История политической трансформации АРЕ

В политическом плане правительство АРЕ проводит в отношении исламистов линию на подавление экстремистов, ограничение деятельности умеренных оппозиционных организаций и предоставление относительной свободы действий консервативному крылу, выразителем интересов которого является партия «Умма». Большое значение придается сохранению «мусульманского имиджа» режима, фактически носящего секулярный характер, и обеспечению поддержки его политики официальными религиозными институтами, в первую очередь «Аль-Азхаром». Одновременно предпринимаются энергичные шаги по перекрытию внешних каналов подпитки экстремистских организаций.

Подобное комплексные мероприятия позволили существенно ослабить позиции фундаменталистов и добиться значительного снижения их активности. В 1997 г. экстремисты провели лишь несколько изолированных (хотя и получивших широкий международный резонанс)террористических акций против иностранных туристов в Каире и Луксоре. В 1998 г. им не удалось организовать ни одного теракта в городах. В 1999 г. крупнейшая подпольная организация «Аль-Гамаа аль-исламийя» объявила, что прекращает вооруженную борьбу, в связи с чем египетское правительство приняло решение об освобождении из тюрем свыше 1 тыс. ее членов. В то же время две другие экстремистские группировки – «Джихад» и «Аль-Каи-да» аналогичного решения пока не приняли.

Стабилизации внутриполитической обстановки способствует и курс египетского руководства на «дозированную» демократизацию общества, обеспечивающий пропрезидентским политическим силам доминирующую роль в сочетании с элементами либерализации. Успешное проведение такого рода линии во многом зависит от способности режима контролировать выборы в органы законодательной власти. После того, как в 1987 г. блок умеренных исламистских организаций (Ассоциация «Братьев-мусульман», Социалистическая партия труда и Либерально-социалистическая партия) получил 60 мест в Народном собрании, став там наиболее крупной оппозиционной группой, парламент в октябре 1990 г. был досрочно распущен и принят новый закон о выборах31. В соответствии с ним было снят «порог» в 8% голосов избирателей, необходимых для получения какой-либо партией мест в Народном собрании, с одновременной отменой ограничений на выдвижение «независимых» кандидатов32. При этом было сохранено положение об организации и проведении выборов «под наблюдением» Министерства внутренних дел. В результате на состоявшихся в ноябре-декабре 1990 г. выборах проправительственная Национально-демократическая партия (НДП), председателем которой является Х.Мубарак, получила 348 мест, Национально-прогрессивная (левая) партия стала единственной оппозиционной организацией, проведшей своих кандидатов в Народное собрание (на восемь мест), а 83 мандата досталось «независимым», в своем большинстве лояльно настроенным по отношению к режиму33. На следующих выборах в ноябре-декабре 1995 г. НДП получила 417 мандатов из 454. Этой партии принадлежит подавляющее большинство и в Консультативном совете, где ее представители имеют 84 голоса из 90.

Подобная система позволяет «правящему классу» сохранять за собой всю полноту как законодательной, так и исполнительной власти и при этом не допускать «перегрева» внутриполитической ситуации, предоставляя легальной оппозиции трибуну для публичного выражения своей точки зрения и (что не менее важно), создавая у нее иллюзию возможности прихода к власти законным путем.

Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается и будет сталкиваться Египет в обозримом будущем, остается численность населения. За последние 100 лет она возросла с 6,5 млн. до 60 млн. человек34, т.е. в 10 раз35. Как и в прошлом столетии 98% египтян проживает в дельте и долине Нила, площадь которых составляет 4% территории страны36. При этом перспектива снижения темпов роста населения не просматривается в силу как существующих традиций, так и влияния религии (против ограничения рождаемости выступают не только исламские неправительственные организации, но и «Аль-Азхар»). Выход, следовательно, состоит в превышении темпов роста производства над увеличением численности населения. В настоящее время эта проблема решена, но и в будущем Египту предстоит поддерживать рост ВВП на уровне, как минимум в 3 раза превышающем прирост населения, т.е. 4,5% в год37. Кроме того, увеличение числа жителей неизбежно вызовет дальнейший рост ввоза продовольствия, на которое в 1998 г. приходилось уже 22% импорта и на его закупку было затрачено 4 млрд. долл. Это превысило все доходы от экспорта, объем которого составил лишь 3 млрд. долл. Далее, скученность населения, влекущая за собою концентрацию промышленных предприятий, создает серьезные экологические проблемы. В настоящее время Каир, число жителей которого достигло 15 млн. человек, – один из наиболее загрязненных городов мира.

Нормальное функционирование египетской экономики во многом зависит и будет зависеть от притока валюты из-за рубежа. Главный ее источник – денежные переводы работающих за границей египтян (3,3 млрд. долл. в 1998 г.), туризм (2,9 млрд. долл.), доходы от Суэцкого канала (1,7 млрд. долл.). Кроме того, Египет получает иностранную финансовую помощь порядка 2,5-3 млрд. долл. ежегодно38. Что касается поступлений от экспорта, то основная их часть – около 50% – приходится на продажу нефти39. На стабильность валютных поступлений оказывают воздействие различного рода политические и экономические факторы. Так, осуществление боевиками «Аль-Гамаа аль-исламийя» в ноябре 1997 г. теракта в Луксоре, в результате которого были убиты 58 иностранных туристов, повлекло за собой падение доходов от туризма на 600 млн. долл. В связи со снижением цен на нефть египетскому правительству придется в 1999 г. пойти на некоторое сокращение бюджетных расходов (так по крайней мере намечалось), чтобы сохранить дефицит бюджета на уровне 1% ВВП.

С учетом всего этого нельзя исключать возможность ухудшения в будущем экономической ситуации в Египте вследствие продолжающегося осложнения демографической ситуации, сокращения валютных поступлений или просчетов в политике руководства либо под воздействием всех этих факторов вместе взятых. Неизбежное в подобном случае обострение социальных проблем, скорее всего, повлечет за собой активизацию фундаменталистских движений, способных (в отличие от легальных оппозиционных партий)заручиться достаточно широкой поддержкой, особенно со стороны малоимущих слоев, по которым в первую очередь и ударит экономический кризис. В случае дальнейшего нарастания негативных явлений в экономике и сползания страны к хаосу приход исламистов к власти вполне может стать реальностью. При этом им вряд ли удается решить экономические и социальные проблемы Египта. Напротив, стремление мусульманских «возрожденцев» претворить в жизнь свои утопические идеи, скорее всего, приведет лишь к дальнейшему обострению этих проблем. Вместе с тем, Египет почти неизбежно станет эпицентром агрессивного исламизма, что повлечет за собой непредсказуемые последствия для арабского мира и Среднего Востока, а также мусульманских республик СНГ.

Тем не менее, развитие событий по подобному «катастрофическому сценарию» не является неизбежным. Египетское руководство отдает себе отчет в характере тех «стратегических вызовов», с которыми сталкивается страна, и уже осуществляет в этой связи соответствующие мероприятия долгосрочного характера.

Демографическую проблему предполагается решить путем начавшейся в 1996 г. реализации двух грандиозных проектов – освоения земель в Новой долине и на Синае. Первым из них предусматривается орошение сначала 1 млн. федд., а в последующем 7 млн. федд. в Западной пустыне40. Таким образом, площадь обрабатываемых земель, составляющая сейчас 7,2 млн. федд., удвоится41. Проект расчитан на 20 лет, его стоимость оценивается в 30 млрд. долл., 20% из которых должно выделить государство, а 80% – частные инвесторы42. Воду предполагается перебросить из Асуанского водохранилища, для этого будет построен канал протяженностью в 500 км. Запланировано создание и нового крупного водохранилища емкостью в 120млрд.куб.м (Асуанское водохранилище – 140 млрд. куб. м воды)43. Что касается второго проекта, то им предусматривается орошение 450 тыс. федд., для чего на Синайский полуостров через четыре тоннеля под Суэцким каналом будет направлена нильская вода44.

Валютные поступления предполагается увеличить за счет экспорта газа, запасы которого превышают 100 млрд. куб. м. Уже в этом году планируется начать его поставки в Иорданию, Израиль и в Палестинскую автономию45.

Другим перспективным направлением считается экспорт электроэнергии. Разработаны проекты объединения энергосистем Египта, Иордании, Сирии и Турции (стоимость 348 млн. долл.), а также Египта, Ливии, Алжира и Марокко с выходом через Гибралтарский пролив на Испанию46. Кроме того, намечено объединение электросетей Египта и Конго, что позволит начать переброску энергии, вырабатываемой плотиной Инга47.Египтяне рассчитывают, что к 2017 г. энергетический экспорт достигнет 40 млрд. кВт•час.

Параллельно принимаются энергичные меры к наращиванию вывоза товаров. Поставлена задача обеспечить прирост экспорта ежегодно на 20% при таком же уменьшении импорта. Государство будет в этой связи оказывать поддержку товаропроизводителям и экспортерам, в том числе путем предоставления различного рода льгот.

Чтобы сохранить и в будущем стабильный экономический рост, должное внимание уделяется инвестициям, на что расходуется около 20% госбюджета48. В 1998 г. в дополнение к имеющимся 24 тыс. промышленных предприятий была введена в строй еще 1 тыс., а 2 тыс. строились49. Объемы капиталовложений предполагается существенно увеличить, прежде всего за счет привлечения средств из-за рубежа. Особые надежды возлагают в Каире на инвестиции арабских государств Персидского залива и других регионов, объем которых составляет в настоящее время всего 1,2 млрд. долл.50 На решение этой задачи нацелена в настоящее время , в том числе, и египетская дипломатия. Притоку средств должно способствовать и уже введенное освобождение от налогов на 20 лет капиталовложений в Новую долину и ряд оазисов, на 10 лет – в мелиорацию и земледелие и на 5 лет – в индустриальные проекты51.

Сохранение высоких темпов экономического развития обеспечит дальнейшее увеличение численности среднего класса и, следовательно, изменение конфигурации стратификационной структуры общества от пирамидальной к ромбовидной. Это, в свою очередь, должно повлечь за собой возникновение более благоприятной среды для распространения соответствующих современным реалиям идеологических воззрений и сужение сферы воздействия идей религиозного возрожденчества. Потенциал исламистских концепций, правда, вряд ли будет быстро исчерпан, но можно ожидать, что фундаменталистская идеология будет в нарастающей степени вытесняться идеологией реформаторской, ориентирующей мусульманскую религию на содействие модернизации. Возможности для этого заложены в самом исламе, который, по мнению, в частности, такого известного ориенталиста, как М.Робинсон, реалистичен в своей основе и способен поощрять экономическую инициативу52.Одновременно будет, видимо, расти популярность секуляристских воззрений, в соответствии с которыми богу должно быть отдано богово, а кесарево оставлено раису.

Естественно, происходящие процессы повлекут за собой требования дальнейшей политической либерализации, повышения роли легальных оппозиционных партий, отхода от нынешней системы «дозированной демократии». Насколько гладко будет проходить этот процесс, во многом будет зависеть от способности египетского «правящего класса» осознать его неизбежность. В то же время дальнейшая демократизация будет в конечном счете отвечать и интересам самого режима, который по мере продвижения по пути реформ и снижения степени государственного вмешательства в экономику будет все больше терять способность утверждать свою легитимность в глазах населения через патронирование системы распределения, что поставит на повестку дня вопрос об изменении «общественного договора» через ассоциирование реформ с демократизацией и подмену экономических обязательств государства обязательствами политическими.

Такого рода сценарий развития Египта представляется более вероятным, чем «катастрофический вариант», что позволяет с достаточным оптимизмом смотреть на будущее этой страны.

экономика политика египет мубарак

 


Список источников и литературы


1.                 IV всесоюзная конференция африканистов Африка в 80-е годы: итоги и перспективы развития (Москва, 3-5 октября 1984 гг.). Тезисы докладов и научных сообщений. Вып. IV, ч. I. M., 1984, с. 12.

2.                 The Middle East and North Africa.1977-1978.L., 1977, с. 311.

3.                 Рамадан А.А.Мыср фи аср Ас-Садат, с. 144.

4.                 A Land of Opportunity. Cairo, б. г., с. З.

5.                 A New Business Environment for a Great Country; Независимаягазета.19.03.1999.

6.                 Ближний Восток и современность. Вып. 6. М., 1999, с.25-26.

7.                 The Middle East and North Africa. 1977-1978,с. 297;

8.                 Независимаягазета. 19.03.1999.

9.                 Независимая газета. 19.03.1999.

10.            Ближний Восток и современность. Вып. 6, с. 25-26.

11.            Азия и Африка сегодня. 1997,№ 10, с. 11.

12.            Независимая газета. 02.09.1997.

13.            Старостин Б.С. Освободившиеся страны. Общество и личность. М., 1984, с.173.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты