История сепаратистского движения в Кашмире

Исламские экстремистские организации в Кашмире условно можно подразделить на две группы в зависимости от преобладания в них кашмирцев или иностранцев (пакистанцев, афганцев, арабов и др.). К первым можно отнести «Харкат-уль-ансар», «Армию освобождения Кашмира», «Аль-Джихад», «Муслим-джанбаз форс», «Исламский фронт» и другие. Ко вторым – «Хизб-уль-муджахидин», «Джайиш-и-мухаммад», «Лашкар-и-тайяба».

Экстремисты активно действовали в Кашмире на протяжении последних 10 лет, хотя к середине 90-х годов индийским властям удалось восстановить относительное спокойствие в долине Кашмира и прилегающих районах. В 1996 г. властям штата удалось провести выборы в местное законодательное собрание. Победу одержала партия «Национальная конференция» во главе с Фаруком Абдуллой, которая оставалась у власти до 2002 г. Сотрудничество кашмирских властей с правящей в Индии Бхаратия джаната парти было крайне негативно воспринято кашмирскими экстремистами, которые перешли к тактике террора и устрашения местного немусульманского населения, а также «коллаборационистов» из числа мусульман10. Индийские власти были вынуждены дислоцировать здесь значительные регулярные армейские части.

Особенно напряженной оставалась ситуация на линии контроля в Кашмире, через которую и забрасывались в индийскую часть штата боевики. Частые перестрелки на линии контроля, террористические акты против военных и мирного населения постоянно осложняли обстановку в Кашмире и отравляли отношения между Дели и Исламабадом. Боевики принимали активное участие и в разразившемся в мае 1999 г. Каргильском кризисе, когда стороны вплотную подошли к возможности начала четвертой войны.

Однако и после разрядки напряженности ситуация в штате продолжала оставаться нестабильной. Индийские власти постоянно обвиняли Исламабад в оказании прямой поддержки кашмирским экстремистам, требовали выдать подозреваемых в совершении терактов боевиков.

Начало 90-х годов характеризуется расколом в сепаратистском движении в Кашмире. Основная организация «Фронт освобождения Джамму и Кашмира» разделилась на два лагеря. Одно крыло во главе с Амануллой Ханом заняло непримиримые позиции, а другое, лидер которого Ясин Малик отказался от ведения вооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию «Беспартийная конференция «Свобода». Лидирующие позиции в Конференции занимала кашмирская «Джамаат-и-ислами», но примерно половина вошедших в альянс партий можно отнести к умеренным. Тесно связана с Конференцией и не вошедшая в нее «Хезб-уль-муджахидин».

Активизировал свою деятельность и созданный в 1990 г. Объединенный совет джихада. Массовые выступления в Кашмире в 1993–94 гг. были жестоко подавлены силами индийского правопорядка. На протяжении всех 90-х годов кашмирские террористы прекрасно снабжались современным оружием, амуницией, средствами связи – в общем, всем необходимым для ведения активной подрывной деятельности. Происходило это при непосредственном участии пакистанских спецслужб и, по всей видимости, с одобрения правительства.

Несмотря на то, что после терактов 11 сентября 2001 г. в США и особенно после начала антитеррористической операции в Афганистане поддержка кашмирских экстремистов со стороны Исламабада уменьшилась, обвинения в адрес Пакистана не прекратились. Особенно острыми были обвинения в поддержке исламских террористических организаций, имеющих связи с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном и его Международным исламским фронтом. Многими специалистами подчеркивается, что борьба за освобождение и независимость Кашмира является лишь одним из этапов «джихада» этих организаций против Индии. Главной же целью декларируется «освобождение мусульман в других регионах Индии на пути создания исламского халифата в Южной Азии». Состав этих группировок многонационален: сегодня там воюют и коренные кашмирцы, и пакистанцы, и наемники из других стран, бывшие талибы. Именно на территории Пакистана сформировались и набрали силу наиболее мощные из этих организаций. В первую очередь к ним можно отнести «Хезб-уль-муджахидин», «Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мохаммад», «Харкат-уль-муджахидин», «Аль-Бадр».

Эти группировки принимают наиболее активное участие в террористическом движении панисламистской направленности. Все они занимают в целом схожие позиции, которые в общем виде можно свести к следующему:

– непризнание национальных границ, утверждение права вести джихад в любой стране, где, по их мнению, притесняются мусульмане, даже если это исламская страна;

– «экспорт» джихада за пределы южноазиатского региона;

– пакистанское ядерное оружие и технологии должны быть доступны любой мусульманской стране, если они ей нужны для защиты;

– поддержка заявлений Усамы бен Ладена о том, что мусульмане имеют право и даже религиозную обязанность получить и использовать оружие массового уничтожения для защиты своих интересов;

– использование джихада и победа в Кашмире – это первый шаг на пути к объединению мусульман всего региона, а затем во всем мире. Кашмир – не конечная цель, а лишь средство проведения «большого джихада»;

– США, Индия и Израиль расцениваются как главные враги ислама.

Все организации, кроме «Аль-Бадр», входят в Международный исламский фронт Усамы бен Ладена, основанный в 1998 г. В начале к нему присоединилась «Харкат-уль-муджахидин», когда ее лидер Фарук Кашмири поддержал декларацию «Аль-Каиды», объявившую священную войну США и их союзникам. Остальные группировки присоединились к Фронту позднее. Лидер «Джаиш-е-Мохаммад» маулана Масуд Азхар несколько раз встречался в Афганистане с У.бен Ладеном, и, по данным американских и индийских спецслужб, его организация получает финансовую помощь от «Аль-Каиды».

Многие члены этих группировок, по некоторым данным, проходили военную подготовку в лагерях У.бен Ладена на территории Афганистана и оказывали активную помощь «Аль-Каиде» и талибам в борьбе против Северного альянса, а затем и против войск международной антитеррористической коалиции. До октября 2001 г. военные лагеря этих организаций располагались как на территории Афганистана, так и Пакистана.

Таким образом, эти организации представляют собой своего рода звенья глобальной террористической цепи. Характерным является то, что они принесли в Кашмир исламорадикалистские идеи, типичные для организации У.бен Ладена «Аль-Каида», которые были в основном не свойственны кашмирскому сепаратистскому движению.

За всеми крупными терактами по всему Кашмиру стоят боевики этих террористических группировок. В конце 90-х годов подготовка боевиков осуществлялась в более чем 90 тренировочных центрах. Из них около 50 расположены в пакистанской части Кашмира, 30 – в Пакистане, более 10 – в Афганистане. Переброска боевиков осуществляется в индийскую часть через линию контроля небольшими группами по 4–6 человек, как правило, под видом мирных жителей.

Мощная и разветвленная сеть террористических лагерей на территории Пакистана, Афганистана и собственно Кашмира являлась своеобразной «кузницей кадров» для пополнения рядов экстремистских организаций. Однако не только идеологическая убежденность и фанатизм приводят молодых людей в эти лагеря. Участие в террористических операциях приносит еще и неплохие денежные доходы. Средства на «зарплаты и вознаграждения» поступают и в виде крупных пожертвований из арабских стран (в первую очередь из Саудовской Аравии), и лично от У. бен Ладена, и от простых граждан как в Пакистане, так и пакистанской диаспоры за рубежом.

Многие террористические организации обладали и продолжают обладать собственными банковскими счетами, на которые в свое время поступали огромные переводы. Так, «Лашкар-е-тойяба», являющаяся боевой организацией группировки «Марказ-уд-дава-валь-иршад», собирала средства через Интернет (пожертвования шли в основном от симпатизирующих этой группировке частных лиц в Саудовской Аравии).

Такое щедрое финансирование позволяет очень неплохо зарабатывать не только руководителям террористических организаций, но и рядовым моджахедам. Так, руководители среднего звена «Лашкар-е-тойяба» получали «зарплату», примерно в семь раз большую, чем простой пакистанский служащий. Что же говорить о более высокопоставленных террористах. Рядовые «солдаты» получают гораздо меньше, но могут рассчитывать на «гонорары» за удачно выполненную операцию. Так что в стране с таким низким уровнем доходов, как Пакистан, в 90-е годы «джихад» стал таким же бизнесом, приносящим огромные доходы, как и контрабанда оружия и наркотиков.

Руководителями экстремистских бандформирований были установлены размеры выплаты денежных вознаграждений активным членам. Каждому боевику, прошедшему курс обучения в одном из тренировочных центров подготовки для заброски на индийскую территорию, выплачивалось в 2000 г. единовременное пособие в размере 4,5 тыс. долл., а после двух лет участия в антииндийских операциях до 11 тыс. долл. Установлены дополнительные премии от 200 до 2000 долл. за физическое устранение офицеров армии и полиции в зависимости от занимаемой ими должности.

Любопытно, что в основном в ряды боевиков идут молодые люди из довольно бедных семей. Образование их ограничивалось теми самыми школами-медресе, где они проходили идеологическую обработку и им внушалось, что джихад – это их святая обязанность.

В условиях безработицы и нищеты семьи с низким уровнем доходов считают за благо, если их сыновья встают на путь джихада. Большим уважением пользуются семьи шахидов (воинов-смертников), тем более, что они получают от боевых организаций еще и денежную помощь. Основанный в 1995 г. партией «Джамаат-и-ислами» фонд «Сухда-е-ислам», по словам самих же членов партии, выделил около 13 млн. рупий семьям шахидов. Кроме того, Фонд оказывает помощь и другого рода (выплата долгов, устройство на работу, обеспечение жильем). «Лашкар-е-тойяба» и «Харкат-уль-муждахидин» также обладают подобными «благотворительными» организациями, помогающими семьям бойцов-смертников.

Более состоятельные семьи предпочитают ограничиваться денежными пожертвованиями и не отправлять своих сыновей «на священную войну».

Как уже отмечалось, после терактов 11 сентября 2001 г. в США и начала антитеррористической операции в Афганистане Пакистан значительно уменьшил помощь и поддержку кашмирским экстремистам. Руководство Пакистана не только осудило теракты, но и присоединилось к антитеррористической коалиции, став одним из ключевых союзников США в регионе и предоставив территорию страны для американских военных. Официальные шаги, которые предпринял Исламабад, оказались довольно масштабными. Так, 12 января 2002 г. президент Пакистана П.Мушарраф выступил с телевизионным обращением к нации, в котором огласил программу борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Были полностью запрещены пять радикальных исламистских группировок и партий – «Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мухаммад», «Сипах-е-Сахаба Пакистан», «Техрик-е-Джафрия Пакистан» и «Техрик Нифаз Шариат-е-Мухаммади». Генерал Мушарраф пообещал также реформировать систему религиозного образования и осуществить регистрацию медресе и проверку их учебной и финансовой деятельности. Предполагалось превратить медресе в обычные учебные заведения. Также было заявлено о намерении не допускать впредь использования территории страны пакистанскими и иностранными террористическими структурами для деятельности против других государств и провоцирования столкновений между различными мусульманскими течениями в самом Пакистане.

Были также заморожены банковские счета организаций, которые ООН и США подозревают в связях с террористами.

Президент заверил, что правоохранительные органы будут пресекать любую террористическую деятельность, даже если она обоснована мотивами «джихада» или «освобождения Кашмира». В связи с этим был еще раз осужден теракт в индийском парламенте в декабре 2001 г., ответственность за который индийские власти возложили на «Лашкар-е-тойяба» и «Джаиш-е-Мухаммад». Но пакистанские власти отвергли возможность выдачи Индии подозреваемых в терроризме граждан Пакистана.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты