История международных отношений США и КСА

На протяжении 70-х годов велись непростые переговоры правительства Саудовской Аравии с АРАМКО по ее «саудизации», которая к 1980 г. стала полностью саудовской компанией, получив наименование Сауди АРАМКО. Компания продолжала тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями, пользуясь услугами Консорциума международных нефтяных компаний по операционным и маркетинговым контрактам (19, с. 134, 141).

После 1980 г. первостепенное значение придавалось необходимости полной интеграции нефтяной промышленности в национальную экономику. При этом следует подчеркнуть особую роль государственной Сауди АРАМКО в экономической и социальной жизни страны как флагмана индустриализации, кузницы кадров менеджеров и рабочих, центра применения новейших достижений научной и технической мысли, чуткого аппарата по связям с мировой экономикой (См. подробнее 12, с. 153–156).

На протяжении последних нескольких десятилетий определяющую роль в саудовско-американских отношениях играли два фактора: нефть и безопасность. Королевство – крупнейший в мире производитель и экспортер жидкого топлива, является устойчивым источником поступления и стабилизирующим фактором рынка нефти. США обеспечивали безопасность Саудитов, что позволило последним консолидировать свою власть внутри страны и на Ближнем Востоке, гарантируя поступление нефти (22, 19.11.2003).

«Особые отношения» между двумя странами подверглись испытанию после революции в Иране в январе-феврале 1979 г., активизировавшей религиозную оппозицию в королевстве. В самый разгар ирано-американского конфликта из-за заложников саудовские «ихваны» (Братья-мусульмане) захватили Главную мечеть в Мекке, бросив открытый вызов королевской семье. США направили в королевство подразделения морских пехотинцев, а президент Рейган заявил, что «не позволит Саудовской Аравии стать вторым Ираном» (5, с. 96–99).

В это время в отношениях двух стран появился третий фактор – исламский. США решили использовать возросшую роль королевства в исламском мире в своих интересах. Они полагали, что суннитский ислам (хотя и фундаменталистский), но контролируемый семьей ас-Сауд, не будет иметь антизападный характер. В период холодной войны саудовский фундаментализм служил буфером против советского экспансионизма. В Афганистан для защиты ислама против «коммунистического атеизма» было направлено несколько тысяч саудовских добровольцев, которые внесли свой вклад в завершение советской оккупации Афганистана. Воинствующий исламизм, экспортируемый в другие страны посредством финансирования различных исламских центров, школ и мечетей, со временем трансформировался из буфера против внешних угроз в серьезную внутреннюю угрозу в обеих странах. К конце 90-х годов в страну вернулось, по некоторым оценкам, не менее 15 тысяч саудовских муджахидов (джихади), воевавших в Афганистане, Чечне, Боснии и Косово, которые нашли «благоприятные условия» в собственной стране (22, 18.11.2003). Именно в эти годы «Аль-Каида» активизировала свою деятельность в Саудовской Аравии, заявив, что рассматривает американское военное присутствие в Аравии как «оскорбление мусульман», а бен Ладен поклялся начать джихад против американского военного присутствия в Саудовской Аравии, заявив, что война с американцами, поддерживающими Израиль, будет более жесткой, чем с русскими в Афганистане (3, с. 177).

Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне привели к серьезному изменению внешней политики США, в которой борьба с международным терроризмом заняла центральное место. Этот резкий поворот американского курса оказал существенное влияние и на отношения с Саудовской Аравией. Американцы обратили внимание на тот факт, что во всех крупнейших террористических актах на американские объекты в 1995–2001 гг. (офисы Национальной гвардии в Эр-Рияде в 1995 г., американскую авиабазу в Аль-Хубаре в 1996 г., а также в Кении, Танзании, Йемене и США) участвовали саудовские граждане, и именно последние обучали террористов в Афганистане, Косово и Боснии (26, с. 969; 3, с. 166–167, 183).

События 11 сентября оказали крайне негативное воздействие на отношение американской общественности к Саудовской Аравии. Американская пресса не раз обращала внимание на тот факт, что 15 из 19 воздушных пиратов были саудовцами, что вызвало подъем саудофобии в США. Специальные слушания в Конгрессе привели к выводу о том, что исламисты, субсидировавшиеся саудовскими благотворительными обществами, распространяли ортодоксальную суннитскую идеологию – ханбализм в его крайнем выражении («ваххабизм») через мечети и тюрьмы в США. Журнал «Тайм» опубликовал данные опроса, проведенного CNN в сентябре 2003 г., который показал, что 72% американцев считают, что США не должны доверять Саудовской Аравии как союзнице (22, 19.11.2003). Американские контртеррористические органы пришли к выводу о том, что несмотря на некоторое повышение эффективности саудовских спецслужб, особенно после создания в 1993 г. Министерства по делам ислама, некоторые «благотворительные» организации продолжали финансировать радикальные исламские организации за рубежом. Из-за отсутствия опыта саудовские должностные лица не всегда могли определить и разграничить законную помощь в религиозной сфере от скрытой «благотворительности» экстремистским организациям. «В прошлом королевство было наивно в отношении предоставляемой им помощи», – заявил бывший шеф разведки королевства (22, 19.11.2003; 3, с. 170).

Особое раздражение американцев вызывало то обстоятельство, что вплоть до террористических акций 2003 г. саудовцы делились информацией о терроризме неохотно и на ограниченной основе. И только с осени 2003 г. предприняли шаги к сотрудничеству, создав Центр совместных операций и обмена информацией (22, 19.11.2003).

После 11 сентября в американской прессе широко обсуждались также вопросы арабской и в особенности саудовской систем образования. Авторы статей отмечали, что арабские школы воспитывают взгляды нетерпимости и враждебности к Западу и, следовательно, потенциальных террористов (См., например, 25, 30.10.2001 и 20.02.2002). Вместе с тем следует отметить, что серьезный анализ учебников и школьных программ в плане воспитания людей, склонных к терроризму, никем не был предпринят, и, очевидно, эту работу предстоит еще выполнить. Известно только, что некоторые поправки были внесены в 2003 г. без лишнего шума в отдельные главы учебников религиозных школ, содержавших обидные для иностранцев рекомендации, например, о нежелательности рукопожатий с немусульманами в религиозные дни (22, 18.11.2003; 24, 2002, № 3, с. 396).

«Саудовская публика в массе не любит Америку, и наоборот», – отмечает «Файнэншл Таймс», приводя слова высокопоставленного саудовца, а имидж королевства в Америке низок как никогда прежде. Саудовская элита, которая в прошлом посылала своих детей учиться в США, теперь предпочитает отечественные вузы, либо выбирает европейские университеты. Деловые круги также выражают недовольство судебными процессами, ведущимися в США против саудовских финансовых институтов, благотворительных фондов и даже некоторых старших принцев (с замораживанием их средств). При этом нередко американские судебные органы недвусмысленно обвиняют саудовскую политическую систему в том, что она допустила возможность атак 11 сентября (22, 19.11.2003).

В Конгрессе влиятельные неоконсерваторы из партии президента обратились к нему с требованием выбора более жесткого курса в отношении королевства, проведения специального расследования в Конгрессе по поводу отношений с правительством Саудовской Аравии и ее связей с террористическими группами, наподобие расследований в Конгрессе «советской угрозы» в период холодной войны.

В свою очередь официальные круги королевства обеспокоены резким охлаждением двусторонних отношений. Саудовские высокопоставленные дипломаты вполне осознают, что времена тесных взаимоотношений, характерных для эпохи Джорджа Буша-старшего, миновали, и предпринимают усилия для восстановления доверия США. Эмиссары королевства в Вашингтоне расходуют немалые средства на наем лоббистских и юридических фирм с тем, чтобы в максимально возможной степени исправить либо восстановить имидж своей страны в США (22, 18 и 19.11.2003).

Вместе с тем следует отметить, что на высшем государственном уровне двусторонние отношения продолжали оставаться более устойчивыми. И одной из главных причин этого является эскалация насилия в королевстве, толкающая обе стороны на объединение усилий для войны с терроризмом.

Со второй половины 2003 г. в Белом доме все более зреет понимание того факта, что дальнейшее ужесточение давления на саудовское правительство будет на руку радикальной исламской оппозиции, добивающейся ликвидации американского военного присутствия в королевстве, ниспровержения существующего режима и установления исламистского антизападного режима (22, 19.11.2003).

Поэтому после террористической атаки на компаунд, населенный арабскими рабочими на окраине Эр-Рияда в ноябре 2003 г., администрация Буша приняла обязательство поддерживать королевство. Американский президент установил доверительные отношения с наследным принцем Абдаллахом – фактическим правителем страны. В американской администрации полагают, что последний способен провести реформы, которые сделают Саудовскую Аравию более приемлемым партнером в глазах американской общественности. При этом американцы принимают во внимание тот факт, что королевская семья является прозападной силой в радикализирующемся регионе, поддерживают ее и считают, что не следует требовать от наследного принца чрезмерного ускорения сроков проведения обещанных им реформ.

Саудовские высокопоставленные лица утверждают, что одной из форм помощи США в войне с террором могло бы стать принятие ими «нейтральной позиции» в палестино-израильском конфликте, который используется «Аль-Каидой» для получения легитимности и идеологической поддержки радикальных клерикалов для джихада. Еще летом 2001 г. Абдаллах направил Бушу серию писем, в которых предупреждал, что особые отношения между двумя странами могут быть поставлены под сомнение, если не будет серьезных подвижек в палестинском вопросе. Но его предложения по ближневосточному урегулированию 2001 г. не получили отклика в Вашингтоне (22, 19.11.2003).

В целом, несмотря на осложняющие отношения обстоятельства, фундаментальные основы сотрудничества остаются прежними: нефть и безопасность.


саудовский американский отношения нефть

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Александров И.А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. – М., 2000.

2. Андреасян Р.Н. Нефть и арабские страны в 1973–1983 гг. – М., 1990.

3. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. – М., 1990.

4. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. – Махачкала, 2002.

5. Беляев И.П. Американский империализм в Саудовской Аравии. – М., 1957.

6. Валькова Л.В. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. – М., 1987.

7. Исаев В.А. Арабские страны в международном разделении труда. Итоги. Проблемы. Перспективы. 1961–1990. – М., 1996.

8. Новейшая история арабских стран Азии. 1917–1985 гг. – М., 1988.

9. Озолинг В.В. Экономика Саудовской Аравии. – М., 1975.

10. Прошин Н.И. Саудовская Аравия. – М., 1964.

11. Развитие капитализма в арабском мире. – М., 1988.

12. Саудовская Аравия. Справочник. – М., 1998.

13. Шевалье Ж.М. Нефтяной кризис. – М., 1975.

14. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. – М., 1982.

15. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. – М., 1999.

16. Азия и Африка Сегодня. Сентябрь 2000. Специальный выпуск.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты