столь пристальному вниманию, а страны, на чьей территории они действовали, не были обвинены в пособничестве терроризму. Факты попадания части средств на счета террористических организаций и групп рассматриваются официальными представителями Саудовской Аравии как недоразумение, имеющее случайный характер.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что, помимо Саудовской Аравии, к числу государств-спонсоров, оказывающих поддержку террористическим организациям на Ближнем Востоке, западные источники относят Иран и Сирию. Существуют также прецеденты, когда такая организация, как "Хизбалла" открыто ведет хозяйственную деятельность на территории Ливана. Члены этой организации размещают денежные средства этой организации на счетах местных банков. "Исламский Фронт Действия" (Иордания) и организация "Братья-мусульмане" (Египет) открыто заявляют о своей поддержке действий "Хамас" и призывают мусульман всего мира жертвовать средства на поддержку семей террористов-самоубийц, действующих на территории Палестины, в других странах арабского мира и за их пределами42.

Крупные личные состояния некоторых руководителей ближневосточных террористических организаций и их сторонников являются существенным источником финансирования планов и проведения широкомасштабных террористических операций. К числу подобных "спонсоров" можно отнести Мустафу Ахмада аль-Хаснауи, который предоставил средства террористам, осуществившим нападение 11 сентября. Из денег, которые он выделил на поддержку террористов в этой акции, по крайней мере, 15 тыс. долл. были не потрачены и возвращены ему перед его скоропалительным отъездом из Объединенных Арабских Эмиратов в Пакистан 11 сентября 2001 г. По данным официальных лиц США, глава фонда "Муаффак" известный саудовский бизнесмен Ясин аль-Кады финансировал деятельность различных террористических организаций, включая "Хамас" и "Аль-Каиду". Как свидетельствуют документы, опубликованные Верховным судом США, только в 1992 г. аль-Кады предоставил 847 тыс. долл. одному из лидеров "Хамас", Мухаммаду Салаху, находившемуся в то время в США. Вскоре после получения данной информации, американское правительство заморозило счета Мухаммада Салаха и ряда организаций, которые также были заподозрены или уличены в пособничестве террористическим организациям. Американские официальные лица также утверждают, что именно фонд "Муаффак" аккумулировал и перечислял средства, выделенные состоятельными гражданами Саудовской Аравии на нужды "Аль-Каиды".

В декабре 2001 г. израильские власти арестовали члена организации "Хамас" Усаму Зухади Хамида Карику, пытавшегося покинуть территорию сектора Газа. У задержанного были найдены документы, свидетельствующие о том, что целью его поездки было получение средств от саудовских бизнесменов на покупку ракет "Кассам"43.

Несколько раз представители американского правосудия обращались к своим европейским коллегам с просьбой блокировать счета некоторых бизнесменов в основном арабского происхождения и имевшим подданство Саудовской Аравии, подозреваемых или обвиненных в пособничестве террористическим организациям и финансировании их деятельности.

Следует отметить особо, что практически сразу после событий 11 сентября 2001 г. были арестованы счета главного подозреваемого в организации и совершении этих терактов – Усамы бен Ладена. С тех пор деятельность и финансовая состоятельность этого человека стали предметом самого пристального внимания не только со стороны правоохранительных органов, но и исследователей и аналитиков во многих странах мира.

Известно, что свою активную военную деятельность Усама бен Ладен начал с участия в создании в Афганистане "Бюро услуг" – организации, занимавшейся переправкой в Афганистан из арабских стран добровольцев для ведения "священной войны против неверных". На поддержание этого "Бюро" ЦРУ тратило около 500 млн. долл. в год.

Опираясь на многомиллионное наследство, а также состояние, приобретенное за счет деятельности многочисленных предприятий, находившихся под контролем бен Ладена, последний в 1988 г. создал в Афганистане новую организацию под названием "Аль-Каида" ("База"), целью которой было распространение "джихада" на другие страны мира44. В состав руководства "Аль-Каиды" вошли в основном арабские исламистские экстремисты, чаще всего саудовского происхождения, представляющие состоятельные высшие круги общества этого государства Персидского залива, которые распределяли денежные средства спонсоров, в том числе и ряда западных спецслужб, направляемые на поддержку афганских моджахедов, воевавших с советскими войсками после 1979 г.

Отличительной чертой деятельности "Аль-Каиды" является то, что она подчинила и/или объединила ряд независимых террористических групп. В начале 1998 г. бен Ладен заявил о том, что создан "Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев", в который вошло несколько арабских и пакистанских террористических организаций: египетский "Исламский Джихад", египетская "Джамаа Исламийа", "Ливийская Исламская Боевая Группа", йеменская "Исламская Армия Адена", кашмирские "Лашкар-и-Тайиба" и "Джайиш-и-Муххамед", "Исламское Движение Узбекистана", алжирские "Салафистская группа Проповеди и Джихада" и "Вооруженная Исламская Группа", малайзийско-филиппинская "Абу Сайяф".

В настоящее время многие аналитики указывают на тот факт, что различные по своим целям и задачам, но объединенные религиозным фактором, террористические организации готовы объединиться в так называемый исламистский интернационал. В качестве примера приводят объединение усилий "Аль-Каиды" и турецких организаций "Исламские Великие Всадники Востока" и "Бригады Абу Хафса" до и после совершения террористических актов в Стамбуле 20 ноября 2003 г. Стремление создать устойчивую разветвленную сеть по всему миру в сотрудничестве с местными террористическими и преступными группировками действительно имеет место быть не только у руководителей "Аль-Каиды", но и других террористических организаций. Лишним подтверждением тому может служить выявление "филиалов" подобных организаций в европейских государствах. По мнению некоторых аналитиков, а также представителей правоохранительных органов ряда стран Европы, наиболее сильные и дееспособные подразделения были созданы в Германии, Италии и Испании. Некоторые исследователи высказывают предположения о том, что существуют "законсервированные" ячейки "Аль-Каиды" и дружественных ей организаций в 100 странах мира.

На данный момент конкретных данных о существовании единого центра по координации действий и финансированию террористических операций у "Аль-Каиды" и ее сторонников нет. Следует также отметить, что в настоящее время "Аль-Каида" и другие подобные организации стремятся не к широкому объединению, а к своеобразной "регионализации" своей деятельности, а именно: концентрации своих сил и средств для использования мелких и разрозненных террористических группировок и преступных сообществ. На современном этапе подобные террористические группы находятся на полном самообеспечении и самостоятельно ищут спонсоров и возможности финансирования в своих регионах и странах. Если раньше спецслужбам удавалось выходить на террористов, отслеживая финансовые потоки, обычно исходившие из стран Ближнего Востока и крупных мусульманских общин США и Западной Европы, то сейчас этот способ получения информации стал крайне затруднительным.

В конце XX – начале XXI вв. одна из задач государства – охрана своих граждан от действий преступных организаций (в частности, осуществляющих террористическую деятельность), используя для этого весь арсенал средств, находящийся в его распоряжении и обеспечивающий профилактику, сдерживание и защиту, – стала одной из наиболее актуальных. Возможность полного уничтожения терроризма представляется, к сожалению, маловероятной. Однако то, что терроризм не может быть полностью искоренен, не означает, что следует отказаться от осуществления мер, препятствующих его распространению. В этом отношении выявление источников финансирования деятельности террористических организаций способствует не только расследованию причин тех или иных террористических актов, но и предотвращению других подобных противоправных деяний, ведущих к большим человеческим и материальным потерям. В частности, расследование терактов 11 сентября 2001 г. в США, финансирования их организации и осуществления способствовало не только раскрытию некоторых отдельных участников преступного заговора, но и связей террористической организации "Аль-Каида" с другими преступными сообществами, действующими в различных странах мира, в том числе и на Ближнем Востоке.


Список литературы


1.            Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", глава 1, статья 3.

2.            http://www.imra.org.il/story.php3?id=12156

3.            http://www.ustreas.pov/press/releases/po3380.htm

4.            http://www.usinfo.state.gov/topical/pol/terror/02052105.htm

5.            Доклад правительства Израиля, направленный руководству США, под названием "Крупные суммы денежных средств, передаваемые Саудовской Аравией палестинцам, используются для финансирования террористических организаций (особенно Хамас) и осуществления терактов (включая теракты на территории Израиля)", 3 мая 2002.

6.            O'Brien, L.Timothy. "U.S Presses Saudis to Police Accounts Used to Aid Palestinians". New York Times, 27.06.2003.

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты