Концепции естественного права и общественного договора в истории политических учений

Концепции естественного права и общественного договора в истории политических учений

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.

ГОУВПО «Ивановский Государственный Химико-Технологический Университет».

Реферат по политологии

на тему «Концепции естественного права и общественного договора в истории полетических учений»

Выполнил студент

Заочного отделения

Бабанов А. С.

Иваново 2006 г.                                                                                                                               



  

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Естественно правовые учения древности………………………………..5

Естественно правовые учения средневековья……………………………7

Естественно правовые учения в России………………………………….16

Естественно правовые учения новейшего времени……………………..17

Заключение…………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

 История полетических и правовых учений – дисциплина юридическая,

однако кроме юристов значительный вклад в историю полетических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд представителей философской мысли (например: Пифагор, Сократ, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н.А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории полетических и правовых учений.

 Предмет История полетических и правовых учений - представления о формах     государства, структуре и функциях законов, типах политической власти и механизме функционирования государств на различных этапах развития человечества. Под учениями имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Поэтому вне предмета История полетических и правовых учений остаются различные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей.

        Правовая мысль прошлого освещается в Истории полетических и правовых учений не в виде истории юриспруденции (с отраслями, приемами юридического анализа), а в виде теоретических концепций права и законодательства. Проблемы отраслевого профиля (относящиеся к отдельным отраслям права) изучаются лишь в том случае, если они имеют общеправовое значение, значение для понимания всего политического состояния общества.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественно правовые учения Древности.

Впервые различие права естественного и права искусственного было приведено древнегреческой мыслью.

        Аристотеля  (384-322 гг. до н.э.) можно считать родоначальником науки о политике, т.к. он первым соединил все политическое в особую отрасль социального сознания. Главное его сочинение – «Политика».

Сочинение "Политика".

Государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство -  высшая форма общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных правители заботятся об общем благе, а в неправильных - о личном. Правильными формами являются монархия, аристократия и полития, а неправильными - тирания, олигархия и демократия. Под политией Аристотель понимает такую форму государства, при которой большинство правит в интересах общей пользы; все остальные формы являются отклонением от этого идеала. Полития объединяет в себе лучшие свойства олигархии и демократии, но она свободна от их недостатков. В политии средний элемент доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой.

Идеальное государство, описываемое Аристотелем, - это, по его мнению, логическое построение, не очень точное. Население такого государства должно быть достаточным и легко обозримым. Гражданских прав не должны иметь ремесленники, матросы, торговцы. Предполагается большое число рабов. Территория должна быть достаточной, хорошо ориентированной к морю и к материку. Земля делится на 2 части: одна находится в общем пользовании государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части предоставляются на дружеских началах другим гражданам).

Аристотель не является единственным философом древности который рассуждал о политике. Был также целый ряд мыслителей, которых объединяют под названием софисты.

Софисты не являются единой школой. Старшие софисты (Протагор, Горгий и др.) придерживались в основном демократических воззрений. Среди младших софистов (Фрасимах, Калликл и др.) встречаются приверженцы и иных форм правления. Протагор считал человека мерой всех вещей, и из этого делал вывод о справедливости демократического строя. Горгий писаные законы называет "стражами справедливости", т.е. "божественного и всеобщего закона". Справедливость он ставит над законами. Естественно-правовые представления существовали у Гиппия из Элиды и Антифонта. Антифонт считал, что естественные потребности у всех одинаковые, а неравенство происходит из человеческих законов; законы не всегда соответствуют справедливости.

         Младшие софисты отвергали нравственность политики. Фрасимах говорил, что справедливость - это то, что устраивает сильнейшего, обладающего властью. Пол Агригентский считал, что поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше самому творить несправедливость, чем терпеть ее от других. В принципе он оправдывал произвол тирана. Согласно мнению Калликла, естественным является положение, когда сильный повелевает слабым и стоит выше слабого; он критиковал демократические законы и лежащий в их основе принцип равноправия граждан. Ликофрон был сторонником договорной теории, отрицал неравенство людей по природе. Алкидам Элейский также выступал за равенство всех, в т.ч. рабов.

 

Естественно правовые учения средневековья.

        Вершины могущества как в политической так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в 13 в. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274), чьи сочинения являлись своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. О вопросах государства и права он ведет речь в труде “О правлении властей” (1265-1266) в произведении “Сумма теологии” (1266-1274) и в иных работах.

        От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть “животное общительное и политическое”. В людях изначально заложено стремление объединятся и жить в государстве, ибо индивид в одиночку свои потребности удовлетворить не может. Цель государственности - “общее благо”, обеспечение условий для достойной разумной жизни.  Аквинат широко использовал категорию “закон” для объяснения различных явлений свойственных политически оформленному обществу.

        Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общии принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе и от него произведены другие виды законов. Прежде всего Естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона. Естественный закон предписывает стремится к самосохранению и продолжению рода, обязивает искать истину (бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение силой и страхом принуждать людей (создание по природе не совершенное) избегать зла и достигать добродетели. В отличае от естественного человеческий (позетивный) закон это императив с меняющимся содержанием. Говоря о  человеческом (позитивном) законе, Аквинат фактически вел речь о феодальном законодательстве.

Классово политический подтекст сопряжения человеческого закона – через закон естественный ясен: законодательство феодального государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно сколь указание божественного разума.

Однако очень важно учесть, что Ф.Аквинский отрицал значение человеческого (позитивного)  закона именно как закона над теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного.

Естественно правовые учения в Голландии.

Гуго Гроций (1583-1645)- выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права нового времени, основатель теорий естественного права и общественного договора.

Естественное право, согласно Гроцию, это и есть “право в собственном смысле слова”, и “оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и  выполнять возложенное на нас по отношению к ним обязанности”. Источником этого права в собственном смысле (то есть естественного права, которое вместе с тем есть справедливость) является, вовсе не чья либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность) то есть естественное право, по мнению Гроция, порождено потребностью людей в общении друг с другом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты