Стремление к удержанию настоящего посредством укрепления прошлого имело широкое распространение. Л.Толстой, к примеру, отмечал, что Россия объелась реформами, ей нужна диета. Однако можно ли по этому высказыванию относить великого писателя к реакционному крылу консерватизма? В постсоветское время после перестроечных порывов и разочарований, идея разумности пределов космополитизма, вестернизации, толстовская мысль о «диете» вновь приобрела актуальность, используется российскими неоконсерваторами, отнюдь далеко не реакционерами.
В России консерватизм приобрел специфически русскую идеологию славянофильства. Его носителями были люди, чьи имена вошли в историю России.
Н.М.Карамзин (1766-1826) доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее желательна для России, все благоденствие страны обеспечивалось единением царя и народа. Помещиков он рассматривал как попечителей крестьян. Универсальные постулаты консерватизма: опасность изменений, историческую необходимость существования аристократии как посредника между властью и народом, стабильность власти - понимаются Карамзиным свято, с симпатией к патернализму и этатизму.
Граф С.С.Уваров (1786-1855) - президент Российской Академии Наук, министр просвещения - сформулировал сущность консерватизма триадой: православие, самодержавие, народность. Он доказывал, что русский народ религиозен, мистичен, предан царю, ему свойственна верность самодержавию.
К наиболее реакционным консерваторам относят К.П.Победоносцева (1827-1905), винят его в том, что в России на четверть века опоздали с введением конституционной монархии. Выборы он считал процессом накопления лжи, «похоти власти», ибо посредством их власть становится приобретением честолюбцев. Противостоять лжи выборов может только монархия. Суть царской власти в патернализме, образовании общества как большой семьи. Дело власти - дело самопожертвования во имя спасения человека. Власть, порядок в стране держатся на вере в Бога. Исчезает вера - погибает государство.
Вместе с тем, К.П.Победоносцев выступал за «народное самоуправство», считал, что самоуправление органически связано с духовностью русского народа, выступал за «единую и неделимую Россию». К слову, идея целостности и неделимости разделялась и радикалами разных времен. П.Пестель, например, считал, что для России пригодно только унитарное государство.
Представители второй группы консерваторов - поздних славянофилов критически относились к существующему строю, выступали за отмену крепостного права, но против заимствования западных идей. Главным в их деятельности было не столько решение конкретных проблем страны, сколько поиск общей идеи, специфической для России.
Поздние славянофилы (их также именовали «почвенниками», «панславянистами»), не отрицая необходимости изменений, считали, что европейский путь сопряжен с большими потерями в культуре, утратой внутреннего согласия, духовной целостности. Л.Н.Толстой, к примеру, был убежден, что путь к счастливой жизни лежит через новую религию, через нравственное совершенствование, через всепрощение, всеобщую любовь («непротивление злу насилием»).
Консерватизм второй половины XIX - начала XX века, опираясь на славянофильские идеи, становится более теоретичным, теснее связанным с государственной политикой.
Н.Я.Данилевский (1822-1885) обосновывает идею о культурно-историческом типе и отмечает, что культура одного исторического типа может проникать в культуру другого типа не полностью, а лишь отдельными элементами. Эта мысль явилась методологической основой для воззрений Вл.Соловьева (1853-1900), считающегося отцом русской идеи. По Соловьеву, блажен тот народ, который лучше других реализует слово Божье, кто заслужил большее снисхождение от Бога. На этой основе формируется цельная культура человечества как система восхождения к Бого-человеку через Софико-божественную мудрость. Россия - наследница Византии, и у нее есть все основания для воплощения царства Божьего. Россия вполне самодостаточна, обладает такими «стихиями», как церковь, самодержавие, сельская община, которые могут быть устоями сильного государства. Помимо этого в России присутствуют «божественные выразители» Запада («латинство» в лице поляков-католиков) и Востока («басурманство» в лице евреев-нехристиан). Для России жизненно важно примириться с главными духовными противниками, объединить принципы православия, католицизма, иудейства в теократическом синтезе. Тогда Россия станет величайшим царством Земли.
Отдельную страницу в истории политической мысли России составляют правовые и политические взгляды революционных демократов.
Вторая половина XIX века характерна развитием революционного демократизма. Его представители А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и другие - развертывают критику не только феодального, но и буржуазного государства и права. Они отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.
Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.
Оригинальной является трактовка Герценом проблемы государства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объяснял в духе договорной теории, выводил из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен уже понимал, что государства служат не «общему благу», а задачам социального угнетения. По его мнению, «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила». В государстве он видел форму без содержания. В этом - и сила, и слабость его воззрений. Не видя в государстве определенного содержания, он апеллировал к «верхам», надеялся на реформы. С другой стороны, такой подход позволил преодолеть влияние Бакунина и увидеть в государстве мощное средство защиты революции, осуществления глубоких общественных преобразований. Представляя себе социализм как общество без государства, Герцен в то же время не требовал его немедленной ликвидации, отрицал «скорую неминуемость безгосударственного устройства».
Герцен вплотную подошел к пониманию сути мнимой демократии. «Буржуазное государство представляет собой анонимное общество политических шулеров и биржевых торговцев». Он клеймит кровавую роль государства во время революции 1848 года и пишет, что по жестокости и беспощадности расправы с народом буржуазное государство превзошло даже феодальное государство с его кулачным правом.
Гневно разоблачает Герцен и буржуазный парламентаризм. Путем подкупа, угроз, других средств давления на избирателей буржуазия обеспечивает необходимый ей состав парламента. Избирательное право - одно из средств обмана народных масс.
Герцен различает две формы организации человеческого общества - монархию и республику, при этом различая политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика, рассматривается им как наружная, не удовлетворяющая интересов большинства народа. Но и такая республика свободнее конституционной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к социальной республике.
Значителен вклад Герцена в разработку национального вопроса. Он выступает поборником дружбы народов, их совместной борьбы против социального гнета. Главное здесь требование Герцена - право наций самим определять свою судьбу, включая и образование самостоятельного государства. При этом он был убежден, что после революции народы, населяющие Россию, не захотят отделяться, войдут в добровольно и свободно созданный союз. Свои воззрения по национальному вопросу он проявил в поддержке стремления польского народа освободиться от ига России, всецело был на стороне польских повстанцев в 1863 году, чем спас честь русской демократии.
В.Г.Белинский (1811-1848) принадлежал уже к новому поколению деятелей освободительного движения - поколению революционеров-разночинцев.
Главная заслуга Белинского в разработке общественно-политических проблем состояла в критике современной для него действительности. В «Письме к Гоголю» он дал потрясающую картину России как страны, где «люди торгуют людьми» и «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Горе государству, когда оно в руках капиталистов», - писал В.Белинский.
Переход к социализму, который Белинский называл «идеею идей», «бытием бытия», «альфой и омегой веры и знания», он связывал, прежде всего, с народной революцией. Он горячо верил в светлое будущее России и писал, что через сотню лет она встанет во главе всего человечества.
Основным выводом, который сделал Н.Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.
В своих воззрениях на государство и право Н.Г.Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания государства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он дал резкую критику буржуазной демократии, заявляя, что в Англии «...великолепный спектакль парламентского правления почти постоянно оказывается чистою комедиею». Он обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период.
В национальном вопросе Н.Г.Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разрешение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть добровольным, а сама федерация может быть основана только на равноправии наций.
Творчество Н.Чернышевского было вершиной революционного демократизма в России. В 70-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества.
В.И.Ленин справедливо выделяет три основные черты народнических воззрений:
ü признание самобытности русского экономического строя, крестьянской общины, в частности, рассмотрение общинного производства как высшего по сравнению с капитализмом;
ü признание капитализма в России упадком, регрессом;
ü игнорирование связи интеллигенции с материальными интересами определенных общественных классов.
Политическая мысль периода новой и новейшей
истории в России.
Существенным вкладом в развитие теории и практики государственности явилась конституция 1906 года, реформаторская деятельность П.А.Столыпина.
Во второй половине XIX века в результате проведенных реформ (земельная реформа 1861 года, реформа в системе местного самоуправления 1864 года, законодательство о городском самоуправлении 1870 года и др.) русская бюрократия раскололась на два враждебных лагеря, возник серьезный политический конфликт. Одна часть бюрократии осталась верной принципам полицейского государства и неограниченной власти царя, другая - выступила в поддержку новых принципов правления - посредством законов и представительных институтов.