История возникновения и развития политической мысли в Украине

История возникновения и развития политической мысли в Украине

История возникновения и развития политической мысли в Украине


План

1. Становление политических идей Киевской Руси в ІХ - ХІІ ст. и их дальнейшее развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ - ХVІІ ст.)

2 Основные направления и тенденции развития социально-политических взглядов в Украине в ХІХ - нач. ХХ ст.

3. Становление современной украинской политической мысли

Литература


1. Становление политических идей Киевской Руси в ІХ - ХІІ ст. и их дальнейшее развитие на этапе формирования украинского народа (ХVІ - ХVІІ ст.)


Политические идеи и теории, которые создавались выдающимися политическими деятелями, мыслителями Украины, тесно связанные с ее историей, отражают политические процессы и их тенденции.

Появление собственности, распределение общества на классы, борьба за землю, сосуществование и войны с аланами, гуннами, готами, печенегами, половцами, обусловили возникновение в ІX ст. большого феодального государства восточных славян с центром в Киеве - Киевской Руси.

Периодизация развития политической мысли России совпадает с этапами в становлении и развитии русской государственности. Поскольку Украина очень долго входила в состав России, то и развитие украинской политической мысли тесно связанно с политической мыслью России. В дальнейшем, будем рассматривать оба эти направлений вместе.

Итак, Принятие в 988 г. Христианства имело огромное значение для укрепления феодального порядка, усиления древнерусского государства и княжеской власти. Оно пришло на смену идолопоклонническим формам религии, отвечая потребности общества в новом типе идеологии и мировоззрения. Христианство привлекло древнерусское государство к политической и культурной жизни европейских народов, оказывало содействие развитию письменности и образования.

Вместе с христианским учением в Давнюю Русь начали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических соображений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти.

К памятникам древнерусской литературы, в которых отображена актуальная для того времени политическая проблематика, относятся «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049 г.), летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), поэма «Слово о полку Игореве» (XІІ ст.), «Моления Даниила Заточника» (1229 г.) и др.

Главные идеи этих произведений - равноправие русского народа с другими европейскими народами; - единство русской земли; - защита угнетенных от нарушений законов внутри страны.

Наибольшего развития Древнерусское государство достигло в ХІ ст. во времена княжения Ярослава Мудрого, но после него началось дробление государства и во второй половине ХІІ ст. она распалась на отдельные княжества.

В XІV-XVІ ст. на Руси шел процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель стало Московское княжество. В этот период составляется политическая идеология централизованного государства, в котором наибольшее значение имеют проблема укрепления самодержавия и вопрос о роли Русского государства среди мировых государств.

Итогом поисков ответа на этот вопрос стала теория «Москва - Третий Рим», которая была окончательно сформулирована в посланиях псковского монаха Филофея. Он считал, что история человечества - это история возникновения, развития и упадка мировых царств, которые управляются Богом.

Первым мировым царством был Рим. Наследником Рима, или вторым Римом, стала Византия со столицей в Константинополе. Византия предала православия и за это наказана Бог - погибла под давлением турок в 1453 г. Единым носителем православия остался русский народ. А Москва стала третьим Римом и будет им до конца мира. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» - пишет Филофей.

В ХІІ - ХVІ ст. украинские земли были разъединенные и разграблены - сначала татаро-монгольским нашествием, а потом Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, турками, крымскими татарами. К середине ХVII ст. власть в стране принадлежала польскому королю, а потом русскому царю. Борьба украинского народа против социального угнетения, колонизации и окатоличивание вылилась в волну бунтов, а потом привела к образованию Запорожской Сечи, которую историки называют христианско-демократической республикой с четкой структурой общественных институтов и военной организацией во главе с гетманом.

К этому периоду относится выдающийся памятник украинской культуры XVІ ст. «Острожская Библия», на которой присягают на верность украинскому народу современные президенты Украины. Политическая борьба обусловила развитие национально-культурного движения, появления братств - добровольных православных церковных объединений.

Культурный подъем в Украине значительно усиливается в конце XVІ - нач. XVІІ ст. с появлением братств. Это были - общественно-образовательные православные объединения городского населения.

К этому периоду относится творчество писателя-демократа, идеолога крестьянских масс Ивана Вышенского (1545-1620 гг.). Его политическое учение было направлено не только против национально-религиозного угнетения, но и против политико-правовой системы Речи Посполитой. Его взгляды были проникнуты идеей равенства всех людей от рождения.

Во второй половине XVІІ ст. к братствам присоединяются высшие слои украинского общества, которые не приняли католичества и присоединяется казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным. Чуть позже была создана Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение во главе с Петром Могилой. В работах Петра Могилы можно найти размышления о светской власти, не созвучные господству власти церковной. Он отводил для церкви роль советника, а не господина и мечтал иметь в лице царя мудрого правителя, отца подданных, выступал против унии православной церкви с католической.

Преподаватели академии, религиозные и общественные деятели: Ф. Прокопович, И. Галятовский, Л. Баранович и другие отстаивали идею независимости Украины от Польши и союз с русским народом. Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) активно пропагандировал реформы Петра І, создал теорию просвещенного абсолютизма, согласно которой просвещенный монарх является верховным носителем государственной власти и направляет свою деятельность на общую пользу.

Из второй половины XVІІІ ст. в недрах феодально-крепостной системы стал развиваться капиталистический уклад. Вместе с тем в политической мысли начинает формироваться прогрессивный феодальный лагерь. Развивается политическая идеология просвещения. Для нее характерны: - вражеское отношение к крепостному праву; - активная защита образования, самоуправление, воли и европейских форм жизни.

Вершиной этого направления в России стали взгляды А.М. Радищева (1749-1802 гг.). Он считается первым русским писателем-революционером. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» показал экономическую, социальную и моральную губительность крепостного права и самодержавия. Он считал, что они существуют вместе и поддерживают друг друга.

В России и Украине продолжалось развитие капиталистических отношений, которое оказывало содействие распространению либеральных расположений духа в обществе и прежде всего среди прогрессивной части дворянства.


2 Основные направления и тенденции развития социально-политических взглядов в Украине в ХІХ - нач. ХХ ст.

Политическая мысль России и Украины в XІX ст. эволюционировала в атмосфере крепостничества, самодержавия и полного порабощения украинской нации. Это определяло основные политические идеи выдающихся мыслителей того времени.

Идеологи либерального дворянства М.М. Сперанский (1772-1839 гг.), М.А. Карамзин (1766-1826 гг.), революционеры-декабристы: М.П. Бестужев-Рюмин (1801-1826), П.И. Пестель (1793-1826 гг.) и М.М. Муравьев (1795-1843 гг.) создавали ряд проектов либеральных реформ, которые касались общественного отношения и устройства государственной власти.

Наиболее обработанным из них был проект М.М. Сперанского. Стараясь приспособить к самодержавной форме управления теорию распределения власти, Сперанский дал ей оригинальное толкование. Законодательная, исполнительная и судебная власти выступают у него как проявления единой «государственной воли». Император есть «верховный законодатель», «верховный исполнитель» и «верховный охранник правосудия». Сперанский предлагал основать Государственную думу, министерства и Сенат, как орган судебной власти.

Наиболее ярким представителем буржуазного просвещения в Украине был Сергей Десницкий. Он первым в Украине попробовал рассмотреть вопрос семьи, религии, права, собственности с точки зрения исторического развития. Ему принадлежит оригинальная социально-политическая концепция стадийного развития человеческого общества. Ее главная идея - мысль о том, что основой прогрессивного развития истории есть заключенное в самом человеке стремление к самосовершенствованию.

В 40-х годах XІХ века в Украине оформляются два главных направления социально-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое.

К либерально - демократическому принадлежали М. Костомаров, П. Кулиш, В. Антонович, М. Драгоманов. К революционно-демократическому - Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинка и др.

Либеральные идеи в Украине не имели такого развития как в странах Западной Европы. Медленное восприятие либеральных идей украинской интеллигенцией и украинским обществом обуславливалось наличием авторитарного типа политического режима в Украине, жестоким подавлением проявлений национально-освободительного движения и вследствие того - засильем и популярностью радикальных течений.

Современная политология отличает две попытки рецепции либерализма в Украине. Первая из них была связана с попыткой известного украинского публициста, историка, философа М. Драгоманова (1841-1895 гг.) перенести западные либеральные идеи в украинскую среду. В своих главных работах «Либерализм и земство в России» (1889 г.), «Письма на Приднепровскую Украину» (1893 г.) он старался соединить идею либеральной демократии с идеей опасности в развитии унитарных государственных бюрократических структур, альтернативу которых видел в соединении принципов классического либерального парламентаризма и федерального государственного устройства. Критикуя абсолютизацию интересов трудового народа, М. Драгоманов, вместе с тем продолжал народническо-демократическую традицию под флагом гражданственности. Целью переустройства общества он провозгласил «безначальство» - анархосоциализм прудоновского образца. По мысли М.П. Драгоманова гарантией прав личности может быть только свободная самоуправляемая «община». Федеративный союз таких общин является альтернативой унитарным бюрократическим структурам государства.

Суть концепции, высказанной Драгомановым, заключалась в обеспечении национальных интересов Украины с помощью конституционно-правовой реорганизации России, предоставление твердых гарантий конституционных прав граждан, права самоуправления для отдельных регионов и национальностей и обеспечение свободного развития украинской культуры.

Он принципиально и последовательно выступал против любой тирании и диктатуры, будь она монархическо-бюрократического или революционного происхождения. Они обе основаны на унитарно-демократических структурах власти и несовместимые с правами человека и свободой народа. Драгоманов решительно осуждал идее украинского национализма, государственного сепаратизма. Он считал, что политическая и национальная автономия возможная и без национально-государственного обособления от России.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты