История понятия "тоталитаризм"

Как раз при условии сочетания действий «сверху» с поддержкой граждан «снизу» и обеспечивается продвижение вперед, к демократии. Именно таким путем –сначала с помощью «хрущевской оттепели», а затем «горбачевской перестройки»- и был в основном разрушен в Советском Союзе тоталитаризм коммунистического типа. Когда главное было сделано, М. Горбачев ценой развала СССР был отстранен от власти, а в России к руководству пришли Б. Ельцин и его команда либералов, объявивших себя демократами. Но странное дело : как только это случилось, переход от тоталитаризма к демократии резко затормозился и пошел в другом направлении.

Уходя от тоталитарных порядков к лучшей жизни, общество совершает переход от тоталитаризма к демократии, представляющий собой, по мнению К. Поппера, противоречивый процесс «открытия» общества в смысле перехода от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество», переход, заполняющий чуть ли не всю историю человеческой цивилизации, еще не везде достиг одинаковых рубежей. Опираясь на попперовское понимание открытого общества и современное истолкование демократмии, можно утверждать: переход от закрытого общества к открытому, от тоталитаризма к демократии в России включает несколько линий такого развития. Важнейшие из них:

1)      перемены в общественном сознании, связанные с заменой монополии на информацию гласностью, утверждением свободы печати;

2)       разрушение или трансформация государственной системы массовых репрессий, террора;

3)       преобразование характерной для коммунистического тоталитаризма политической системы- тандема «партия-государство» в демократическую политическую систему с общепринятым разделением властей и многопартийностью;

4)       конституционно-юридическое оформление демократических порядков и прав граждан;

5)       формирование с помощью демократических выборов всех структур демократической власти;

6)      открытость общества к демократическим законам и нормам международного права.

Можно развернуть широкую дискуссию, выдвигая теоретические и практические аргументы за и против признания первой, исходной, начальной линией перемен при преобразовании тоталитаризма в демократию или перемены в общественном сознании, или перемены , связанные если не с разрушением, то с подрывом системы массовых репрессий террора, без чего никакие существенные преобразования тоталитарных порядков не осуществимы.

Бесспорно то, что без определенных перемен в сознании общества (тех или других его групп и структур) вообще никакие перемены не возможны, ибо любые перемены – результат целенаправленных, осознанных действий, преследующих новую цель.

Вместе с тем ясно и то, что комплексный процесс преобразования тоталитарного политического режима в демократический режим может развернуться только там и тогда, где и когда присущая тоталитаризму государственная система массовых репрессий, террора, если и не разрушена до конца, то во всяком случае серьезно подорвана.

Рассмотрим эти две линии перемен, поскольку каждая линия представляет собой весьма важную часть общей логики изучаемого перехода.

1.Возьмем в качестве первой, исходной линии трансформации тоталитаризма в демократию изменения сознания тоталитарного общества, что в данном случае предполагает два момента : во – первых, понимание, осознание обществом, его структурами, принимающими решения, необходимости устранения существующих политических структур, или их перестройки, и во- вторых, наличие убеждения, что существующее надо заменить на демократические порядки.

Сразу же следует оговориться, что в обществе, называющим себя социалистическим, служащим интересам большинства и фактически задержанном тоталитарными порядками, не возникает особых трудностей в первой части названных перемен сознания: здесь всегда теплится, не умирая, убеждение в необходимости перестройки существующих порядков. Разумеется, нет проблемы не в том, будто такое убеждение всегда господствует в обществе, нет, оно только обозначено, как-то всегда выражено, но до его распространения, а тем более господства при прочности тоталитарных порядков всегда далеко. Во-вторых, чтобы подобное убеждение - о необходимости политических перемен - стало достаточно сильным, способным привести к реальным переменам, тоже необходимы и время и определенные условия. Но и в первом, и во втором случае мы имеем дело с процессами, вполне вписывающимися в естественную эволюцию тоталитаризма коммунистических цветов.

Совершенно очевидно, что перемены в общественном сознании на пути от тоталитаризма к демократии есть перемены, связанные с отказом от моноидеологии коммунистического тоталитаризма - изобретенного И. Сталиным официального “марксизма-ленинизма” и утверждения идеологического плюрализма. Решение этой сложной и многоплановой задачи предполагает также отказ от характерной для тоталитаризма монополии на информацию и утверждение взамен ее гласности, свободы печати.

2. В качестве второй линии трансформации тоталитаризма в демократию, рассмотрим уже упоминавшуюся линию перемен, связанных с перестройкой государственной системы массовых репрессий, террора, в систему демократических структур защиты безопасности государства и граждан.

Уже говорилось о том, что без разрушения или хотя бы подрыва государственной системы и аппарата массовых репрессий, террора не может обрести полную силу весь комплексный процесс перехода от тоталитаризма коммунистических цветов к демократии, не зависимо от того, идет ли речь о перестройке тоталитарного сознания или о преобразованиях политических структур, или о переменах, связанных с экономикой. Есть основания утверждать следующее : поскольку государственная система массовых репрессий является стержнем, на котором держался весь тоталитаризм, - только с помощью этой системы, и осуществлялся тотальный контроль за всеми сторонами общественной жизни и за всеми гражданами , то и перемены, перестройки здесь требуют особой последовательности: структуры преследования, насилия контроля подобно метастазам прорастают во всех частях общественного организма, подчиняют своим целям жизнедеятельность самых разнообразных структур, органов и организаций.

Без продуманной системы мер, неоднократных перестроек устранение этой злокачественной опухоли, а тем более ее замена необходимыми для жизни государства и защиты интересов граждан органами, невозможна.

Первостепенное значение здесь имеет само осуждение обществом массовых репрессий как недопустимой, постыдной черты государственной политики (вместе с тем осуждению и осмеянию должны быть подвергнуты массовое доносительство, разоблачаются и осуждаются методы и способы действия репрессивных органов) перестраиваются и не один раз - органы государственной безопасности, внутренних дел, милиции и т.д.

Но, пожалуй, главное место здесь принадлежит вытравливанию из сознания граждан рабской психологии, покорности любому требованию властей, правовому беспределу чиновничества, преодолению правовой беспомощности населения, т.е. всего того, что было внедрено в общественное сознание, в человеческую психологию десятилетиями господства тоталитарных порядков, подавления ими прав и свобод граждан.

3. Третья, - центральная линия политических перемен – преобразование характерной для коммунистического тоталитаризма политической системы- системы «партия-государство» – в демократическую политическую систему с общепризнанным разделением властей и конкретной многопартийностью.

Если не вдаваться в национальные особенности и излишние подробности, то при всех конкретных отличиях самой характерной чертой политической системы коммунистического тоталитаризма являлась политическая монополия коммунистической партии. Это имеет место независимо от того, шла речь об однопартийной ( СССР, МНР, Албания ) или многопартийной ( ГДР, ПНР, НРБ) системах, фактически всюду правила одна - « марксистско-ленинская» партия. Многие, говоря о политической монополии марксистско-ленинской партии в странах « реального социализма», сплошь и рядом отождествляют эту монополию с однопартийностью или, чуть шире, с осуществлением именно этой руководящей роли в обществе. Однако такое понимание неправильно: хотя рассматриваемая политическая монополия, скажем, для КПСС и предполагала однопартийность и ее руководящую роль, однако к этому вовсе не сводилась. Политическая монополия КПСС - это сложившаяся в Советском Союзе система управления ( с теми или иными модификациями , обусловленными наличием или отсутствием других партий, с различием функций разных структур и самим наличием разных структур то же самое имело место и в других странах « социализма »), суть которой заключалась в сосредоточении за счет государства властных политических функций в руках правящей партии - КПСС. Реальная власть здесь перемещена от государства к партии.

В обычном демократическом обществе властные функции сосредоточены в руках государства, в его различных ветвях власти - законодательной, исполнительной, судебной, - через которые правящая партия или блок партий выражают и осуществляют интересы и волю доминирующего в обществе класса или союза общественных сил. В условиях однопартийной системы, как она сложилась в Советском Союзе и была скопирована другими странами «реального социализма», было нечто иное фактически весь народ оказался отчужденным от государственно-политической власти, властные функции были присвоены партийным руководством и его аппаратом.

На протяжении всего времени существования в стране советской системы фактическая власть в обществе все больше смещалась и концентрировалась в руках партии, ее руководства и его аппарата, а государство лишь «огосударстляло» принятые этим руководством партийные решения, придавало им характер законодательных актов, правительственных распоряжений. Другие страны «реального социализма», как правило, следовали здесь по той же или подобной схеме.

Очевидно, что для преобразования политической системы тоталитаризма, имеющей своей основой тандем «партия-государство» , в котором почти все государственные функции, связанные с принятием решений, узурпированы партией, а потом никак не подчинены беспартийному большинству граждан, необходимо, прежде всего, высвободить государство из рук партийного аппарата, сделать именно его носителем политической власти, принимающим решения, с тем чтобы граждане, избирающие своих представителей, формирующих государственные органы, стали причастными к формированию политической власти и контролю над ней.

Как известно, в Советском Союзе, как и в ряде других стран, эта линия преобразований реализовывалась поэтапно: первым шагом здесь стало осуществление удивившего многих лозунга «Вся власть Советам !», выдвинутого на XIX партконференции КПСС, когда после предварительных мер по демократизации принятия партийных решений встала принципиально иная задача – вернуть всю полноту политической власти, принятия государственных решений государственным органам. После этого были осуществлены значительно более демократичные, чем раньше, выборы народных депутатов, формировавших новые государственные структуры, Как раз после этих выборов и возникла первая официальная оппозиция в законодательных органах власти как существенный шаг к многопартийности. Важнейшим шагом в этом направлении были осуществленные уже в начале 1991 года отмена и изменение 6-й и 7-й статей Конституции СССР, чем открывался путь к формированию многопартийности.

Демократическая форма управления общественными делами лучше всего реализуется при многопартийной системе.

Потому что многопартийная система- это выработанная человеческой цивилизацией форма общественного управления, при которой борьба нескольких партий за государственную власть выступает как механизм использования расхождения интересов и разномыслия в интересах, в целях общественного прогресса. Многопартийность – естественная спутница социально разделенного общества:она не только яркое свидетельство, но и реальное выражение присущей этому обществу борьбы за политическую власть. История классового общества - впечатляющий монумент никогда не исчезающей, так или иначе выраженной многопартийности, ее жизненности и действенности. Нет ничего удивительного в том, что свое наибольшее развитие многопартийность получила в буржуазном обществе, где социальное расслоение находило и находит свое яркое выражение в возникновении и исчезновении общественно-политических образований и объединений, в конфронтации политических партий и коалиций, в создании в разрушении межпартийных блоков и союзов. Посткоммунистическим обществам предстоит внести свой исторический вклад в многопартийность как важную форму демократической организации политической системы.

4.Следующая существенная линия политических перемен в ходе рассматриваемых преобразований – конституционно- юридическое оформление демократических порядков и прав граждан.

Без закрепления осуществляемых политических перемен в конституции страны, в ее законодательстве, кода осуществляемые перемены отличаются в определенные законом формы, обретают вид освященных конституцией демократических структур, о сколько-нибудь прочном, устойчивом преобразовании тоталитаризма в демократию говорить не приходится.

5. Завершающим процессом в трансформации тоталитаризма коммунистических цветов в демократию является линия перемен, состоящая в формировании с помощью демократических выборов всех вертикальных и горизонтальных структур демократической власти.

Речь идет о социально - экономической природе того общества, которое формируется под прикрытием трансформации коммунистического тоталитаризма в демократию , социальной структуре этого общества и его противоречиях, о дифференциации общества по интересам, о демократических формах выражения всего спектра специфических интересов через многопартийную систему и о способах выражения этих интересов через принятую пропорциональную или мажоритарную (или смешанную) избирательные системы, о гарантиях адекватного волеизъявления этих интересов и их реальном воздействии на формирование демократических порядков.

6.Говоря о трансформации закрытого тоталитарного общества в демократическое открытое общество, было бы неверно оставить без внимания открытость такого общества к демократическим законам и нормам международного права, общепризнанным правилам человеческого общежития.

Завершая рассмотрение основных линий трансформации тоталитаризма коммунистических цветов в открытое демократическое общество в России, следует подчеркнуть, что в России, пережившей на этом пути огромные перемены, сама эта «величайшая революция», как и в других странах, говоря словами Карла Поппера, «все еще находится в своей начальной стадии .»


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты