Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая приходится на VI – III вв. до н.э. В этот период возникли такие известные политические учения, как даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Зарождение даосизма связывают с именем мудреца Лао-Цзы (IV вв. до н.э.), составившего трактат “Дао де цзин”. В основе книги лежит учение о дао (дословно – “путь”), что по китайским верованиям означало правильный путь человека или народа, обусловленный велением неба. Дао – это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному правителю и превосходит его своим могуществом. Дао – источник всего сущего, бесконечный поток естественного возникновения явлений, их перехода из одного состояния в другое, вечный кругооборот рождения и смерти. Человек не в силах изменить это течение жизни. Жизненные проблемы даосы объясняли тем, что человек отошел от природного слияния с дао в мир суеты и действия.
В социально-этическом отношении в даосизме ведущими были осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. Природную простоту восстановить должно было разумное правление наследственной знати. Разумный правитель правит государством с помощью недеяния – не навязывает подчиненным своих представлений, не вмешивается в их дела (“Наилучший правитель - тот, о котором народ знает лишь то, что он существует”).
В VI – V вв. до н.е. зародилась другая древнекитайская политическая доктрина – конфуцианство, которое позднее стало самым влиятельным учением древнего и средневекового Китая. Его родоначальник - великий китайский мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Основные идеи этого «великого моралиста» собраны в сборнике высказываний «Суждения и беседы». Конфуций начал с разработки эталона высшей морали, свойственного идеальному и совершенному человеку. Социальный порядок выводился из морального идеала. Суть такого порядка состояла в том, чтобы в обществе все было на своих местах, и каждый знал бы свои права и обязанности.
Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, где император – это суровый и справедливый отец, а его подданные – послушные дети. Кроме отношений между императором и подданными, в обществе устанавливаются и отношения между мужем и женой, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, а также между друзьями. Во всех отношениях, кроме последних, должно присутствовать повеление с одной стороны, и подчинение - с другой. Властвовать следует справедливо, а подчиняться – искренне и правдиво, и это обеспечит мудрый и справедливый порядок в государстве.
Все проблемы объяснялись несовершенством общественной морали, и поэтому главная цель виделась в ее усовершенствовании. Управление государством должен был осуществлять правитель, который обязательно должен был быть мудрым и добропорядочным. От его качеств зависели и качества подчиненных («Если правитель имеет благие намерения, то у него будут только хорошие подданные»).
В отличие от многих, кто в то время призывал управлять непокорными с помощью жестоких мер, Конфуций настаивал на том, что людей нужно воспитывать, а не наказывать.
Приблизительно в середине V в до н.э. в Китае возникла еще одна политико-философская школа – моизм. Её основателем был Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Моисты утверждали, что все люди равны перед божественным небом. Причина общественных проблем виделась в отказе от завещаний предков. Основополагающим в учении был принцип всеобщей любви. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство во главе с сильным правителем и четкой исполнительной службой. При этом советники и чиновники из любви к правителю должны проявлять сдержанность, высокую работоспособность и желание служить и покоряться правителю без размышлений, а он, в свою очередь, должен тоже отвечать им любовью - платить большую заработную плату, раздавать чины, награждать земельными участками. Для установления полного единства следовало вырабатывать единомыслие в среде подданных с помощью наград и наказаний. Участие народа исключалось не только в управлении государством, но даже в обсуждении государственных дел.
И, наконец, еще одно из наиболее известных политических течений Древнего Китая – легизм. Его основателем был Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.), инициатор реформ, которые узаконили в китайском государстве частную собственность. Данное учение существенно отличалось от всех предшествующих. Легисты (или «законники») отказались от традиционных моральных трактовок «политики» и разрабатывали «технику» осуществления власти. В политической теории они видели не свод представлений о честности и морали, а четкую программу государственных преобразований: «человеколюб может оставаться наиубежденнейшим человеколюбом по отношению к другим людям, но он не может заставить их тоже быть человеколюбами. Отсюда ясно, что одного человеколюбия еще недостаточно, чтобы добиться в Поднебесной справедливого управления».
С точки зрения легистов, успеха в политике достигают только те, кто опирается на силу, принуждение, знает ситуацию в государстве и использует точные расчеты. Вся полнота власти должна быть сконцентрирована в руках верховного правителя, который освобождает своих наместников от властных полномочий. На административные посты рекомендовалось брать прежде всего тех, кто доказал свои верноподданнические убеждения на государственной службе или в армии. А чтобы обеспечить представительство в госаппарате зажиточных слоев населения, эти должности планировалось продавать. Специфическим было и суждение об утверждении единых для всех законов; под законом легисты понимали не общечеловеческие нормы, а способы запугивания, предупредительного террора.
Итак, политико-правовая мысль Древнего Востока имела теократический характер – сознание людей было подчинено религиозному мировоззрению, власть верховного правителя рассматривалась как власть, исходящая от бога. Общими чертами восточной политической традиции были деспотизм, фатализм. Но каждая из древних цивилизаций внесла и свои специфические моменты: в Египте и Вавилоне произошла сакрализация субъектов политической власти, в Индии существовала строгая регламентация всей общественно–политической жизни в виде кастового строя, в Китае зародилась этика власти, идея среднего пути, концепция ограничения власти правителя с помощью чиновничества.
3. Политическая мысль европейского средневековья
Средними веками условно называют период между Древним миром и Новым временем. Его принято датировать от крушения Западной Римской империи (476 г.) до XIV в. Время с XV в. и до середины XVII в. названо эпохой Возрождения и Реформации. Этот период относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.
Понимание трудов средневековых мыслителей невозможно без знания основных идеологических постулатов христианства, которое стало теоретической основой этого периода развития европейской общественной мысли. Христианство возникло в I веке в восточных провинциях Римской империи, как религия угнетенных. В христианской доктрине утверждалась ценность человеческой личности; каждый создан по образу и подобию Бога, и потому никто не может отречься от себя, поскольку отрекается, таким образом, от Бога. Человек имеет бессмертную душу, и лично отвечает перед Богом за все содеянное. Перед Богом все равны, как равны между собой дети одного Отца. Внимание к отдельной личности (а не к семье, общине, государству) сделало христианство универсальной, мировой религией, не привязанной к какому–то определенному народу или государству. С точки зрения христианской доктрины духовное было отделено от политического, земное - от небесного. Над государственной властью стоит высшая, божественная власть, которая может стать опорой для отдельного человека, недовольного земными политиками.
Постепенно, с развитием христианства, изначальные общины христиан постепенно трансформировались, и на их основе складывалась церковная организация. Эта организация, постепенно усложняясь, приобретала иерархический характер. Усилившейся церкви, которая играла все большую роль в обществе, нужна была собственная доктрина по социально–политическим вопросам: факт разделения власти на церковную и светскую был уже налицо, однако открытым оставался вопрос об отношении церкви и государства.
Эту проблему поставил уже Августин (345- 430 гг.) в работе «О граде божьем». Его идея состоит в том, что вся история человечества представляет собой историю борьбы двух враждующих царств – царства света (Бога) и царства тьмы (дьявола). Приверженцы Бога на земле, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники дьявола строят светское, земное государство. Земное государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это царство греха, где идет непрерывная борьба, происходят войны, конфликты. Церковь же основана на самоотверженной любви человека к Богу. По его мнению, приоритетной в обществе должна быть духовная власть и церковь, как преемница божественной воли, а смыслом истории должна стать победа христианства во всемирном масштабе.
Политическое учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) способствовало окончательному становлению средневековой религиозной догматики. Политические взгляды этого мыслителя изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. А его работа «Сумма теологий» специально посвящена законам. Он воспринял идею Аристотеля о том, что человек есть существо общественное и политическое. Человеку изначально присуще стремление объединиться с себе подобными и жить в государстве, поскольку вне связи с другими людьми удовлетворить свои потребности невозможно. На этой основе и возникает политическая общность – государство. Становление же государства подобно процессу сотворения мира Богом. Все виды власти на земле – от Бога. От него же - и разделение на сословия.
Целью государства является общее благо – создание условий для достойной, разумной жизни. Под достойной и разумной жизнью Фома понимал господствующее положение правителя, отчуждение от политики земледельцев, ремесленников и торговцев, и необходимость придерживаться завещанного Богом долга - подчиняться правителю. Однако, если светская власть нарушает законы Бога, то подданные вправе оказать сопротивление такой власти.
С точки зрения Фомы, человек, как гражданин христианского государства, имеет дело с четырьмя видами законов - вечным, естественным, человеческим и Божественным. Вечный закон – это Божественный разум, правящий Вселенной; этот закон заключен в Боге, и потому существует сам по себе. Все остальные законы происходят от вечного, и подчинены ему. Естественный закон – это отражение вечного закона в человеческом разуме; закон человеческий создан по воле людей, издан компетентной властью и обнародован (его цель – достижение общего блага); Божественный закон – это законы Ветхого и Нового завета, которые призваны помочь человеку достичь блаженства в потустороннем мире.
С XIV в., в связи с формированием централизованных национальных государств и ростом влияния королевской власти, власть церкви начинает ослабевать. Это вызвало новую волну обсуждения места и роли государства и церкви и увеличение числа сторонников самостоятельности светской власти. Подобные мысли высказывались в политических трудах Марсилия Падуанского (ок. 1275 – 1342 гг.), Вильяма Оккама (1285 – 1349 гг.) и других.
4. Политическая мысль Возрождения и Реформации
Период Возрождения (ХIV – XVI вв.) и Реформации (XVI в.) – это эпоха зарождения новых буржуазных отношений. Основными проблемами, которые выдвинулись на передний план и требовали решения, были: новое видение человека, понимание его свободы, прав и обязанностей; новые подходы к вопросу о собственности, право на которую отстаивали все более широкие слои населения; вопрос о доступе к власти (закономерно возрастало число людей, которые могли и хотели принять участие в политической жизни).